Главная страница

Т. М. Мальгина (руководитель группы), директор, к п. н., доцент, заслуженный учитель РФ



НазваниеТ. М. Мальгина (руководитель группы), директор, к п. н., доцент, заслуженный учитель РФ
страница3/7
Т. М. Мальгина
Дата29.02.2016
Размер0.91 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4   5   6   7

Задание третьего уровня самостоятельной деятельности:

1) Изучив справочный материал второго уровня самостоятельной деятельности, составьте презентацию, в которой отразите правила заполнения электронами квантовых ячеек атомов.

2) Установите связь строения атома с положением химических элементов в периодической системе Д. И. Менделеева.

Задание четвертого уровня самостоятельной деятельности:

Известно, что в 1869 году (год открытия периодического закона) информация о строении атома была фрагментарной.

1) Почему после грандиозных физических открытий 20-го века в области строения атома не произошло разрушения периодического закона. В чем гениальность работ Д.И. Менделеева?

2) Объясните, почему существует фраза «Открытие периодического закона сравнимо с открытием новой эры в химии и мировой науке».

3) Напишите сочинение-рассуждение.

Задание пятого уровня самостоятельной деятельности:

Прочитайте вопросы. По вопросам сформулируйте тему проекта. Тему проекта обсудите с преподавателем. При изучении темы проекта найдите профессиональное применение указанных химических элементов в веществах, которые используются в вашей профессии.

Вопросы:

1. Сколько неспаренных электронов содержат невозбуж­денные атомы В, S, As, Cr?

2. Какие элементы могут проявлять как металлические, так и неметаллические свойства? Приведите не менее трех примеров.

3. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах периодической системы? Приведите конкрет­ные примеры соединений элементов, подтверждающие эти свойства.

4. В атоме, какого элемента — лития или цезия — связь валентного электрона с ядром сильнее? Объясните по­чему.

5. Разработка графических схем текстового материала.

Литература:

1. Вержичинская, С. В.  Химия и технология нефти и газа [Текст] : учеб. пособие / С. В. Вержичинская, Н. Г. Дигуров .- 2-е изд., испр. и доп. - М. : Форум, 2009. - 400 с. : ил.. - Библиогр.: с. 392. - ISBN 978-5-91134-304-0.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н., Маскаев Ф.Н. Общая химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. – М.: Просвещение, 2005.

3. Габриелян, Олег Сергеевич. Химия. 10 класс: базовый уровень учебник для общеобраз. учрежд./О. С. Габриелян.-5-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2009.-191,[1] с.:илл.-Предм. указ.: 188-190.-40000 экз. -ISBN 978-5-358-06909

4. Глинка, Н. Л.  Задачи и упражнения по общей химии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Л. Глинка; под ред. В. А. Рабиновича, Х. М. Рубиной.- Изд. стер. - М. : Интеграл-Пресс, 2007. - 240 с. - Прил.: с. 221-229. - ISBN 5-89602-015-5.

5. Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Ю. М. Ерохин.- 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 384 с. - (Среднее профессиональное образование) - ISBN 5-7695-1178-8.

6. Кузьменко Н. Е. и др. Химия. Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие/ Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, В. А. Попков. - М.: Дрофа, 1997. - 528 с.: ил.

7. Медведев, Ю.Н. ЕГЭ 2013. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 159, с. ISBN 987-5-377-05522-8.

8. Общая химия: Н. Л. Глинка — Санкт-Петербург, Интеграл-Пресс, 2008 г.- 728 с.

9. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко — Москва, Новая Волна, Умеренков, 2009 г.- 288 с.

10. Хомченко Г. П. Химия (для подготовительных отделений). Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2012. - 368 с., ил.

Срок сдачи: одна календарная недели после выдачи задания.

Решить тесты группы А:

А1. Электронная конфигурация соответствует 1s22s22p2 частице

1) O2- 3) C2+

2) O2+ 4) C2-

А 2. Наименьшим атомным радиусом обладает

  1. алюминий 3) натрий

  2. аргон 4) магний

A3. Верны ли следующие суждения о цинке и его соединениях?

А. Атом цинка в основном состоянии не содержит неспаренных электронов.

Б. Цинк образует основный оксид.

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения.

  4. оба суждения неверны

А4. Водородная связь реализуется

  1. в молекуле водорода

  2. в молекуле воды

  3. между молекулами водорода

  4. между молекулами воды

Таблица 3 – Эталоны ответов:

Задание

Ответы

А1

2

А2

2

А3

1

А4

4


2.4.Тема 4. «Периодический закон Дмитрия Ивановича Менделеева, свойства веществ». (2 часа)

Цель: формирование компетенций в сфере теоретических основ знаний и научно-исследовательской деятельности студента.

Методические рекомендации:

1) Студенту необходимо собрать текстовые материалы по теме «Периодический закон Дмитрия Ивановича Менделеева.»

2) Основываясь на собранных текстовых материалах, студенты колледжа составляют рефераты либо пишут сочинения по указанной теме.

Задание первого уровня самостоятельной деятельности:

Напишите реферат по указанной структуре по теме «Периодический закон Дмитрия Ивановича Менделеева» и подготовьте устное сообщение.

Структура реферата:

- обложка (где указывается тема, автор работы, номер группы, текст работы);

- содержание (состоит из введения и пунктов, подпунктов или параграфов);

- введение, в котором расписываются цели и задачи описываемого материала.

- основной текст, где материал делится автором на пункты, подпункты или главы, параграфы, подпараграфы. В основной части студентам необходимо рассмотреть вопрос шире, чем он изучается на занятиях. Указать, что периодический закон, открывает новую эру в химии – эру современной химии. Студентам необходимо познакомиться с биографией величайшего химика Д.И. Менделеева.

- выводы;

- список литературы (не более 10 источников).

Структура сочинения:

- введение;

- основная часть. В основной части должно быть рассуждение по теме. Рассуждение опирается на выбранную профессию, то есть каждая тема должна быть профориентирована.

Задание второго уровня самостоятельной деятельности:

Напишите полные ответы на вопросы и оформите их в виде реферата:

1. Сколько неспаренных электронов содержат невозбуж­денные атомы В, S, As, Cr?

2. Какие элементы могут проявлять как металлические, так и неметаллические свойства? Приведите не менее трех примеров.

3. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах периодической системы? Приведите конкрет­ные примеры соединений элементов, подтверждающие эти свойства.

4. В атоме какого элемента — лития или цезия — связь валентного электрона с ядром сильнее? Объясните по­чему.

5. Почему в группы лантаноидов и актиноидов входит по 14 элементов?

6. Какие общие свойства имеют элементы Мп и С1, нахо­дящиеся в одной группе периодической системы?

7. Каков состав ядер изотопов 12С и 13С, 14N и 15N?

8. Изотоп 210Ро, излучающий а-частицы, используется в смеси с бериллием в нейтронных источниках. Через ка­кое время интенсивность таких источников уменьшится в 32 раза? Период полураспада 210Ро равен 138 дням.

9. Изотоп 137Cs имеет период полураспада 29,7 лет. 1 г этого изотопа прореагировал со взрывом с избытком во­ды. Каков период полураспада цезия в образовавшемся соединении? Ответ обоснуйте.

Задание третьего уровня самостоятельной деятельности:

1) Составьте общую модель – таблицу значения периодического закона Д. И. Менделеева для естествознания в целом и других наук.



Рисунок 3 – Периодический закон в системе наук естествознания и философии.

2) Опишите, какое значение имеет периодический закон для развития физики, химии, биологии. Материал представьте в виде схемы, которую студент составляет самостоятельно.

Задание четвертого уровня самостоятельной деятельности:

1) Пользуясь поисковыми системами интернета, соберите материал о распространенности химических элементов во Вселенной и объясните, какое значение имеет периодический закон для освоения новых миров и планет Вселенной.

2) Материал оформите в виде реферата и презентации, подготовьте сообщение по итогам разработанного материала.

Задание пятого уровня самостоятельной деятельности:

1) Самостоятельно изучите тему «Ядро атома и радиоактивные превращения».

2) Ответьте на вопрос: «Существует ли взаимосвязь между темами «Ядро атома и радиоактивные превращения» и «Ядро атома и радиоактивные превращения»?.

3) Напишите примеры ядерных превращений веществ.

4) Объясните значение явления радиоактивности в вашей профессии, где эти вещества могут находиться, откуда мигрировать из окружающей среды.

5) Оформите материал в виде проекта с иллюстрациями и презентацией.

Литература:

1. Вержичинская, С. В.  Химия и технология нефти и газа [Текст] : учеб. пособие / С. В. Вержичинская, Н. Г. Дигуров .- 2-е изд., испр. и доп. - М. : Форум, 2009. - 400 с. : ил.. - Библиогр.: с. 392. - ISBN 978-5-91134-304-0.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Соловьев С.Н., Маскаев Ф.Н. Общая химия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений с углубленным изучением химии. – М.: Просвещение, 2005.

3. Габриелян, Олег Сергеевич. Химия. 10 класс: базовый уровень учебник для общеобраз. учрежд./О. С. Габриелян.-5-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2009.-191,[1] с.:илл.-Предм. указ.: 188-190.-40000 экз. -ISBN 978-5-358-06909

4. Глинка, Н. Л.  Задачи и упражнения по общей химии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Л. Глинка; под ред. В. А. Рабиновича, Х. М. Рубиной.- Изд. стер. - М. : Интеграл-Пресс, 2007. - 240 с. - Прил.: с. 221-229. - ISBN 5-89602-015-5.

5. Ерохин, Ю. М. Химия [Текст] : учеб. для сред. спец. учеб. заведений / Ю. М. Ерохин.- 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 384 с. - (Среднее профессиональное образование) - ISBN 5-7695-1178-8.

6. Кузьменко Н. Е. и др. Химия. Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие/ Н. Е. Кузьменко, В. В. Ерёмин, В. А. Попков. - М.: Дрофа, 1997. - 528 с.: ил.

7. Медведев, Ю.Н. ЕГЭ 2013. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 159, с. ISBN 987-5-377-05522-8.

8. Общая химия: Н. Л. Глинка — Санкт-Петербург, Интеграл-Пресс, 2008 г.- 728 с.

9. Сборник задач по химии для поступающих в вузы: Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко — Москва, Новая Волна, Умеренков, 2009 г.- 288 с.

10. Хомченко Г. П. Химия (для подготовительных отделений). Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2012. - 368 с., ил.

Срок сдачи: две календарные недели после выдачи задания.

Средства диагностики проведенной самостоятельной работы:

Выполнение диагностических тестов ЕГЭ из части группы А:

А1. Электронная конфигурация ls22s22p6 отвечает

  1. атому фтора 3) атому натрия

  2. фторид-иону 4) сульфид-иону

А2. Кислотные свойства в ряду высших оксидов углерода — кремния — фосфора

  1. возрастают

  2. ослабевают

  3. сначала возрастают, затем ослабевают

  4. сначала ослабевают, затем возрастают

Таблица 4 - Эталоны ответов:

Задание

Ответ

А1

2

А2

4


2.5.Тема 5. «Теория электролитической диссоциации» (1 час)

Цель: формирование компетенций в сфере теоретических основ знаний применимых в будущей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации.

Выполнение самостоятельной работы можно проводить в трех направлениях: написание уравнений диссоциации; написание рефератов; написание сочинения или рассказа (профессиональная история), применяя знания по теории электролитической диссоциации.

Задание первого уровня самостоятельной деятельности:

Напишите уравнения электролитической диссоциации для десяти растворимых солей, которые в водном растворителе диссоциируют на катионы и анионы. Уравнения записываются в тетрадь. Для выполнения задания необходимо прочитать справочный материал к теме.

Справочный материал.[6] Электролиты и электролитическая диссоциация

Известно, что существуют две основные причины про­хождения электрического тока через проводники: либо за счет движения электронов в электрическом поле, либо за счет движения ионов. Электронная проводимость прису­ща, прежде всего, металлам.

Ионная проводимость присуща многим химическим соединениям, обладающим ионным строением, например солям в твердом или расплавленном состояниях, а также многим водным и неводным растворам. В связи с этим все вещества принято условно делить по их поведению в рас­творах на две категории: а) вещества, растворы которых обладают ионной проводимостью (электролиты); б) ве­щества, растворы которых не обладают ионной проводи­мостью (неэлектролиты). К электролитам относится боль­шинство неорганических кислот, оснований и солей. К неэлектролитам относятся многие органические соеди­нения, например спирты, углеводы.

Оказалось, что, кроме хорошей электропроводности, растворы электролитов обладают более низкими значе­ниями давления пара растворителя и температуры плав­ления и более высокими температурами кипения по срав­нению с соответствующими значениями для чистого рас­творителя или для раствора неэлектролита в этом же растворителе. Для объяснения этих свойств шведский ученый С. Аррениус в 1887 г. предложил теорию электро­литической диссоциации.

Под электролитической диссоциацией понимается рас­пад молекул электролита в растворе с образованием по­ложительно и отрицательно заряженных ионов — катио­нов и анионов. Например, молекула уксусной кислоты может диссоциировать в водном растворе следующим об­разом:



Процесс диссоциации во всех случаях является обра­тимым, поэтому при написании уравнений реакции дис­социации необходимо применять знак обратимости. Различные электролиты, согласно теории Аррениуса, диссоциируют на ионы в различной степени. Полнота распада зависит от природы электролита, его концентра­ции, природы растворителя, температуры.

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоци­ации. Константа диссоциации. Одним из важнейших по­нятий теории электролитической диссоциации Аррени­уса является понятие о степени диссоциации.




Степенью диссоциации а называется отношение числа молекул, распавшихся на ионы ( n'), к общему числу рас­творенных молекул (n):

Из этого выражения очевидно, что а может изменять­ся от 0 (диссоциации нет) до 1 (полная диссоциация). Сте­пень диссоциации часто выражают в процентах. Степень диссоциации электролита может быть определена только экспериментальным путем, например по измерению тем­пературы замерзания раствора, по электропроводности раствора и т. д.

В зависимости от степени диссоциации различают электролиты сильные и слабые. Электролиты со степенью диссоциации больше 30% обычно называют сильными, со степенью диссоциации от 3 до 30% — средними, менее 3% — слабыми электролитами.

К сильным электролитам относятся почти все соли, не­которые кислоты (НС1, HBr, HI, HN03, HC104, H2S04(paзб.)) и некоторые основания (LiOH, NaOH, КОН, Са(ОН)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2). К слабым электролитам относится большинство кислот (особенно органических) и осно­ваний.

Степень диссоциации как сильных, так и слабых электролитов зависит от концентрации раствора (сте­пень диссоциации тем выше, чем более разбавлен рас­твор). Более точной характеристикой диссоциации элект­ролита является константа диссоциации, которая от концентрации раствора не зависит.

Выражение для константы диссоциации можно полу­чить, если записать уравнение реакции диссоциации электролита АК в общем виде:

АК↔ А- +. (1)

Поскольку диссоциация является обратимым равновес­ным процессом, то к реакции (1) применим закон дейст­вующих масс, и можно определить константу равно­весия как

K = [A-] [K+] (2)

[АК] '

где К — константа диссоциации, которая зависит от тем­пературы и природы электролита и растворителя, но не зависит от концентрации электролита.

В таблице 2 представлены численные значения конс­тант равновесия для некоторых химических реакций. Диапазон констант равновесия для разных реакций очень большой — от 10-16 до 10-15.

Таблица 2 – Константы равновесий для некоторых реакций электролитов




Например, высокое значение К для реакции

Ситв + 2Аg+водн ↔Си2+водн + 2Agr тв (3)

означает, что если в раствор, содержащий ионы серебра Ag+, внести металлическую медь, то в момент достиже­ния равновесия концентрация ионов меди [Си2+] намного больше, чем квадрат концентрации ионов серебра [Ag+]2. Напротив, низкое значение К в реакции

AgI↔Ag+ + I- (4)

говорит о том, что к моменту достижения равновесия рас­творилось ничтожно малое количество иодида сереб­ра AgI.

Задание второго уровня самостоятельной деятельности:

Основываясь на собранных текстовых справочных материалах, составьте рефераты или напишите сочинение.

Структура реферата:

- обложка (где указывается тема, автор работы, номер группы, текст работы);

- содержание (состоит из введения и пунктов, подпунктов или параграфов);

- введение, в котором расписываются цели и задачи описываемого материала.

- основной текст, где материал делится автором на пункты, подпункты или главы, параграфы, подпараграфы. В основной части студентам необходимо рассмотреть вопрос шире, чем он изучается на занятиях. Студенты должны внимательно изучить положения теории электролитической диссоциации. На основе этого материла студенты описывают явления диссоциации веществ, которые встречаются в профессиональной деятельности.

- выводы;

- список литературы (не более 10 источников).

Структура сочинения:

- введение;

- основная часть. В основной части должно быть рассуждение по теме. Рассуждение опирается на выбранную профессию, то есть каждая тема должна быть профориентирована.

Задание третьего уровня самостоятельной деятельности:

Ответьте на предложенные ниже вопросы в форме реферата, составьте презентацию, подготовьте устное сообщение.

Вопросы:

1. Какие вещества называются электролитами? Приведите примеры электролитов?

2. Какие вещества называются неэлектролитами?

3. Какие учёные работали над созданием теории электролитической диссоциации? (особенно обратите внимание на работы русских ученых: Ивана Алексеевича Каблукова, Дмитрия Ивановича Менделеева (теория растворов)).

4. Что означает термин «ассоциация» и «диссоциация»?

5. Сформулируйте и объясните своими словами положения теории электролитической диссоциации?

2. Написание уравнений реакций электролитической диссоциации для веществ: серная кислота (в одну ступень), хлорид магния, соляная кислота.

3.Написание химических рассказов по теме: «Теория электролитической диссоциации».
1   2   3   4   5   6   7