№ п/п
| Содержание (тема урока)
| Количество часов
|
I.
| Общие сведения о русском языке
| 4 (2+2р/р)
|
1.
| Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. р/к
| 1
|
2.
| Р/р Умение общаться – важная часть культуры человека.
| 1
|
3.
| Язык и его единицы. р/к Язык города Тулы и его разновидности.
| 1
|
4.
| Р/р Функциональные разновидности языка.
| 1
|
II.
| Повторение изученного в 1-4 классах
| 27 (21+6р/р)
|
5.
| Части слова (морфемы). Словарь как вид справочной литературы.
| 1
|
6.
| Орфограмма. Место орфограмм в словах. Орфографический словарь.
| 1
|
7.
| Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
| 1
|
8.
| Правописание безударных (проверяемых и непроверяемых) гласных в корне слова.
| 1
|
9.
| Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
| 1
|
10.
| Правописание проверяемых согласных в корне слова.
| 1
|
11.
| Правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
| 1
|
12.
| Буквы и, у, а после шипящих
| 1
|
13.
| Разделительные Ъ и Ь. р/к Отработка орфограмм на местном материале.
| 1
|
14.
| Раздельное написание предлогов с другими словами.
| 1
|
15.
| Р/р Текст как речевое произведение. р/к Комплексный анализ текста писателя-земляка.
| 1
|
16.
| Самостоятельные и служебные части речи.
| 1
|
17.
| Р/р Тема и план текста. Обучающее подробное изложение.
| 1
|
18.
| Р/р Подробное изложение «Случай на охоте» (по Г.А. Скребницкому).
| 1
|
19.
| Р/р Разновидности речевых недочетов.
| 1
|
20.
| Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени).
| 1
|
21.
| -Тся, -ться в глаголах.
| 1
|
22.
| Личные окончания глаголов.
| 1
|
23.
| Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.
| 1
|
24.
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
| 1
|
25.
| Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
| 1
|
26.
| Местоимение. Местоимения 1, 2 и 3 лица.
| 1
|
27.
| Р/р Основная мысль текста. р/к Комплексный анализ текста писателя-земляка.
| 1
|
28.
| Р/р Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова «Летом».
| 1
|
29.
| Обобщающее повторение изученного в начальных классах.
| 1
|
30.
| Обобщающее повторение изученного в начальных классах. Комплексный анализ текста.
| 1
|
31.
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 классах».
| 1
|
III.
| Синтаксис
| 41 (34+7р/р)
|
32.
| Наука о русском языке, ее основные разделы. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание.
| 1
|
33.
| Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
| 1
|
34.
| Смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
| 1
|
35.
| Разбор словосочетания. Основные виды словосочетаний.
| 1
|
36.
| Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание.
| 1
|
37.
| Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
| 1
|
38.
| Виды предложений по цели высказывания. Невопросительные (повествовательные и побудительные) и вопросительные.
| 1
|
39.
| Пунктуация. Культура речи.
| 1
|
40.
| Восклицательные предложения. Знаки завершения. Виды предложений по эмоциональной окраске.
| 1
|
41.
| Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее.
| 1
|
42.
| Сказуемое. Способы выражения сказуемого.
| 1
|
43.
| Тире между подлежащим и сказуемым.
| 1
|
44.
| Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения.
| 1
|
45.
| Р/р Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева.
| 1
|
46.
| Второстепенные члены предложения. Дополнение.
| 1
|
47.
| Второстепенные члены предложения. Определение.
| 1
|
48.
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
| 1
|
49.
| Обобщение изученного материала о второстепенных членах предложения.
| 1
|
50.
| Предложения с однородными членами. Интонационные особенности предложений с однородными членами.
| 1
|
51.
| Предложения с однородными членами. Пунктуационные особенности предложений с однородными членами.
| 1
|
52.
| Обобщающие слова при однородных членах предложения.
| 1
|
53.
| Р/р Анализ тем сочинений: «Памятный (интересный, необычный, веселый) день в школе». р/к
| 1
|
54.
| Р/р Сочинение на свободную тему «Памятный (интересный, необычный, веселый) день в школе». р/к
| 1
|
55.
| Обобщающие слова при однородных членах предложения.
| 1
|
56.
| Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Интонация предложений с обращением.
| 1
|
57.
| Р/р Письмо как одна из разновидностей текста. Использование обращений в письме. р/к
| 1
|
58.
| Синтаксический разбор простого предложения.
| 1
|
59.
| Контрольный словарный диктант. Пунктуационный разбор простого предложения.
| 1
|
60.
| Р/р Основная мысль сочинения. Описание картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
| 1
|
61.
| Р/р Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
| 1
|
62.
| Простые и сложные предложения.
| 1
|
63.
| Простые и сложные предложения.
| 1
|
64.
| Р/р, р/к Смысловая и композиционная цельность, связность текста «Удивительный цветок родной земли».
| 1
|
65.
| Синтаксический разбор сложного предложения.
| 1
|
66.
| Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
| 1
|
67.
| Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
| 1
|
68.
| Диалог. Тире в начале реплик диалога.
| 1
|
69.
| Диалог. Речь диалогическая и монологическая.
| 1
|
70.
| Систематизация и обобщение материала по теме «Синктаксис и пунктуация».
| 1
|
71.
| Систематизация и обобщение материала по теме «Синктаксис и пунктуация».
| 1
|
72.
| Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».
| 1
|
IV.
| Фонетика. Орфоэпия.
| 21 (18+3р/р)
|
73.
| Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.
| 1
|
74.
| Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.
| 1
|
75.
| Система гласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные. р/к Фонетические особенности языка Тульского края.
| 1
|
76.
| Система согласных звуков русского языка: согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по мягкости и твердости.
| 1
|
77.
| Позиционные чередования гласных и согласных. Сильные и слабые позиции звуков. Изменения звуков в речевом потоке.
| 1
|
78.
| Р/р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»).
| 1
|
79.
| Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости.
| 1
|
80.
| Сонорные согласные. Шипящие согласные и Ц. р/к Особенности произношения согласных звуков в Тульском крае.
| 1
|
81.
| Графика. Значение письменности. Алфавит. Рукописные и печатные буквы, прописные и строчные. Каллиграфия.
| 1
|
82.
| Р/р Описание предмета.
| 1
|
83.
| Р/р Контрольное сочинение-описание предмета на тему «Моя любимая игрушка».
| 1
|
84.
| Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
| 1
|
85.
| Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Понятие об орфоэпической норме.
| 1
|
86.
| Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Связь фонетики с графикой и орфографией.
| 1
|
87.
| Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.
| 1
|
88.
| Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Основные правила литературного произношения и ударения.
| 1
|
89.
| Фонетический разбор слова. Особенность ударения в русском языке. Трудные случаи ударения в словах.
| 1
|
90.
| Фонетический разбор слова. р/к Фонетические особенности тульского говора на примере русских народных песен.
| 1
|
91.
| Обобщение и систематизация материала по теме «Фонетика и орфоэпия».
| 1
|
92.
| Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворения.
| 1
|
93.
| Р/р Устное описание картины И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками».
| 1
|
V.
| Лексикология.
| 13 (11+2р/р)
|
94.
| Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое значение слова.
| 1
|
95.
| Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
| 1
|
96.
| Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Однозначные и многозначные слова. Ученый-лингвист Н.М. Шанский.
| 1
|
97.
| Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.
| 1
|
98.
| Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
| 1
|
99.
| Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различие омонимов и многозначных слов в речи.
| 1
|
100.
| Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. р/к Употребление синонимов в речи местных жителей.
| 1
|
101.
| Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение над использованием синонимов в устных и письменных текстах.
| 1
|
102.
| Р/р Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
| 1
|
103.
| Р/р Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
| 1
|
104.
| Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка.
| 1
|
105.
| Повторение по теме «Лексика». Основные виды словарей русского языка.
| 1
|
106.
| Контрольный диктант по теме «Лексика».
| 1
|
VI.
| Морфемика и словообразование.
| 27 (20+7р/р)
|
107.
| Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая единица языка. Ее отличие от других языковых единиц.
| 1
|
108.
| Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова.
| 1
|
109.
| Корень слова. Корневые и некорневые морфемы. Однокоренные слова.
| 1
|
110.
| Р/р Рассуждение в повествовании «Секрет названия».
| 1
|
111.
| Р/р Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе».
| 1
|
112.
| Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Суффикс.
| 1
|
113.
| Суффикс как словообразовательная морфема.
| 1
|
114.
| Приставка как словообразовательная морфема.
| 1
|
115.
| Чередование гласных и согласных в корнях слов.
| 1
|
116.
| Беглые гласные.
| 1
|
117.
| Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.
| 1
|
118.
| Морфемный разбор слова. Морфемные словари русского языка.
| 1
|
119.
| Правописание гласных и согласных в приставках.
| 1
|
120.
| Р/р Контрольное подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег».
| 1
|
121.
| Р/р Контрольное подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег».
| 1
|
122.
| Буквы З и С на конце приставок.
| 1
|
123.
| Буквы З и С на конце приставок.
| 1
|
124.
| Буквы О-А в корне -лаг- - -лож-.
| 1
|
125.
| Р/р Выборочное изложение с изменением лица «Последний лист орешника».
| 1
|
126.
| Буквы О-А в корне –раст- - -рос-.
| 1
|
127.
| Буквы О-А в корне –раст- - -рос-.
| 1
|
128.
| Буквы Ё-О после шипящих в корне.
| 1
|
129.
| Буквы И-Ы после Ц.
| 1
|
130.
| Р/р Сочинение-описание изображенного на картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
| 1
|
131.
| Р/р Сочинение-описание изображенного на картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
| 1
|
132.
| Обобщающее повторение по теме «Морфемика. Орфография».
| 1
|
133.
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».
| 1
|
VII.
| Морфология.
| 65 (55+10р/р)
|
134.
| Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
| 1
|
| Имя существительное .
| 20 (18+2 р/р)
|
135.
| Имя существительное как часть речи. р/к Морфологические особенности языка Тульского края.
| 1
|
136.
| Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова.
| 1
|
137.
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
| 1
|
138.
| Р/р Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение.
| 1
|
139.
| Нарицательные и собственные имена существительные. р/к Фамилии, возникшие на основе тульских ремесел.
| 1
|
140.
| Морфологический разбор имени существительного.
| 1
|
141.
| Р/р Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение текста Е.А. Пермяка «Перо и чернильница».
| 1
|
142.
| Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского и среднего рода.
| 1
|
143.
| Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
| 1
|
144.
| Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
| 1
|
145.
| Три склонения имен существительных.
| 1
|
146.
| Система падежей в русском языке. р/к Особенности употребления имен существительных в Тульском крае.
| 1
|
147.
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
| 1
|
148.
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
| 1
|
149.
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных на –ия, -ие, -ий.
| 1
|
150.
| Множественное число имен существительных.
| 1
|
151.
| Множественное число имен существительных. р/к Правильное употребление имен существительных в речи.
| 1
|
152.
| Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
| 1
|
153.
| Обобщающее повторение по теме «Имя существительное».
| 1
|
154.
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
| 1
|
| Имя прилагательное
| 13 (10+3 р/р)
|
155.
| Имя прилагательное как часть речи.
| 1
|
156.
| Имя прилагательное как часть речи. р/к Комплексный анализ текста-описания родной природы.
| 1
|
157.
| Синтаксическая роль имен прилагательных в предложении. р/к Правильное употребление имен прилагательных в речи.
| 1
|
158.
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
| 1
|
159.
| Правописание букв О-Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных.
| 1
|
160.
| Прилагательные полные и краткие, их грамматические признаки.
| 1
|
161.
| Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
| 1
|
162.
| Р/р Описание животного. Изложение текста-описания животного (из рассказа А.И. Куприна «Ю-Ю».
| 1
|
163.
| Р/р Описание животного. Изложение текста-описания животного (из рассказа А.И. Куприна «Ю-Ю».
| 1
|
164.
| Морфологический разбор имени прилагательного. р/к Комплексная работа с текстом В.В. Вересаева «Собачье благородство».
| 1
|
165.
| Р/р Сочинение-повествование с элементами описания животного на тему «Как я испугался» р/к.
| 1
|
166.
| Обобщающее повторение по теме «Имя прилагательное». Правильное употребление имен прилагательных в речи.
| 1
|
167.
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
| 1
|
| Глагол.
| 31 (26+5р/р)
|
168.
| Глагол как часть речи.
| 1
|
169.
| Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глаголов в предложении.
| 1
|
170.
| Правописание НЕ с глаголами.
| 1
|
171.
| Правописание НЕ с глаголами.
| 1
|
172.
| Р/р Рассказ. Композиция рассказа.
| 1
|
173.
| Неопределенная форма глагола.
| 1
|
174.
| Неопределенная форма глагола.
| 1
|
175.
| Правописание –тся и –ться в глаголах.
| 1
|
176.
| Правописание –тся и –ться в глаголах.
| 1
|
177.
| Глаголы совершенного и несовершенного вида.
| 1
|
178.
| Буквы Е-И в корнях с чередованием.
| 1
|
179.
| Буквы Е-И в корнях с чередованием.
| 1
|
180.
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
| 1
|
181.
| Время глагола. Прошедшее время.
| 1
|
182.
| Р/р Сочинение-рассказ «Как я однажды…» р/к
| 1
|
183.
| Р/р Выбор языковых средств в зависимости от темы, цели, основной мысли сочинения.
| 1
|
184.
| Настоящее время глагола.
| 1
|
185.
| Будущее время глагола.
| 1
|
186.
| Спряжение глаголов.Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.
| 1
|
187.
| Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием.
| 1
|
188.
| Правописание безударных личных окончаний глаголов.
| 1
|
189.
| Правописание безударных личных окончаний глаголов.
| 1
|
190.
| Р/р Контрольное сжатое изложение текста «Шоколадный торт» (А.А. Савчук) с изменением формы лица.
| 1
|
191.
| Р/р Контрольное сжатое изложение текста «Шоколадный торт» (А.А. Савчук) с изменением формы лица.
|
|
192.
| Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.
| 1
|
193.
| Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.
| 1
|
194.
| Морфологический разбор глагола. р/к Особенности использования глаголов в речи жителей Тульского края.
| 1
|
195.
| Употребление времен. Р/р Употребление «живописного настоящего» в повествовании.
| 1
|
196.
| Повторение по теме «Глагол». р/к Правильное употребление глаголов в речи.
| 1
|
197.
| Обобщающее повторение по теме «Глагол». р/к Комплексный анализ текста писателя-земляка.
|
|
198.
| Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
|
|
VIII.
| Повторение
| 12 (10+2р/р)
|
199.
| Повторение. Разделы науки о языке.
| 1
|
200.
| Орфограммы в приставках слов.
| 1
|
201.
| Орфограммы в корнях слов.
| 1
|
202.
| Орфограммы в окончаниях слов.
| 1
|
203.
| Орфограммы в окончаниях слов. р/к Отработка орфограмм на местном материале.
| 1
|
204.
| Р/р Контрольное сочинение на одну из тем: «Куда бы я хотел поехать летом и почему?», «Однажды в детстве», «Ветка цветущей акации». р/к
| 1
|
205.
| Р/р Контрольное сочинение на одну из тем: «Куда бы я хотел поехать летом и почему?», «Однажды в детстве», «Ветка цветущей акации». р/к
| 1
|
206.
| Употребление букв Ъ и Ь.
| 1
|
207.
| Раздельные написания.
| 1
|
208.
| Знаки препинания в простом предложении.
| 1
|
209.
| Знаки препинания в сложном предложении.
| 1
|
210.
| Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
| 1
|
| Итого:
| 210
|