Главная страница

Т. М. Мальгина (руководитель группы), директор, к п. н., доцент, заслуженный учитель РФ



НазваниеТ. М. Мальгина (руководитель группы), директор, к п. н., доцент, заслуженный учитель РФ
страница1/7
Т. М. Мальгина
Дата29.02.2016
Размер0.91 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7

ГАОУ СПО «Колледж сервиса города Оренбурга Оренбургской области»

Авторский коллектив:

Т. М. Мальгина

(руководитель группы),

директор, к. п. н., доцент,

заслуженный учитель РФ
О. А. Шипилова, зам. директора по ООД
Р. Р. Зайнутдинов, преподаватель

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ ПО ХИМИИ И

ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
(работа представлялась на конкурс в Региональный центр развития образования Оренбургский области Министерства образования Оренбургской области (в рамках пед. практики))

Оренбург, 2013

СОДЕРЖАНИЕ







стр




Введение

3

1

Педагогические условия реализации самостоятельной деятельности студента в условиях колледжа

5

2

Дидактические условия реализации самостоятельной деятельности студента колледжа


9

2.1

Тема 1: «Материя. Виды материи. Возможность существования жизни без материи»

16

2.2

Тема 2: «Атомное, молекулярное учение древнего мира о строении материи»

20

2.3

Тема 3: «Строение атома». «Атом – сложная частица». «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения строения атома».

22

2.4

Тема 4: «Периодический закон Дмитрия Ивановича Менделеева. Свойства веществ»

29

2.5

Тема 5. «Теория электролитической диссоциации»

33

2.6

Тема 6. «Вычисление массовой доли веществ»

38

2.7

Тема 7. «Написание формул гидротированных и сольватированных ионов. Значение гидротированных и сольватированных ионов в профессиональной деятельности студента»

41

2.8

Тема 8. Решение задач. Неорганические и органические классы веществ

46

2.9

Тема 9. Составление рефератов и презентаций

58




Приложение А – Тест № 1 на оценку способностей к саморазвитию, самообразованию студента

60




Приложение Б – Тест № 2 на самооценку способностей к творческой самореализации студента

63

Введение
Актуальность работы. Самостоятельная работа студентов в настоящее время является неотъемлемой частью учебной деятельности, на которую отводится до 50% учебного времени. Темы самостоятельной работы отражены в программах и календарно-тематических планах (пункт 7.1 ФГОС).

В современных условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения необходимо вовлекать всех студентов в самостоятельную деятельность, что является основой настоящего учебного процесса. В прошлом самостоятельная работа проводилась в течение урока, на которую отводилось 10 - 15 минут и то не на каждом занятии. Дидактические материалы не имели широкой дифференцированности заданий по уровням сложности и разнообразию учебных заданий. Иногда использовались проектная и реферативная деятельность. В связи с внедрением стандартов третьего поколения самостоятельная деятельность приобретает системный характер и становится одним из слагаемых технологий обучения студентов.

Методики самостоятельной работы со студентами основываются на многочисленных научных работах В. М. Андреевой, М. Г. Гарунова, Е. С. Заир-Бек, П. И. Пидкасистого, А. Н. Ксенофонтовой, А. В. Кирьяковой, П. Е. Кермана, В. А. Никитина – Потанича, В. Г. Рындак, В. П. Тарентей, Е. П. Табаковой, Л. В. Миркуловой, в которых разработаны технологии самостоятельной деятельности студента. В настоящее время актуальным является построение самостоятельной деятельности студента в аудиторное и внеаудиторное время.

Цели работы.

Образовательная. Создание педагогических условий для самостоятельной деятельности студентов в контексте стандартов третьего поколения для предметов «Химия» и «Естествознание».

Воспитательная. Воспитание у студентов умений самоорганизации, самоконтроля в процессе самостоятельной деятельности, развитие исследовательских качеств личности, культуры работы с научными материалами.

Научная новизна. Новизна работы определяется созданием педагогических условий для реализации самостоятельной деятельности студента в аудиторное и внеаудиторное учебное время в контексте дифференцированного подхода к обучению студентов колледжа.

Авторы выражают признательность А. В. Бутримову (начальник отдела профессионального образования ГБУ РЦРО) за методическую помощь в написании курса самостоятельной деятельности по предмету «Химия» и «Естествознание».

1. Педагогические условия реализации самостоятельной деятельности студента в условиях колледжа

В условиях внедрения стандартов третьего поколения изменения претерпели и педагогические условия реализации самостоятельной деятельности студентов «Колледжа сервиса». В настоящее время ученые Н. В. Ипполитова, Н. Стерхова, Б. В. Куприянов, В. И. Андреев, В. А. Беликов выделили три основных вида педагогических условий – организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия. Эти условия существуют и в нашем учебном заведении, поэтому рассмотрим, каким образом происходит реализация самостоятельной деятельности студента на уроках «Химия» и «Естествознание».

В организационно-педагогических условиях реализации самостоятельной деятельности студента колледжа предусмотрена сконструированная система педагогического процесса, в который заложено от 30 до 50% учебного времени, отведенного на самостоятельную деятельность. Педагогические технологии самостоятельной деятельности предусматривают поэтапное выполнение самостоятельной работы. Самостоятельную деятельность можно представить в виде алгоритма, рисунок 1.

Каждому шагу работы соответствует содержание и время реализации самостоятельной работы. Первые четыре шага характеризуются подготовительной деятельностью, студент и преподаватель определяют уровень выполнения самостоятельной работы, методы выполнение работы.

Уровень самостоятельной работы для студента может определяться им самим или преподавателем на основе данных входной диагностики. Первый уровень заданий - самый простой. Это воспроизведение информации, которую студент прочитал в предложенной литературе и написал в виде краткого реферата. Второй уровень самостоятельной деятельности предполагает выполнения заданий по образцу, например, написание уравнений реакции и расстановка коэффициентов по известной стехиометрической методике.

Первые два уровня оцениваются на оценку «удовлетворительно».


Шаги самостоятельной деятельности студента колледжа

Содержание и время реализации

определяемого этапа



Шаг 1. Выявление цели работы и её связь со специальностью, роль в развитии профессиональных и общих компетенций

При выдаче задания в аудиторное время. На этапе проверки домашнего задания.






Шаг 2. Конкретизация полученной задачи. Примерный поиск методов решения задачи

Преподаватель намечает алгоритм подбора материала для реализации самостоятельной деятельности студента







Студент сам выбирает задание, которое он успешно может выполнить из предложенных пяти уровней




Шаг 3. Самостоятельная диагностика готовности к одному из пяти уровней самостоятельной деятельности



Шаг 4. Выбор способа действия и подбор графика реализации работы до указанного срока выполнения работы

Студент сам подбирает способы решения задания. Это может быть внеаудиторная работа с преподавателем, это поиск информации по предложенной литературе в библиотеке колледжа или библиотеке Оренбургского университетского округа через интернет (внеаудиторная работа).








На данном этапе студент должен не просто спланировать выполнение работы, но и спланировать применение данной темы в своей будущей профессии (развитие профессиональных компетенций)



Шаг 5. Планирование работы и «наброски» работы.





Шаг 6. Реализация планов самостоятельной работы.

На данном этапе студент самостоятельно выполняет работу, но при этом в рамках дополнительных занятий и кружковой работы может обратиться к преподавателю.









Шаг7. Оценка преподавателем работы при её защите. Самооценка.

На данном этапе главное - самооценка выполненной работы, то есть письменный отзыв о работе. Студент отмечает актуальность выполненной работы для его будущей специальности.




Рисунок 1 – Алгоритм самостоятельной деятельности студента «Колледжа сервиса»

На третьем уровне происходит конструирование и моделирование информации, студент анализирует информацию и решает задачи расчетного плана. Моделирование заключается в использовании технологий критического мышления, где, применяя прием «Инсёрт» и прием «Мышление под прямым углом» или другие, студент в результате сможет классифицировать информацию и проводить её анализ. Данный уровень оценивается на оценку «хорошо».

Четвертый уровень – эвристический. Он наиболее актуальный для нашего учебного заведения, так как на этом уровне происходит реализация связи будущей профессии, которую получит студент, и знаний химии и естествознания.

Пятый уровень предполагает проведение исследования. Исследования в области естествознания и химии может выполнять любой студент. Уровень его подготовки является не определяющим фактором, главное - это желание студента узнать больше как с профессиональной точки зрения, так и с естественнонаучной точки зрения. За выполнение самостоятельных работ четвертого и пятого уровней осуществляется выставление оценок «хорошо» и «отлично».

На каждом этапе и уровне самостоятельной деятельности студентов проводится консультирование, которое осуществляется в аудиторной и внеаудиторной интерактивной форме. Студенты приходят по графику дополнительных и кружковых занятий на консультации, то есть эти аудиторные занятия происходят через интернет-ресурсы и микроблоги, создаваемые студентами, обучающиеся по профессии «Мастер по обработке цифровой информации».

В рамках психолого-педагогических условий колледжа самостоятельная работа отражается в создании среды для развития личностных качеств студента. Важнейшие качества личности широко рассматриваются в работах К. К. Платонова, И. П. Иванова, Д. Кеттела, Э. Фромма, З. Фрейда. Эти учёные описывали модели структуры качеств личности. На основе этих моделей в условиях самостоятельной деятельности можно формировать ключевые компетентности личности по видам деятельности – коммуникативная, профессиональная, предметная, трудовая. В основе уровневой и поэтапной деятельности студентов заложены формирующие акценты личности студента – стремление к самоорганизации и самоподготовке, умение презентовать себя, что достигается на последнем этапе самостоятельной деятельности при защите проектов. Умения к самоорганизации учебной деятельности становятся основой при овладении профессиями «Закройщик», «Парикмахер», «Мастер по обработке цифровой информации», «Гостиничный сервис», «Туризм». Все эти профессии и специальности требуют коммуникативных компетенций, что достигается в условиях, когда студенты устно излагают свои мысли во время консультирования проектов и заданий самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной работы в структуре личности формируются нравственные компетенции, так как знания повышают нравственный потенциал человека. Новообразованием становится продуктивная компетенция – умение создавать собственный интеллектуальный труд, пусть и малого масштаба. В качестве психологического новообразования у студентов образуется профессиональное самоопределение и новое мировоззрение.

В приложении А и Б представлены анкеты, которые мы используем во время входной диагностики для определения уровня возможностей студента осуществлять самостоятельную деятельность. Анкетирование позволяет дифференцированно подойти к самостоятельной работе со студентами колледжа.

Дидактические условия самостоятельной деятельности в колледже определяются конструированием технологий и методов подбора. Дидактические условия определяются не просто карточками и вопросами, а рабочими тетрадями, брошюрами по самостоятельной работе, видеожурналами и интерактивными методами обучения.

Представляемый дидактический материал имеет вид системы заданий из пяти уровней, дидактические материалы начинаются с обращения к студенту с целью актуализации самостоятельной деятельности. На каждую тему имеется диагностический материал на основе тестов ЕГЭ.

2. Дидактические условия реализации самостоятельной деятельности студента колледжа

Обращение к студентам.

Уважаемые студенты! Вы начинаете изучать интересный предмет «Естествознание», в который входят темы, касающиеся химической науки. Самостоятельная работа позволит вам более широко изучить курс естествознания и химии. При изучении вами различных междисциплинарных курсов вы столкнетесь с химическими веществами, которые применяются в вашей профессии. Профессиональные знания всегда опираются на общеобразовательные предметы, поэтому от того, как вы будете приобретать знания по предметам, будет зависеть его будущая профессиональная компетентность.

Критерии оценок. В каждой теме представлены различные виды работ, которые оценивает преподаватель по критериям, представленным в таблице 1. Студент выбирает сам любой вид работы, соответственно получает оценку, что осуществляется с учетом уровня самостоятельной деятельности.

Таблица 1 – Критерии оценок, выставленных после выполнения работ.

Темы

Виды работ

Уровень самостоятельной работы

Количественная характеристика, выполняемой работы

Оценка

Тема 1: «Материя. Виды материи. Возможность существования жизни без материи»

Работа с текстом

Первый уровень (дословное и преобразующее представление информации)

В случае выполнения работы более чем на 90%.

«удовлетворительно»


Выполнение реферата

Второй уровень (работа по образцу)

Студент пишет реферат.

На втором уровне возможно выставление более высокой оценки в случае его защиты

«удовлетворительно»

«хорошо»

Моделирование (проект)

Третий уровень

Выполнение проекта при 100% исполнении

«хорошо»

Исследовательская работа (проект)

Четвертый и пятый уровень

80% выполнение исследовательского проекта предполагает выставление оценки;

Полностью завершенный исследовательский проект предполагает выставление оценки

«хорошо»

«отлично»

Тема 2: «Атомное, молекулярное учение древнего мира о строении материи»

Реферат

Первый уровень самостоятельной деятельности

В случае выполнения работы более чем на 60%:

«удовлетворительно»



Второй уровень самостоятельной деятельности. Создание презентации на основе материалов реферата

Для получения оценки необходимо выполнить реферат и презентации, что соответствует оценке

«хорошо»


Третий уровень самостоятельной деятельности

Данный уровень предполагает устную презентацию реферативного и видео материалов

«хорошо»

Кроссворд

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Составление кроссворда всегда предполагает работу с терминологией, вырабатываются умения задавать вопрос и формулировать ответ



«отлично»

Написание проекта

Пятый уровень самостоятельной деятельности

На данном уровне предполагается чтение статей и реферирование. Проект оформляется и защищается.


«отлично»

Тема 3: «Атом, периодический закон Д.И. Менделеева».



Работа с текстом учебника

Первый уровень самостоятельной деятельности по плану

Составление конспекта

«удовлетворительно»

Второй уровень самостоятельной деятельности

Составление электронных формул атомов химических элементов

«хорошо»

Составление презентации

Третий уровень самостоятельной деятельности

Раскрытие взаимосвязи строения электронных оболочек атомов элементов и их положения в периодической системе, оценка ставится, когда правильно написаны электронные формулы.

Более высокая оценка выставляется при выстраивании логических связей между понятиями «строение электронных оболочек атомов» и «положением в периодической системе»


«хорошо»

«отлично»

Сочинение рассуждение

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Составляется сочинение - рассуждение о значении периодического закона при изучении строения атома.

«отлично»

Проектирование

Пятый уровень самостоятельной деятельности

Проект пишется на основе вопросов. Студент сам формулирует тему проекта. Представляет текст проекта к рассмотрению преподавателем, и защищает проект.


«отлично»

Тема 4: «Периодический закон Дмитрия Ивановича Менделеева, свойства веществ»

Реферат

Первый уровень самостоятельной деятельности

В случае выполнения работы более чем на 60%:

«удовлетворительно»



Второй уровень самостоятельной деятельности

При выполнении на 100% задания, максимальная оценка, при условии защиты, то есть необходимость ответь на все вопросы в форме реферата.


«хорошо»

Моделирование в виде схем

Третий уровень самостоятельной деятельности

Должны присутствовать элементы анализа химических явлений и составлены схематичные модели. Приветствуются элементы творчества



«отлично»

Информационный поиск средствами интернета (проект)

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Материал собран и систематизирован, составлен реферат и презентация. Материал представлен к защите.

«отлично»

Проектирование

Пятый уровень самостоятельной деятельности

Студент самостоятельно изучил тему, привел примеры, провел оценку применимости знаний темы к проблемам экологии и связи с профессией.

«отлично»


Тема 5. «Теория электролитической диссоциации»

Написание уравнений


Первый уровень самостоятельной деятельности

Написание уравнений электролитической диссоциации без ошибок

«удовлетворительно»




Реферат

Второй уровень самостоятельной деятельности

Написанный реферат позволит получить оценку



«хорошо»


Ответы на вопросы

Третий уровень самостоятельной деятельности

За правильные полные ответы выставляется оценка



«отлично»

Работа с программным средством Excel

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Используя программные средства Excel необходимо вычислить константы диссоциации веществ

«отлично»

Проект

Пятый уровень самостоятельной деятельности

Проект по теме должен быть защищен и иметь профессиональную направленность

«отлично»

Тема 6. «Вычисление массовой доли веществ»

Реферат

Первый уровень самостоятельной деятельности

В случае выполнения работы более чем на 100% выставляется оценка


«удовлетворительно»

Ответы на вопросы и выполнение зданий

Второй уровень самостоятельной деятельности

При выполнении на 100% заданий и правильные ответы на вопросы, максимальная оценка

«хорошо»

Решение задач

Третий уровень самостоятельной деятельности

При решении 60% задач выставляется оценка

При решении всех задач выставляется оценка



«хорошо»

«отлично»

Задания

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Максимальная оценка выставляется в том случае, если созданы вычислительные средства в среде Excel для решения задач

«отлично»

Работа с интернетом (проект)

Пятый уровень самостоятельной деятельности

Если разработан и защищен проект, то выставляется оценка



«отлично»

Тема 7. Написание гидротированных и сольватированных ионов и использование их в профессиональной деятельности

Работа с текстом

Первый уровень самостоятельной деятельности

Положительная оценка выставляется в том случае, если работа с текстовым материалом проведена в соответствии с планом


«удовлетворительно»

Ответы на вопросы

Второй уровень самостоятельной деятельности

Правильные ответы на вопросы и созданная презентация позволяет получить оценку

«хорошо»

Написание формул

Третий уровень самостоятельной деятельности

Правильное написание формул сольватов и гидратов солей позволяет оформить материалы в форме реферата, это соответствует максимальной оценке


«отлично»

Составление кроссвордов

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Правильные вопросы и оригинальность кроссворда позволят получить оценку «отлично»

«отлично»

Проектная работа

Пятый уровень самостоятельной работы

Написание и защита проекта позволит студенту получить высокую оценку


«отлично»

Тема 8. Решение задач. Неорганические и органические классы веществ

Ответы на вопросы

Первый уровень самостоятельной деятельности

Ответы на вопросы, оформление ответов письменно предполагают оценку


«удовлетворительно»

Выполнение здания по плану

Второй уровень самостоятельной деятельности

Выполненные задания по составлению алгоритмов решения задач будут определяться оценкой

«хорошо»

Работа с интернетом

Третий уровень самостоятельной деятельности

За качество собранного в интернете материала при выполнении заданий выставляется оценка

«хорошо»

Решение задач

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Оценка «отлично» выставляется за 2/3 решенных на выбор задач

«отлично»

Решение задач

Пятый уровень самостоятельной деятельности

За 1/2 решенных на выбор задач (так как задачи олимпиадного уровня) выставляется оценка

«отлично»

Тема 9. Составление рефератов и презентаций

Реферат,

презентация

Первый уровень самостоятельной деятельности

Собран общий материал по теме.

«удовлетворительно»

Второй уровень самостоятельной деятельности

Собран материал, имеющий профессиональную направленность

«хорошо»

Третий уровень самостоятельной деятельности

Реферат и презентации выполнены качественно. Если студент защищает работу, выставляется оценка


«отлично»

Четвертый уровень самостоятельной деятельности

Участие с разработанной темой на научной конференции внутри колледжа «К профессии через науку»

«отлично»

Пятый уровень самостоятельной деятельности

Участие в региональных и всероссийских конференциях, олимпиадах предполагает оценку

«отлично»
  1   2   3   4   5   6   7