Главная страница


Методы педагогической квалиметрии как средства оценки образовательных результатов учащихся и педагогической деятельности преподавателя дши



Скачать 60.94 Kb.
НазваниеМетоды педагогической квалиметрии как средства оценки образовательных результатов учащихся и педагогической деятельности преподавателя дши
Дата10.02.2016
Размер60.94 Kb.
ТипДокументы

Методы педагогической квалиметрии как средства оценки образовательных результатов учащихся и педагогической деятельности преподавателя ДШИ




Качество образовательного процесса зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности учащихся, но и от качества организации образовательного процесса и уровня управления им.

Управлять качеством, значит создать систему мер по обеспечению гарантированного качества образования.

Одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса является педагогический мониторинг, реализация которого может постоянно модифицироваться за счет использования современных научно-технических достижений.

Для получения информации об образовательном процессе, сегодня недостаточно использования традиционных методов:

В настоящее время становится возможным использование педагогической квалиметрии как технологии для оценки качества образования.

С 2010-2011 года НГ МБОУ ДОД «ДШИ» стала апробировать технологию, разработанную Н.Б. Фоминой зав.лабораторией оценки качества образования, главного редактора журнала “качество образования в школе”.

 Квалиметрия – (От лат. “квали” - качество, и греческое “метро” - измерять)

На протяжении последних лет в школе складывалась определенная система оценки качества обучения. В конце каждой четверти и по итогам года проводились результаты успеваемости по классам, а также оценивалась работа учителя по таким показателям:

  • Количество учащихся

  • Количество неуспевающих

  • % успеваемости

  • % качества

  • Качество обученности

Недостатками такой системы было:

  • Определение сильных и слабых классов на уровне наблюдений

  • Акцент на слабых учащихся

  • При анализе работы учителя не учитывался уровень класса

  • Анализировался стартовый контроль, рубежный и итоговый

  • Не было единой модели для анализа обучения каждого ученика, класса, работы преподавателя

Новая модель является единой для анализа обученности каждого ученика, класса, работы преподавателя.

Все субъекты образовательного процесса обеспечены сопоставимой, объективной, достоверной информацией и качестве обучения в классе ,отделении, школе.

В методике прогнозируется:

  • ИРВ – индекс реальных возможностей

  • ИУСВ- индекс полного усвоения учебного материала

  • ИНЕУСП- индекс прогнозируемой неуспеваемости (неуспешности)

Полученные показатели:

  • РЕЗ - результативность

  • ОЦ – оценочный показатель

  • УСВ – полное усвоение материала

  • УРВ – уровень реализации учебных возможностей

  • НЕУСП – показатель неуспеваемости

Математическая модель представляется следующим образом:

  • РЕЗ (результативность ) > ИРВ(индекс реальных возможностей)

  • ОЦ (оценочный показатель) = РЕЗ(результативность )>

  • УСВ (показатель полного усвоения материала) > ИУСВ(индекс полного усвоения материала)

  • УРВ (уровень реализации учебных возможностей) > 100%

  • НЕУСП (показатель неуспеваемости) < ИНЕУСП (индекс прогнозируемой неуспеваемости)

Прогнозируемые показатели определяются в ходе обработки данных диагностических карт, которые составляются с целью определения уровня учебных возможностей класса


Диагностическая карта учебных возможностей _____

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Обучается на:

Индив. балл.
индекс

 

 

 

 

Итого____уч. на “4” и “5” Сумма____баллов

ИРВ

%

ИУСВ

%

ИНЕУСП

%

Классный руководитель -

Число

Подпись


С помощью диагностических процедур определяется индивидуальный показатель учебных возможностей каждого ученика в балльных значения, который имеет следующие значения 5, 4 и 5, 4, 4 и 3, 3, 3 и 2.

Для математической обработки надо сделать перевод пограничных показателей в удобную для вычисления форму, соответствующую средним значениям 4,5; 3,5; 2,5 и тогда диагностическая таблица приобретет удобную форму для математической обработки. Обработка результатов уровня реальных возможностей состоит из двух частей: заполнение диагностической таблицы и обработка полученных результатов.

В работе использовали метод “доверительной компетенции” для определения индекса учебных возможностей. На этом этапе диагностическую карту заполняет классный руководитель, знающий учебные возможности учащихся.

1. Составление списка учащихся

2. Определение индивидуальных учебных возможностей учащихся

3. Выделение промежуточных параметров через запятую

4. Определение индексов ИРВ, ИУСВ, ИНЕУСП.

5. Занесение полученных индексов в таблицу индексов
Диагностическая карта учебных возможностей____ класса

Ф.И.О.

Обучается на:

Индивидуальный балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

ИРВ = (сумма баллов * 100) / (5 * кол-во учащихся)

ИУСВ = https://festival.1september.ru/articles/624925/img1.gif

ИНЕУСП = 1005 – ИРВ
Прогнозируемые результаты класса, школы

Класс

Индекс

1

2

3

4

5

6

7

8

9





Средний балл

ИРВ

























ИУСВ

























ИНЕУСП


























По такой же схеме проводится анализ итоговых работ.

Прогнозируемые и полученные показатели сравниваются, и на их основе делается вывод о качестве учебной деятельности преподавателя по предметам.

Технология предусматривает определение качества обученности класса и определение эффективности работы отделения, школы.

Для этого вычисляется среднее арифметическое значение суммарного показателя результативности всех анализируемых предметов, а также сравниваются прогнозируемые результаты с показателями, полученными в ходе анализа.

Работа с сильными учащимися ведется на должном уровне, если

УСВ больше ИУСВ;

учебные возможности реализованы полностью НЕУСП меньше ИНЕУСП, уровень преподавания оптимален.

Таким образом можно проследить рост каждого ученика. Определить , наблюдается ли его прогресс по всем показателям.
Преимущества способа оценивания:

  • Ученик перестает быть зависимым от желания преподавателя

  • Появляется возможность самооценки

  • Уменьшается конфликтность между участниками процесса

  • Усиливается мотивация

  • Исчезает формализм выставления оценок, оценка связывается с результатом, что имеет воспитательное значение и не приводит к обезличиванию усилий.


Максимальный эффект такая система дает при комплексном использовании теории педагогических измерении методов мат.статистики. Методика оценки качества обучения, основанная на методах педагогической квалиметрии, является эффективной и полностью соответствует своему назначению.