Формы изменения и правописание глаголов.Обобщающий урок.УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛМБОУ СОШ с. БОЛЬШОЕ ПОПОВОУЧИТЕЛЬ: ПЕТРУХИНА МАРГАРИТА МИХАЙЛОВНАЦели:
Образовательные: совершенствовать умение в безошибочном написании безударных окончаний глаголов;
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, письменную и устную речь учащихся
умение пользоваться алгоритмом определения безударного окончания.
Воспитательные: воспитывать умение оценивать результат своей работы; воспитывать уважение к женщине, матери.
Оборудование: компьютер; проектор; слайдовая презентация, выполненная учителем;
карточки для индивидуальной работы;
План урока.
Организационный момент.
Определение первой темы урока.
Фронтальный опрос.
Работа по слайду.
Чистописание.
Алгоритм определения спряжения глагола.
Определение второй темы урока.
Чтение стихотворения.
Беседа о маме.
Чтение стихотворения.
Комментированное письмо по цепочке.
Физкультминутка
Работа с пословицами в группах.
Эмоциональная разгрузка: мини-сценка
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Итог урока.
19. Рефлексия урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ТЕМЫ УРОКА.- Доброе утро, ребята. Садитесь.
Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?
Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.
А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …
(глагол!) (СЛАЙД)- Правильно, речь пойдёт о глаголе.
1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
Ответьте на вопросы:
- Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает?
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
2. РАБОТА ПО СЛАЙДУ.
Приём «Продолжи фразу». а) Глаголы изменяются по
(временам, лицам, числам), а в прошедшем времени
(по родам)б) Не с глаголами пишется
(отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы
(что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы
(ть, ти,чь)д) В предложении глагол является
(сказуемым).
е) Спряжение – это
(изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).Откройте тетради, запишите дату.
ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)
- А сейчас внимание на доску.
ем ешь ете ет ут ют
им ишь ите ит ат ят
Что это за соединения?
Как называются эти окончания? (Личные)
– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)
Прочитайте фразеологизм.
Не ударить в грязь лицом.– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)
Запишите этот фразеологизм.– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.
В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )
А второй? ( когда глагол 2 спр)
Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.
– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные.)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА
Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Назовите алгоритм.
(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ 3)- В какой форме дан глагол в нашем фразеологизме? (Ударить – неопр. )
Определите спряжение. (2-е).
Проспрягайте устно этот глагол. Окончания проговаривайте чётко.
Отвечает…
1 лицо – я ударю, мы удар
им.
Отвечает …. 2 лицо – ты удар
ишь, вы удар
итеОтвечает … 3 лицо – он удар
ит, они удар
ят- МОЛОДЦЫ!- Какие орфограммы вы можете определить в словах данного фразеологизма?
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВТОРОЙ ТЕМЫ УРОКА.Мы повторили о глаголе довольно много.
Но не только о нём мы будем сегодня говорить.
Послушайте стихотворение, которое прочитает
Полюхова Таня.(На экране слайд с изображением женщин с детьми на руках)Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать.
Свет
любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
1. Вступительная беседа о мамах.Совсем недавно мы отмечали День Матери. Но я думаю, что говорить о маме надо не только один раз в году. И сегодня мы продолжим этот разговор.
- Мама - это особое слово. Оно рождается вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.
У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме.
Послушайте стихотворение, которое прочитают Илья, Шамиль, Серёжа, Ортик .
(На экране слайд с фотографиями)Красивые мамы – на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим
букеты,
Но каждый так часто её огорчает…
А
добрая мама прощает нам это,
Красивая мама всё это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь, упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо.
Красива по-своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива.
Нас в детстве она з
абавляет игрушкой,
Порой мы о чём-то ей
шепчем счастливо…
Когда-нибудь, мама, ты
станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой.
С.Богомолов
Мы ещё вернёмся к фотографиям ваших мам, а сейчас…
2. Комментированное письмо по цепочке.Перед вами текст этого стихотворения с пропущенными личными окончаниями глаголов в третьем четверостишии . Задание будем выполнять в тетради, по цепочке, с комментированием по образцу на экране.
Приносить – 2 спр., приносим – 1 л., мн.ч.Каждая мама мечтает о том, чтобы её ребёнок никогда не болел, рос здоровым, крепким. Встаём на физкультминутку. Будьте внимательны. Постарайтесь запомнить глаголы.
3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКАДружно маме
помогаем:Пыль повсюду
вытираем.Мы бельё теперь
стираемПолощем, выжимаем.Подметаем всё кругом.
И бегом за молоком.
Маму вечером
встречаем,Двери настежь
отворяем,Маму крепко
обнимаем.Какие глаголы вы запомнили?
Внимание на экран. Здесь представлены все глаголы из физкультминутки. Посмотрите на них внимательно.
- Что общего в этих глаголах? (Все они 1 лица, множественного числа, 1 спряжения). Какая буква будет в личных окончаниях глаголов?
Работа с пословицами.
А сейчас работа в группах. Все встали. Каждая группа встаёт у первой парты на своём ряду.Каждой группе нужно собрать из слов пословицу. После того как соберёте, определите, кто будет отвечать.
- Какую пословицу собрала 1-я группа? 2-я? 3-я? Соберите слова в конверт. Садитесь.
- А какие вы приготовили пословицы о маме?
Спишите первую пословицу с экрана. В скобках после глагола укажите спряжение, лицо, число.
Слепой щенок и тот к матери лезет. (1 спр., 3 л., ед. ч)Ближе матери друга нет.Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. (2 спр., 3 л., ед.ч.)Чем интересен глагол «обидит»?А сейчас проверим, хорошо ли вы знаете глаголы-исключения.
По одному вы выходите к доске и записываете по одному глаголу-исключению. В левом столбике глаголы, оканчивающиеся на -ать,
а в правом – на –еть. Смотрите внимательно, не повторяйтесь.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА4. А сейчас немного отдохнём. Вашему вниманию предлагается небольшая сценка.Внимательно послушайте её и постарайтесь запомнить глаголы.