|
"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" Автор - Печенюк Татьяна Алексеевна, преподаватель математики КГБОУ СПО « Хабаровский машиностроительный техникум» г.Хабаровск 1.Литературный обзор состояния вопроса.
В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого студента, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе.
Цель данного опыта – активация познавательной деятельности студентов при изучении математики, развитие творческого потенциала личности студента, как залог его успешной самореализации, на основе использования различных форм и методов работы, организации дифференцированной и индивидуальной работы при изучении математики.
Ведущая педагогическая идея опыта – обучение без принуждения, то есть создание реальных условий для развития творческого потенциала каждого студента, учитывающих разное психофизиологическое развитие, через выполнение посильных заданий, предложенных на оптимальном для каждого студента уровне трудности, через включение в дифференцированные задания дозированной помощи или творческой переработки основных заданий.
На мой взгляд, самым эффективным и успешным является использование проблемных ситуаций.
К проблемному обучению вновь и вновь возвращается наука и практика обучения. Это объясняется, с одной стороны, пониманием преимуществ такого обучения, с другой, - трудностью его организации на практике. Важным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения.
Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике и во внеурочное время».
2.Психолого – педагогический портрет группой обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Главная цель образования – сохранение и поддержка индивидуальности студента, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Развитие личности – процесс непрерывный. Для того чтобы успешно и эффективно прогнозировать и направлять личностное развитие, студента нужно знать и понимать. Познание индивидуальности каждого студента, его творческого потенциала – вот основная цель работы педагога.
ПОРТРЕТ ПЕРВОКУРСНИКА
В школе развитие личности ребенка происходит в основном в процессе учебной деятельности. Развитие ребенка в процессе обучения в среднем и старшем звене школы, как и на любом другом этапе развития, имеет свои особенности. При переходе из школы в учреждение СПО, для дальнейшего успешного развития ребёнка необходимо, чтобы у него были сформированы определенные качества. В которые входят личностный и информационно-познавательный компонент педагого-психологической готовности подростков к обучению в техникуме.
Личностные:
Мотивационная сфера. Основополагающим элементом любой деятельности, несомненно, является мотивация самого объекта. Т.е. те движущие силы, которые побуждают на совершение того, или иного действия, те цели, которые преследует объект. И, говоря, о готовности 9классника к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении несомненно нельзя не учитывать этот факт.
Способность к самостоятельной работе, уровень самоконтроля. Особенно это касается студентов, проживающих в общежитии. Способность к адаптации в новых условиях, к самостоятельному планированию своего распорядка дня, к осознанию ответственности за свой выбор, за свои действия.
Развитие саморегуляции поведения, воли
Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении;
Расширение сферы общения, появление достаточно большого количества авторитетов (целый коллектив учителей), формирование отношений в ученическом коллективе
Формирование способности выполнять действия в уме, в частности развития рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает.
Информационно-познавательные:
1)Умственные способности ученика. Уровень развития его познавательных процессов, мышления.
2) Определенный уровень произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической)
3) Багаж знаний и умений, приобретенных в школе. Усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
Исходя из тенденций в развитии школьников, был создан «портрет первокурсника», который и является самоцелью работы педагогов. Таким образом, у ученика школы, к началу его обучения в учреждении СПО, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;
студент должен обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;
необходим нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
наличие сформированного контроля и самоконтроля;
наличие положительной самооценки;
хорошо развитая и в соответствии с возрастом стабильная эмоциональная сфера.
Особое место в психологическом портрете студента-первокурсника занимает формирование его коммуникативной компетентности, и необходимо помнить, что при переходе в учреждение СПО ведущей деятельностью также остается общение.
Из отдельных личностей складывается коллектив учеников - единомышленников, и важно, чтобы в коллективе царило взаимопонимание и взаимовыручка.
Важнейшей линией в портрете ученика являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. То есть уже на этапе младшего и среднего школьного возраста должны быть заложены первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.
Создание благоприятного для ребенка психологического климата невозможно без тесной совместной работы всех педагогов.
3.Описание педагогического опыта.
3.1 Основные методы и методики.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития студентов на занятиях математики, раскрытие индивидуальности студента, что создаёт благоприятные условия для формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков, для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности. Достижению этих целей служит решение следующих задач:
объяснение материала на более высоком, чем минимальный, уровне;
чёткое выделение содержания учебного материала, который студенты должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;
перед началом изучения очередной темы ознакомление студентов с результатами, которых они должны достичь;
организация групповой работы по модели полного усвоения знаний с учётом интеллектуальных способностей и интересов студентов.
Основным выражением индивидуальности взрослого человека являются его дарования и способности, творческое мышления, жизненная позиция, опыт деятельности и отношений; важнейшее проявление индивидуальности ребенка – восприимчивость к обучению и воспитанию.
Стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в учении, начинается с индивидуальных консультаций и применения следующих приемов работы:
- мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед студентом раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий.
- активизация целевой установки. Поставленную студентом цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда.
Для активизации познавательной деятельности студентов при изучении математики индивидуальную форму учебной деятельности тесно связываю с самостоятельной работой, которая создает реальные условия для развития творческого потенциала каждого студента. Проводя индивидуальную и дифференцированную работу, считаю необходимым осуществление следующих условий:
- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных студентов и групп студентов;
- умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы студентов;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым студентом;
- осуществление оперативной обратной связи;
- соблюдение педагогического такта.
При проведении учебных занятий необходимо, чтобы объяснение учебного материала было доступным каждому студенту, студенты максимально хорошо усвоили изучаемый материал.
В зависимости от цели занятия применяются и различные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный метод информирует студента о новых элементах знаний данного занятия;
репродуктивный метод характеризуется воспроизведением и повторением способа деятельности по заданию преподавателя;
проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует математическое мышление;
эвристический метод ориентирует студентов к самостоятельному открытию тех или иных явлений или законов;
исследовательский метод служит самостоятельному поиску связи между уже имеющимися знаниями.
Последние три метода развивают математические способности.
Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Вот некоторые из них:
движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед студентами, и их знаниями, умениями;
принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности.
Нетрадиционные уроки.
В качестве средств активизации учения студентов выступают:
учебное содержание
формы
методы
приемы обучения
В практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.
Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные формы проведения занятия:
соревнование;
путешествие;
интегрированные занятия.
3.2 Актуальность опыта
В образовательном процессе познавательная деятельность студентов играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения. Известно, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышение уровня самостоятельности познавательной деятельности студентов через её активизацию.
Одной из главных задач преподавателя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у студентов сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение студентов к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса студентов к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества студентов.
Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого студента независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых студентов, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса студентов к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества студентов.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей студентов. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики. Умение познавать и накапливать новое у студентов происходит постепенно в течение всего периода обучения и позволяет полноценно аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.
Говоря о формировании у студентов самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у студентов самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания студентов, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к студенту, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Но только традиционные методы обучения, содержание учебного материала, формы организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие личности учащихся.
3.4 Результативность опыта
Проблема развития студента является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется преподаватель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать студенту лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
Творческая деятельность студентов не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел студентов, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа на парах, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются результаты показанные студентами при изучении специальных дисциплин. Результаты данного опыта выражаются в уровне суждений и умений студентов. Основная масса студентов усваивает знания по математике на должном уровне. Процент качества знаний в классе, где я работаю, от 35-до 69%.
Для активизации познавательной деятельности я стремлюсь разнообразить методику проведения занятий, используя современные технологии, стараюсь создать на паре ситуацию успеха и комфортную психологическую обстановку, повышая интерес студентов к предмету. Исходя из этого, я считаю, что реализация используемых мною методов и форм активизации познавательной деятельности студентов на занятиях математики и во внеурочное время обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого студента.
3.7 Описание основных элементов педагогического опыта
Практикум.
Основная цель практикумов состоит в том, чтобы выработать у студентов умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким занятиям состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:
решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
установить соответствия практического материала изученной теории;
выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
выделить новые для студентов типы задач, примеры и методы их решения;
отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
спланировать циклы взаимосвязанных задач;
составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого студентов.
Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность студентов при решении задач.
Турнир.
Подготовка к турниру проводится заранее. Группа разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы, была оригинально составлена и оформлена.
Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа со студентами является необходимым условием развития личности студентов. Я считаю, что этот вид работы со студентами должен присутствовать в каждом моменте занятия. Большое значение имеет организационный момент каждого занятия. Как быстро настроить студентов на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Для повышения интереса к предмету я использую быстрые математические диктанты. От обычных диктантов их отличают три особенности:
Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее и сложнее.
Изменяется темп диктанта. Сначала медленный, затем убыстряется.
Одновременно с группой у доски работают 2 ученика. Это дает возможность проверить свои ответы.
В своей работе я использую элементы проблемного обучения с целью обнаружения нового свойства математического объекта.
Тестовые задания.
Использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.
Провожу самостоятельные работы, которые различаются:
по дидактическим целям:
обучающие;
тренировочные;
закрепляющие;
повторительные;
развивающие;
творческие.
по уровню самостоятельности учащихся:
по образцу (репродуктивные);
реконструктивные, вариативные;
эвристические (частично-поисковые);
исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)
по степени индивидуальности:
по вариантам, дифференцируемые;
групповые (в группах, парах);
индивидуальные.
по источнику и методу приобретения знаний:
работа с книгой (в классе, дома);
решение и составление задач;
лабораторные и практические работы;
подготовка докладов, рефератов.
по месту выполнения:
по форме выполнения:
устные;
письменные;
тесты.
Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные студентом в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в группе и дома.
Культура мыслительной деятельности студентов значительно повышается, он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый студент на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес студентов к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес студентов к данным темам.
От того, как организован контроль знаний и умений, зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.
Текущий контроль за усвоением материала проводится на разных этапах урока в виде:
математического или графического диктанта с целью проверки подготовленности учащихся к восприятию нового материала;
проверочных, самостоятельных, контрольных работ разноуровневого характера. Такая структура позволяет каждому из студентов выполнять работу на посильном для него уровне и вместе с тем ставит студента перед необходимостью подняться до уровня коллективных
достижений, обеспечивает развитие познавательной активности и самостоятельности студентов;
тестов, позволяющих проводить оперативный контроль за усвоением материала;
комбинированного опроса;
В процессе проведения контроля за усвоением материала необходимо заботиться о том, чтобы сильные студенты одолевали более трудные задания, а слабые получали соответствующую помощь, позволяющую им овладеть необходимыми умениями и навыками. Каждую самостоятельную работу преподавателю необходимо анализировать дальнейшую работу с учетом выявленных результатов. Непонимания материала и отсюда неумение справиться с заданиями, которые предлагаются студентам, основная причина потери интереса к предмету.
4.Выводы.
Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
Одним из путей развития творческой активности студентов, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работы.
Систематическое проведение внекласных мероприятий и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки студентов.
Связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, использование информационных технологий дают возможность студентам расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.
Контроль за выполнением всех видов работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления студентов.
Занятия по математике позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход. И если мои устуденты дойдут до конца, значит, в этом есть и моя заслуга.
Библиографический список:
Агапов Е.М. Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики. – М., Просвещение, 1999.
Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Ленинград, -1982.
Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьников. - Научно-практический журнал "Завуч" - 2003г., № 8.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. - М., Центр "Педагогический поиск". - 2000г.
Математика. Дидактические материалы. 7-11 класс. 2006-2007г.г.
Мудрая Л.З. Организация индивидуальной работы учащихся на уроках математики. – М., Высшая школа, 1975.
Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности”, Открыт. школа. – 1998. - №2
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.: Педагогика,
Гусев В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как
основа дифференцированного обучения математике в средней школе.-
Математика в школе.-1990.-№4.
Дорофеев Г.В. Дифференциация в обучении математике.- Математика в школе.-1990.№6.-С.15-20.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения.- М.: Знание, 1979.-126с.
Ромашко И.В., Винник В.М. Технология работы в разноуровневых группах.- Математика в школе.-1996, №4.-с.40-41.
Тимощук М.Е. О дифференцированной помощи учащимся при решении задач-Математика в школе.1990.№3.-с.13-15
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.:Педагогика,1990. -191с.
Утеева Р.А. Дифференцированные формы учебной деятельности учащихся.- Математика в школе,№5-с.32-33.
Черникова Т.М. Уроки в парах сменного состава.-Математика в школе.-1995, № 2.-с.45-46.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.:-Сентябрь,1996.-96с.
|
|
|