|
Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2013. Тема урока: Решение задач на проценты Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений Технологическая карта урока
Данные об учителе: Алфимова Анастасия Андреевна, МБУ СОШ №72
Предмет: математика Класс: 5 Учебник (УМК): И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: Решение задач на проценты Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
| Учебные действия
| Планируемый уровень достижения результатов обучения
| Предметные
| уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента
| 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
| умение решать основные типы задач на проценты
| 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
| Регулятивные
| самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном
| 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
| планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления
| 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
| Познавательные
| закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Проценты».
| 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
| Коммуникативные
| умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
| 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
| Личностные
| формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.
| 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
| Структура и ход урока
Этап урока
| Задачи этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Время (в мин)
| Формируемые УУД
| 1. Организационный этап
| Создать благоприятный психологический настрой на работу
| Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
| Включаются в деловой ритм урока.
| 1
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
| 2. Актуализация знаний
| Актуализация опорных знаний и способов действий.
| Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.
| Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
| 3
| Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
| 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
| Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
| Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
| 4
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
| 4. Применение знаний и умений в новой ситуации
| Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.
| Организация и контроль за процессом решения задач.
| Работают в парах над поставленными задачами.
| 20
| Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
| 5. Физкультминутка
| Смена деятельности.
| Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
| Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
| 2
|
| 6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
| Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
| Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
| Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
| 4
| Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
| 7. Рефлексия (подведение итогов урока)
| Дать количественную оценку работы учащихся
| Подводит итоги работы групп и класса в целом.
| Учащиеся сдают карточки самооценивания.
| 3
| Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
| 8. Информация о домашнем задании
| Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
| Дает комментарий к домашнему заданию
| Учащиеся записывают в дневники задание.
| 3
|
|
Ход урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| 1. Организационный этап
| Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!». Давайте будем следовать совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в удивительную страну Математики. Поэтому у каждого из вас на партах лежат «Счастливые билеты». Пожалуйста, подпишите данные листы и отметьте Ваши ожидаемые результаты от урока.
| Учащиеся слушают учителя, подписывают «Счастливые билеты», описывают желаемые результаты от урока.
| 2. Актуализация знаний
| - Послушаете, пожалуйста, сказку.
Сказка о хитром и жадном короле.
Один хитрый и жадный король созвал как-то свою гвардию и торжественно заявил:
“Гвардейцы! Вы славно служите мне! Я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20%!” “Ура!” – закричали гвардейцы. “Но, – сказал король, – только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые 20%. Согласны?” “А чего же не согласиться? – удивились гвардейцы. - Пусть хоть на один месяц!”
Так и было решено. Прошел месяц, все были довольны.
“Вот здорово! – говорил старый гвардеец друзьям за кружкой пива. - Раньше я получал 10 долларов в месяц, а в этом месяце получил 12 долларов! Выпьем за здоровье короля!”
Прошел еще месяц. И получил гвардеец жалованья только 9 долларов 60 центов.
“Как же так? – заволновался он. - Ведь если сначала на 20% увеличить жалованье, а потом его уменьшить на те же самые 20%, то оно же должно остаться прежним!” “Вовсе нет, объяснил мудрый звездочет. - Повышение твоего жалованья составляло 20% от 10 долларов, т.е. 2 доллара, а понижение составляло 20% от 12 долларов, т.е. 2,4 доллара”.
Погрустили гвардейцы, но делать нечего – ведь сами согласились. И вот решили они обхитрить короля. Пошли они к королю и сказали:
“Ваше Величество! Вы, конечно, были правы, когда говорили, что повысить жалованье на 20 % и понизить его потом на те же 20% – это одно и то же. И если это одно и тоже, то давайте сделаем еще раз, но только наоборот. Давайте сделаем так: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%”. “Ну что ж, – ответил король, ваша просьба логична; путь будет, по-вашему!”
Вопрос: Кто же кого перехитрил?
| Учащиеся внимательно слушают и решают задачу.
| 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
| - Скажите, пожалуйста, каким определением мы воспользовались? (Понятием процента).
-Объясните, что такое процент.
(сотая часть целого).
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?
(Задачи на проценты).
-Правильно! Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишем сегодняшнее число, тему: Задачи на проценты.
| Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.
| 4. Применение знаний и умений в новой ситуации
| Давайте вспомним основные задачи на проценты. (записаны на слайде)
а) как найти процент от числа;
Найдите: 48% от 250
Решение: 48% = 0,48
250 0,48 =120
б) как найти по проценту целую величину;
Найдите: число, 8% которого равны 12.
Решение: 8% = 0,08
12 : 0,08 =150.
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.
Сколько процентов составляет 150 от 600?
Решение: 150 : 600 100% = 25%.
Следующее задание вы выполняете в парах (по рядам). Нужно разгадать зашифрованное слово.
Выберите правильный вариант ответа:
1) 6%; а) 0,6 в) 60 р) 0,06 п) 6
2) 4 % з) 4 л) 0,4 д) 40 е) 0,04
3) 60% ж) 6 и) 0,6 а) 60 к) 0,06
4) 100% т) 0,1 ц) 0,01 и) 1 б) 10
5)40% ц) 4 н) 40 в) 0,04 м) 0,4
Выберите правильный вариант ответа:
1) Сотая часть числа.
Б) 2%; В) треть; Д) 1%.
2) Десятая часть числа.
П) 15%; И) 10%; С) 8%.
3) Пятая часть числа.
Е) 20%; Б) 2%; В) 11%.
4) Четвёртая часть числа.
М) 5%; Н) 3%; Т) 25%.
5) Три четверти числа.
Р) 60%; С) 7%; А) 75%.
Выберите правильный вариант ответа:
1)0,5 с) 50% л)5 % ж) 500% т) 0,5%;
2) 0,08 у) 80% в) 0,8% п) 8% ц) 800%;
3) 1,5 в) 15% ж)1,5% о) 150% ю) 0,15%
4) 25% д)1/5 л) 1 я) 2/5 р) 1/4;
5) 2/5 х)25% б) 15% ч) 50% т) 40%.
Правильно, получились слова: Режим, Диета и спорт. Чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, соблюдать режим дня и правильный рацион питания.
Поэтому мы встанем и немножко отдохнем.
| Выполняют задания, зарабатывают жетоны.
| 5. Физпауза
| 5. Разминка
Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
| Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
| 6. Этап изучение нового материала.
| Рассмотрим следующую задачу:
Учитель подводит итоги успеваемости за четверть. В 5а 9 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 5б -11, но в 5а- 16 учеников, а в 5б -20 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится?
- Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен.
- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?
Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя и завуча школы.
Ребята, как вы думаете, какая цель сегодняшнего занятия? Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных.
|
Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)
| 7. Этап первичное осмысление и закрепление знаний
| - Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни.
1. Классный руководитель – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар:
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
| Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах.
Ответ к задаче:
67,9% учащихся закончили четверть на“4” и “5”
42,9% учеников посещают спортивные секции,
57,1% учеников посещают различные кружки.
Ответ к задаче:
Товар: Скидка на Сумма к
данный товар: (руб.) оплате: (руб.)
Шуба 5 390 33 110 Сапоги 780 7 020
Шапка 176 2 024
Спортивный
костюм 352 2 848
Кроссовки 92,5 1 757,5
| Индивидуальная работа
| Закрасьте указанную часть фигуры.
| Учащиеся выполняют индивидуальную работу.
А) закрашено 6
Б) закрашено 2
В) закрашено 5
Г) закрашено 9
| 8. Этап подведение итогов. Домашнее задание.
| Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Собираются карточки и выставляются оценки за работу на уроке. Домашнее задание:
Решите следующую задачу:
В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода
| Процент от заработанной суммы
| Оплата расходов на содержание квартиры
| 8
| Плата за детский сад за 1 ребенка
| 6
| Покупка продуктов
| 23
| Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)
| 23
| В копилку
| 40
|
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей. На оценку «3» - необходимо ответить на первый вопрос в задаче;
На оценку «4» -необходимо ответить и на первый и на второй вопрос в задаче.
На оценку «5» - творческое задание: придумайте задачу на проценты, которая может встретиться в жизни.
| Учащиеся сдают карточки.
Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.
|
Домашнее задание
Задача: В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Статья расхода
| Процент от заработанной суммы
| Оплата расходов на содержание квартиры
| 8%
| Плата за детский сад за 1 ребенка
| 6%
| Покупка продуктов
| 23%
| Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов, если есть необходимость и т.д.)
| 23%
| В копилку
| 40%
|
Задания:
1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.
2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу - 60 000 рублей.
Задачи для работы в классе
1. Классный руководитель – завуч школы.
1) В классе 28 учеников, 19 из них учатся на “4” и “5”.
Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? Ответ округлить до десятых процента.
2) 12 учеников посещают спортивные секции,
16 учеников посещают различные кружки.
Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки?
2. Продавец - покупатель.
Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки.
Товар: скидка на данный товар
Шуба - 38 500 рублей 14 %
Сапоги – 7 800 рублей 10%
Шапка - 2 200 рублей 8 %
Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 %
Кроссовки – 1 850 рублей. 5 %
3. Бухгалтер – сотрудник фирмы.
Ставка сотрудника – 13 500 рублей.
Доплата за совмещение обязанностей – 60 %
Доплата на транспорт - 10%
Какова заработная плата сотрудника?
Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% - налоги. Какую сумму получит сотрудник? Самоанализ
| Этапы урока
| Уровень достижения планируемого результата
| Возможные риски
| Коррекционная работа
|
Стадия Вызова
| Регулятивные действия
- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно
- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные действия
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- Выделение наиболее важной информации
- Построение логической цепочки вопросов
Коммуникативные действия
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
Личностные действия
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные действия
-Воспроизведение (актуализация) знаний о процентах.
-Воспроизведение основных видов задач на проценты
-Определение основных направлений в изучении темы
| Ученики не могут назвать основные виды задач на проценты
Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни встречаются проценты.
Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока
| 1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи на проценты 2. Учитель приводит самый «яркий» пример: скидки в магазине - сталкивается каждый человек.
3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить…
|
Стадия Содержания
| Регулятивные действия
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные действия
- Поиск и выделение необходимой информации
- Выбор способа действия
- Умение осознанно применять полученные знания на практике
Коммуникативные действия
- Умение слушать и вступать в диалог
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные действия
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные действия
- Построение нового знания о процентах
- Применение понятия процент при решении жизненных задач
- Анализ информации по теме «Проценты»
| Ученики затрудняются в определении вида задач на проценты, соответственно возникают трудности при решении
Ученики не могут работать в паре, возникают трудности в общении
Ученик отказывается работать в паре.
Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.
| 1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности
2. Учитель заранее подбирает пары или пересаживает учеников так, чтобы им было более удобно работать 3.Работа может протекать индивидуально, со стороны учителя активная поддержка и необходимая помощь.
4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.
| Стадия Рефлексии
| Регулятивные действия
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные действия
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
- Выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные действия
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
- Умение аргументировать свою точку зрения
Личностные действия
- Оценка действий человека
-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
- Предметные действия
- Применение знаний о процентах при решении практических заданий
- Способность использовать полученные знания на практике
| Ученики не могут оценить свою работу.
2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней работы
| 1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс
2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме
3. Обратить внимание учеников на параграф №40, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью.
| |
|
|