|
«Решение линейных уравнений с одной переменной» Урок математики с использованием технологии развития критического мышления
Тема: «Решение линейных уравнений с одной переменной»
6 класс
Учитель: Силина Любовь Ефимовна
Обще дидактическая цель: создание условий для получения и осмысления учениками новых знаний, систематизация теоретического материала по указанной теме, отработка навыка решения уравнений различными методами.
Воспитательный аспект: развитие у учащихся навыков самоконтроля, самоанализа, правильной самооценки; воспитание сосредоточенности, наблюдательности.
Развивающий аспект: создание условий для развития коммуникативных навыков, теоретического мышления, внимания, памяти.
Содержание урока:
«Учиться надо весело…. Чтобы усваивать знания, надо переваривать их с аппетитом» А. Франц. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? (Создание положительного настроя на урок)
I Фаза: «Вызов»
Игра «Последнее слово». Учащимся предлагается называть математические термины, относящиеся к теме: «Уравнение», (корень, коэффициент, линейное уравнение, подобные слагаемые, компоненты и т. д) Выигрывает тот, кто называет последнее слово (+1 балл по карте РНС) Термины записываются на доске, затем учащиеся в тетрадях составляют таблицу, располагая термины в три столбца:
-
+ (знаю) могу объяснить смысл, понимаю, как он используется
? (сомневаюсь) понимаю смысл, но не могу объяснить
- (не знаю) не понимаю смысла термина
Далее проводится обсуждение терминов под знаками «?» и «-».
«Найди метод»
Ребятам предлагается набор различных уравнений. (приложение 1) Их задача, не решая, указать рядом с уравнением номер наиболее рационального метода решения и, по возможности, предположить количество корней. Обсуждение проводится в группах и заканчивается фронтальным обсуждением результатов. Внимание учащихся обращается на возможность решения одного и того же уравнения различными методами.
Таким образом, осуществляется систематизация уже известных учащимся методов решения уравнений, таких как:
1. использование правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий
2. упрощение выражений в записи, с использованием свойств уравнений (раскрытие скобок, приведение подобных, перенос членов уравнения из одной части в другую, умножение(деление) обеих частей на одно и то же число, кроме 0)
3. использование основного свойства пропорции
4. общенаучные методы (метод проб и ошибок, метод перебора) 3)В качестве следующего этапа учащимся предлагается применить теоретические знания на практике. Тест «Верите ли вы….?»
Учителем зачитываются утверждения. Если учащиеся согласны с высказыванием, они записывают число, следующее за ним, если нет – не записывают
1.Уравнение 7х=0 имеет 1 корень (3)
2. Уравнение 0х=-1 не имеет корней (1)
3.Уравнения 6х=1 и 2х-1=8х имеют один и тот же корень (5)
4. Сумма корней уравнения IхI=-5 равна 0 (6)
5. Любое число является корнем уравнения 0х=0 (4)
6. Решить уравнение – значит найти все его корни (1)
7.2а-3в тождественно равно а-(3в +а) (8)
8. Уравнение 2а-3=8 равносильно уравнению 1/5*(2а-3)=1,6 (1)
9. I2а-5I=6 имеет более одного корня (5)
10. Произведение корней уравнения (х-3)(2х+5)=0 не является натуральным числом. (9)
11. Уравнение 4х+2=(4х-3)+5 не имеет корней (3)
В результате в тетрадях учащихся должно получиться число 314159. Ребятам предлагается поставить запятую после первой цифры и определить, что это за число? (пи)
Перед проверкой результатов проводится сбор ответов и выводится мнение большинства. После проверки обсуждается вопрос доверия к мнению большинства. Учащиеся, верно ответившие на вопросы теста во время разбора заданий, получают карточки с «нестандартными» уравнениями. (приложение 2) II Фаза: «Осмысление»
Нельзя научиться решать уравнения, глядя на то, как это делает кто-то другой.
Следующий этап урока «Уравнений тьма. Тьма уравнений» В рамках данного этапа осуществляется работа в парах сменного состава. Каждый учащийся получает карточку с уравнением. (приложение 3) Уравнение оформляется на отдельном листе:
Первое уравнение каждого ученика проверяется учителем, затем, учащиеся обмениваются карточками друг с другом и осуществляют взаимопроверку. Задача каждого решить как можно больше уравнений за отведенное время. (листы сдаются на проверку учителю)
Затем ученикам предлагается попробовать себя в роли составителя уравнений. Игра «Консерваторы» и «Революционеры». Учащимся предлагается уравнение 2х+6=20. Задание «Консерваторов» производить различные преобразования уравнения, сохраняя неизменным его корень. Задача «Революционеров» составить цепочку уравнений, в каждом последующем изменяя один из параметров, все более усложняя уравнение и наблюдая за изменением ответа. Данный вид задания выполняется в парах, группах или индивидуально по желанию учащихся. Тем, учащимся, которые считают, что получили интересное уравнение, предлагается выписать его на доску. На данном этапе уместно обсудить с ребятами понятие красоты вообще и «красоты уравнения» в частности и возможно ли увидеть и оценить ее «на глаз»
III Фаза: «Рефлексия»
Учащимся предлагается написать эссе по одной из предложенных тем: «Мои отношения с уравнениями», «Жило было уравнение….», «В стране уравнений». В тексте необходимо использовать как можно большее количество терминов из таблицы, составленной в начале урока. Далее, учащиеся по желанию зачитывают результаты своей работы
Домашнее задание: выбрать из предложенных на доске и решить любые 5 уравнений (из составленных на уроке); Составить памятку «Советы Бывалого. Как решать уравнения»
-
Этап урока
| Форма работы
| Деятельность учащихся
| Время работы
| Орг. момент
| Обсуждение высказывания А. Франца «Учиться надо весело…. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
| Учащиеся настраиваются на урок.
| 1 мин
| I Фаза: «Вызов»
| Игра «Последнее слово»
| Учащиеся называют математические термины, относящиеся к теме: «Уравнение». Термины записываются на доске, затем учащиеся в тетрадях составляют таблицу, располагая термины в три столбца (+,-,?)
| 7 мин
|
| «Определи метод» Обсуждение в группах. Фронтальное обсуждение результатов.
| Учащиеся, не решая уравнения, указывают номер метода решения. По возможности, предполагают количество корней.
| 3 мин
|
| Тест «Верите ли вы….?»
Фронтальная проверка. Выяснение мнения большинства и сравнение его с верным ответом. Обсуждение вопроса доверия к мнению большинства.
| Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями теста.
| 7 мин
| II Фаза: «Осмысление»
| «Уравнений тьма. Тьма уравнений» Работа в парах сменного состава.
| Учащиеся решают уравнения. Цель – решить как можно больше за указанное время. Взаимопроверка.
| 10 мин
|
| Игра «Консерваторы» и «Революционеры». Работа в парах, группах или индивидуально по желанию учащихся. Обсуждение темы «Красота уравнения»
| Учащимся предлагается уравнение. Задание «Консерваторов» производить различные преобразования уравнения, сохраняя неизменным его корень. Задача «Революционеров» составить цепочку уравнений, в каждом последующем изменяя один из параметров, все более усложняя уравнение и наблюдая за изменением ответа.
| 8 мин
| III Фаза: «Рефлексия»
| Написание эссе по одной из следующих тем: «Мои отношения с уравнениями», «Жило было уравнение….», «В стране уравнений».
| Учащиеся пишут эссе. В тексте необходимо использовать как можно большее количество терминов из таблицы, составленной в начале урока.
| 8 мин
| Домашнее задание:
| Решение уравнений и составление памятки «Советы Бывалого. Как решать уравнения»
| Учащиеся выбирают с доски 5 любых уравнений для решения в рамках домашнего задания;
| 1 мин
| Технологическая карта к уроку.
№
| Виды деятельности
| Баллы
| 1.
| Я знаю определения терминов по теме «Уравнения»
|
|
| -я знаю определения и понимаю смысл всех предложенных терминов
| 3
|
| -я знаю определения и понимаю смысл терминов после уточнения понятий
| 1
| 2.
| Я знаю методы решения линейных уравнений и понимаю, когда они применяются
|
|
| -я самостоятельно верно сопоставил все уравнения и методы решения
| 3
|
| -я допустил 1 или 2 ошибки при сопоставлении уравнений и методов решения
| 1
| 3.
| Я умею применять теоретические знания на практике
|
|
| -я верно ответил на все вопросы теста «Верите ли вы?»
| 3
|
| -я допустил одну ошибку
| 2
|
| -я допустил две или три ошибки
| 1
| 4.
| Я умею решать линейные уравнения
|
|
| -я Верно решил 5 или более уравнений
| 3
|
| -я Верно решил 4 уравнения
| 2
|
| -я Верно решил 3 уравнения
| 1
| 5.
| Я умею составлять уравнения по заданным условиям
|
|
| -я составил уравнение и представил свою работу классу
| 3
|
| -я составил уравнение, но не представил свою работу классу
| 1
| 6.
| Я умею писать эссе
|
|
| -я написал эссе и зачитал его в классе
| 3
|
| -я написал эссе, но не зачитывал его в классе
| 1
|
| Сумма баллов:
|
| Приложение 1.
a+4a=54
0·b=0
y-y=0
6x-2=6x-3
(10x+4)·2-8=20
2a/7=-3/4
(y-5)/3=(4y+6)/4
0,5(x+3)=0,8(10-x)
a·a=16
x·2y-7x=21
Приложение 2.
с·с=с
|2x-10|=|4x+6|
|x-4|+|x+5|=10
-6-1/3(2-(-1/6-x))=-6
3ab-12a=18
Приложение 3.
(-8)-2(1-y)=3
0,6y-4=-2,8
34-2a=-24
-4(2-b)-2(b+1)=-3
5x+2-(4x+7)=8
5y+(3y-7)=9
6c-(7c-12)=101
3c-(5-c)=11
3x-1-(x+3)=1
-2(y+3)=-25
–(-1+(1-z))=-4
-4(2-a)-2(a+1)=-3
30-(2x+1)=-5(x-7)
18-7y=6-4y
c+4-(c-1)=6c
19-(3+12a)=20a
13-(5y+11)=6y
7a-4=a-16
23-(7a+12)=4a
6b-8=-(-2b+7)
|
|
|