Артёмова Елена Валерьевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРЕЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Проектная деятельность в развитии познавательных интересов обучающихся начальной школы»
Артёмова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
с. Стрелецкое, 2011
Содержание:
Информация об опыте 3 - 7 стр. Технология опыта 7 - 11 стр. Результативность опыта 11 - 14 стр. Библиографический список 15 стр. Приложение к опыту 16 - 37стр.
Тема опыта: «Проектная деятельность в развитии познавательных интересов обучающихся начальной школы»
Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Данный педагогический опыт реализуется в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области».
Многолетний опыт работы в качестве учителя начальных классов показал, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что обучающиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания на практике. Знания обучающимися осваиваются преимущественно вербально, и процесс обучения чаще всего не вызывает интереса у школьников.
Возник вопрос: как сделать, чтобы эти знания воспринимались эффективно на личностном уровне? Инновационный поиск новых средств привел к пониманию того, что в работе нужны деятельностные, практико-ориентированные формы и методы обучения. В реализации перспективных педагогических технологий важное место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. И особое место в формировании исследовательской культуры обучающихся на уроках занимает метод проектов. В этой связи возникала идея становления опыта: «Проектная деятельность в развитии познавательных интересов обучающихся начальной школы».
Диагностическим инструментарием были избраны методики определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся по «Карте интересов», анкетирование «Как вы относитесь к учебе».
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики исходного уровня познавательного интереса учащихся по «Карте интересов» (А.Е. Голомшток, Приложение 1).
По результатам диагностики сформированности основных потенциалов личности обучающихся получены данные.
Сферы деятельности
| 2006–2007 уч. г.
| Математика и техника
| 10%
| Гуманитарная сфера
| 8%
| Художественная деятельность
| 48%
| Физкультура и спорт
| 64%
| Коммуникативные интересы
| 13%
| Природа и естествознание
| 18%
| Домашние обязанности,
труд по самообслуживанию
| 7%
| Данные результаты явились отправной точкой для дальнейшего наблюдения за ребёнком, с помощью которых будет легче сделать развитие ребёнка всесторонним и гармоничным для формирования у обучающихся познавательных интересов.
Актуальность опыта
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, коммуникативных навыков, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивали бы в первую очередь обще - учебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные); формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно - восполнимый в последующие годы. Поэтому овладевать проектной деятельностью ребенок должен уже в начальной школе. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность». На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее заметным. Чтобы избежать столь печального развития событий, одним из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений является метод проектов.
Актуальность опыта обусловлена противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности
между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;
между традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения современных образовательных технологий, реально необходимых на современном этапе развития общества;
между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников.
Пути разрешения этих противоречий состоят в организации проектной деятельности обучающихся и создании оптимальных условий для активизации познавательного интереса обучающихся.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования познавательных интересов обучающихся на основе метода проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Длительность работы над опытом
Разработка опыта продолжалась в течение трех лет.
Работа над обобщением опыта включала несколько этапов:
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2008 года.
II этап – основной (формирующий) – декабрь 2009 – январь 2010 года.
III этап – заключительный (контрольный) – февраль – март 2011 года.
Начальный период предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, подбор диагностического инструментария и определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся.
На формирующем этапе учитель использовал различные методы и приёмы для развития познавательных интересов на основе метода проекта.
На третьем, заключительном этапе, выяснялась эффективность используемой технологии, проводился мониторинг определения качества и уровня сформированности познавательных интересов, обработка и анализ полученных данных.
Диапазон опыта.
Диапазон опыта достаточно широк, охватывает уроки окружающего мира, изобразительного искусства, уроки технологии, уроки литературного чтения, а также внеклассную работу.
Теоретическая база опыта.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. По мнению У. Х. Килпатрика, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончанию школы, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность».
В России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в начале XX века были попытки использовать проектные методы в практике преподавания. Метод проектов в 20-30 годы привлек внимание отечественных педагогов (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев), они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Но в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность и в России за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.
В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно – познавательных приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов.
В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанного на использовании метода проектов.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися начальных классов по любому предмету. Новая форма организации обучения способствует развитию личности обучающихся, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Данные материалы могут быть реализованы в различных образовательных учреждениях в системе работы с обучающимися начальных классов, при организации системы классно-урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого УМК.
II. Технология опыта
Цель и задачи развития познавательных интересов обучающихся на основе метода проектов
Сегодня проектная деятельность школьников становится неотъемлемой частью образования, отдельной системой в образовании, одним из направлений его модернизации.
Цель опыта: развитие познавательных интересов обучающихся через организацию образовательной деятельности на основе метода проектов.
Для реализации цели необходимо решить ряд педагогических задач:
создать условия для вовлечения в проектную деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех обучающихся класса;
развивать интерес обучающихся к проектной деятельности в процессе её осуществления;
способствовать мотивации к познавательной деятельности;
формировать качественные знания обучающихся;
организовать работу по формированию познавательной самостоятельности ученика и развитию его творческих способностей.
Познавательная активность занимает в структуре познавательной деятельности место, близкое к уровню потребности. Кроме того, познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски. Факторы, которые обусловливают развитие познавательной активности, имеют важное теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития этой ценнейшей стороны личности человека. В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи. Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности.
Каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало шишек. Задача школы - научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Метод проектов позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод – универсальное средство развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи. Начиная работу, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой. При изучении темы «Семь цветов радуги» можно спросить ребят о том, кто же раскрасил радугу? Этот вопрос станет основополагающим. Гипотезы разнообразные: Бог на небе, художник, природа постаралась и т.п. Дети спорят между собой, чтобы прекратить этот спор, важно предложить ребятам отстоять свою точку зрения, представив какие-либо доказательства. Ребята соглашаются, а учитель в свою очередь интересуется, где же они собираются эти доказательства искать? Дети предлагают варианты: книги, журналы, интернет, компьютерные диски с энциклопедиями, телевидение. Так происходит знакомство с разнообразными источниками информации. Далее ребята идут в школьную библиотеку. Они берут все книги подряд и листают их от начала до конца, но ничего не могут найти. На лицах детей легко прочесть разочарование, ведь спор так и остаётся неразрешённым. Придя в класс, мы начали анализировать ситуацию: почему у нас ничего не получилось? И поняли, что для того, чтобы найти ответ на какой - либо вопрос, необходимо научиться ориентироваться в большом объёме информации (в данном случае уметь выбрать нужную книгу по названию и иллюстрациям). Выбрав эти книги, нужно предложить детям найти ответ на главный вопрос. Ребята начали читать, начиная с первой страницы всё подряд и поняли, что при их низкой технике чтения потребуется слишком много времени, чтобы найти нужную информацию. Ребята поняли, что нужно повышать свою технику чтения, а для этого необходимо много читать, а так же нужно научиться ориентироваться в книге, т.е. уметь пользоваться оглавлением, находить нужную страницу. В этом нам помог план. (Приложение 2). Выполнив все необходимые действия, ребята обрадовались. Но, как оказалось, рано. Найдя нужную страницу, они столкнулись с тем, что объём материала по данной теме очень велик. А им нужно найти короткий ответ на вопрос. Оказывается, нужно уметь выбирать главную (значимую) информацию и делать всё это лучше не одному, а сообща. Так мы разбились на группы и продолжили работу. Но тут поднялся шум, начались споры между ребятами в группах. Это подтолкнуло нас к тому, что нужно разработать правила работы в группе. Соблюдение данных правил позволило сделать работу в группах более слаженной и эффективной. Работа над проектом продолжилась. На последующих занятиях ребята узнали о том, как правильно оформить найденную информацию, распределив её по разделам. А разделы были следующими: толкование понятия; исторические сведения об объекте (гипотезы древних людей); научные факты об объекте; стихи, загадки, приметы, пословицы, иллюстрации и т.д.; дополнительные интересные сведения.) Необходимо сообщить обучающимся, в какой форме можно представить свои наработки, т.е. познакомить с формами презентации проектов. Кроме этого нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная. Здесь важен план выступления. (Приложение 2). После выступления каждой группы необходимо было дать оценку проделанной работе. Учитывая то, что в первом классе безотметочная система оценивания, с ребятами разрабатывается оценочная шкала. Она соответствует словам: очень понравилось, было иногда интересно, не понравилось. Оценивание проходило следующим образом. У каждого ученика имелись три оценочные карточки, при помощи которых он показывал, какую оценку выставил. После поднятия карточки нужно было аргументировать свою оценку. Обучающиеся настолько были увлечены работой над информационным проектом «Радуга – дуга», что после презентации данного проекта, им хотелось продолжения.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. (Приложение 3).
Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому
все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта.
Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя,
а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: изобразительного искусства, музыки, окружающего мира, математики, литературы и др.
Использование метода проекта применяется при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.
Итог проектной работы – это рукописные книги с рисунками, аппликациями, рассказами и стихотворениями, выполненные для учеников младших классов. В этой книге собирается весь материал, отобранный учениками. В дальнейшем эта книга будет дополняться работами других учеников.
Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедиа презентацию в начальной школе. В результате повышается эффективность учебного процесса. Восприятие обучающихся активизируется за счёт использования зрения и слуха.
Так на уроке «Окружающий мир» по теме «Здоровье» можно использовать презентацию «Здоровый человек. Какой он?», которую составил ребёнок.
Ученик поставил перед собой задания:
Узнать у врача, каким должен быть здоровый человек.
Найти книги о здоровом образе жизни, о полезных и вредных привычках.
Составить правила здорового образа жизни.
В результате пришёл к выводу, что надо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. (Приложение 4).
Расширить систему представлений о природе весной помог проект «Идёт – гудёт зелёный шум!». (Приложение 5).
Занятия проектной деятельностью помогают достичь следующих результатов:
· возрос познавательный интерес обучающихся;
· повысилась мотивация к учебной деятельности;
· появился интерес к освоению компьютера;
· совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, возникают трудности:
· у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
· ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
· не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Проведённая в начальной школе работа, поможет обучающимся не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.
Раздел III. Результативность опыта.
Работа над темой позволила учителю добиться определенных результатов. Результативность опыта педагога отслеживалась по следующим критериям: результаты диагностики «Карта интересов» (таблица), качество знаний обучающихся по предметам (диаграмма), участие детей в творческих конкурсах и проектах (таблица).
Результаты диагностики познавательных интересов
по «Карте интересов» (Автор А.Е. Голомшток)
№ п/п
| Сферы деятельности
| 2006 – 2007 уч. г.
| 2007 – 2008
уч. г.
| 2008 – 2009
уч. г.
| 2009 – 2010
уч. г.
| 1
| Математика и техника
| 12%
| 20%
| 36%
| 40%
| 2
| Гуманитарная сфера
| 8%
| 20%
| 24%
| 48%
| 3
| Художественная деятельность
| 48%
| 56%
| 64%
| 92%
| 4
| Физкультура и спорт
| 64%
| 68%
| 72%
| 96%
| 5
| Коммуникативные интересы
| 20%
| 40%
| 56%
| 80%
| 6
| Природа и естествознание
| 28%
| 44%
| 52%
| 92%
| 7
| Домашние обязанности,
труд по самообслуживанию
| 8%
| 20%
| 24%
| 36%
| Качество знаний обучающихся по окружающему миру, русскому языку,
литературному чтению, математике
в период с 2007/2008 по 2009/2010 учебные годы (2 – 4 классы)
Анализ диаграммы позволяет проследить устойчивый рост качества знаний обучающихся.
Об уровне стабильности результатов свидетельствуют данные классно-обобщающего контроля, проведенного в 5 классе, в ходе которого установлено, что учащиеся 5 класса имеют высокий уровень ЗУНов, владеют учебно-организационными умениями, проявляют активность, коммуникабельность.
Активная проектная деятельность школьников приносит свои плоды. Отслеживается рост личностных качеств и учебно-организационных умений обучающихся. Повышается качество выполняемых школьниками проектов. Наблюдается рост числа участников и призёров среди обучающихся начальных классов.
Участие детей в конкурсах.
Название конкурса
| Участники
| Всероссийский конкурс «Познание и творчество», номинация «Русский язык»
| Тарасова Анастасия, 2 место
| Всероссийский конкурс «Познание и творчество», номинация «Окружающий мир»
| Дереза Алексей, лауреат
| Конкурс «Пасхальное яйцо-2011»
Конкурс пасхальных композиций
| Мохонько Никита, Тарасова Анастасия, Вайгандт Наталья, 3 место
| «Мы за здоровый образ жизни»
(Выпуск буклета)
| Тарасова Анастасия, 1 место
| Конкурс «Все профессии важны»
| Тарасова Анастасия, участник
| Конкурс «Свет Рождественской звезды»
| Дереза Алексей, Красникова Алёна, благодарственные письма.
Тарасова Анастасия, Можевитина Дарья
| Межшкольный конкурс «С юбилеем, дедушка Мороз!»
| Тарасова Анастасия, 3 место Можевитина Дарья,
Мохонько Никита, 2 место
Зюзюкин Кирилл, 3 место
| Конкурс «Мир моих увлечений».
| Тарасова Анастасия
| Конкурс «Удивительный мир космоса»
| Тарасова Анастасия, Можевитина Дарья
| Акция «Покормите птиц зимой» (листовка).
| Тарасова Анастасия, Можевитина Дарья
| Участие в научно-практической конференции в г. Строитель
| Зюзюкин Кирилл,
| Участие в областной научно-практической конференции «Первые шаги в науке» в г. Старый Оскол
| Бессонов Игорь
| Участие в школьной научно-практической конференции
| Бессонов Игорь Зюзюкин Кирилл,
Тарасова Анастасия, Можевитина
Дарья
| Экологическая акция «День птиц» (листовка)
| Чернышев Артём, 2 место.
| Межшкольный конкурс «Я вижу мир»
| Зюзюкин Кирилл, 1 место
Можевитина Дарья, 2 место
| Результаты анкетирования «Как вы относитесь к учебе»
По моим наблюдениям, по отзывам обучающихся, по результатам проведенных контрольных работ стало ясно, что данная работа нашла значительный отклик в душах ребят, способствовала выработке хороших знаний по темам, изучаемым с использованием метода проектов. Метод проектов как личностно-ориентированная технология обучения может применяться в работе с учащимися начальных классов по любому предмету. Результаты исследования ориентируют на развитие у школьников при выполнении проектов ценностно-личностной мотивации, диалогичности отношений, самостоятельности, умений сотрудничества и других личностных свойств и позиций. Таким образом, удалось повысить степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательной мотивированности.
Проектная деятельность вошла в начальную школу как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в школе – требование времени. Задача педагогов - принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности проектов. При активном использовании учебных проектов в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли, логически рассуждать, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами, в контексте проблем реального мира, развивать у обучающихся мыслительные умения высокого уровня благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения. Детям после подготовки своего проекта легче даются устные предметы, у них появляется уверенность в себе. Работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже объединяются в группы, общаются, лучше узнают друг друга. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Библиографический список:
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Современный урок М.: Учитель, 2005.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К. Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
|