Пояснительная записка по предмету: «Математические представление и конструирование» 5 год обучения. Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» разработана на основе:
- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3
- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.
Цель программы по предмету «Математические представления и конструирование» направлена на усвоение детьми элементарных научных понятий.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
- Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
- Формирование практических навыков в счёте, вычислении, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
- Формирование элементарных общеучебных умений.
- Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
- Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
- Общее развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
- Формирование у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельностью доступной их восприятию «картины мира».
На 5 году обучения на данном предметы изучаются следующие разделы.
- Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположение их в пространстве.
- Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками).
- Количественные представления (в пределах 5).
- Представления о форме (плоскостные формы: многоугольник, прямоугольная призма, объемные формы: брусок).
- Представления о величине.
- Пространственные представления (умение определять пространственное расположение объектов относительно друг друга).
- Временные представления (закрепление временных представлений: времена года, знакомство с календарем погоды).
Но так как до этого работа в классе велась по программе под редакцией Э.Р. Малера, а данная программа подразумевала усвоение на конец 4 года обучения счета в пределах 10, вследствие чего в программу вносятся изменения. Для части обучающихся класса, которые усвоили программу максимума за прошлый учебный год, запланировать работу над разделом количественные представление в пределах 13.
Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часов, 3 урока в неделю.
Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены следующие формы, методы и технологии обучение.
Формы работы:
-урок
- индивидуальная работа с учеником
-коллективная работа
Приёмы обучения:
-сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков)
-классификация,
- дифференциация,
- установление причинно-следственных связей между понятиями,
- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.
Методы обучения:
- словесные (беседа, объяснения и др),
-наглядные (демонстрация, иллюстрации),
-практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа и др).
Технологии обучения:
- игровые,
-здоровьесберегающие,
-личностно-ориентированные,
- дифференцированного обучения,
-ИКТ.
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразно. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципами развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребёнка (по Л.С. Выготскому).
На уроках присутствует оценочная система.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике
Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений.
Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
-работа выполнена полностью, самостоятельно;
-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
-работа выполнена полностью, но требовалась частичная помощь со стороны педагога и требовалось также дополнительное объяснение задания;
-допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- работа выполнена с помощью педагога;
-допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в работе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами (например, альтернативное чтение – упражнение с пиктограммами в рамках работы над разделом пространственное представление, составление знаков дорожного движения – закрепление знаний по предмету ОБЖ, закрепление временных представление – связь с предметов развитие устной речи) и направлениями коррекционно-адаптационной работы. Календарно-тематическое планирование I четверть
№п/п
| № урока в разделе
| Тема урока
| Дата
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| План
| Факт
| Должны знать
| Должны уметь
| Раздел 1. Представление о форме
| 3 часа
|
| 1
| 1
| Пространственные тела и геометрические фигуры: шар, круг
|
|
| Дидактическая игра: «Волшебное превращение».
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные упражнения.
Работа в тетради (изображение шара). Упражнение со счетным материалом.
| Узнавать и называть шар, круг среди пространственных тел и геометрических фигур
| Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать круг в рабочей тетради.
| 2
| 2
| Геометрическая фигура: овал
|
|
| Дидактическая игра: «Волшебное превращение».
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные упражнения.
Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.
| Узнавать и называть овал среди геометрических фигур
| Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать овал в рабочей тетради.
| 3
| 3
| Пространственные тела и геометрические фигуры: куб, квадрат
|
|
| Дидактическая игра: «Волшебное превращение».
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные упражнения.
Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.
| Узнавать и называть куб, квадрат среди пространственных тел и геометрических фигур
| Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать квадрат в рабочей тетради.
| Раздел 2. Конструирование
| 4 часа
|
| 4
| 1
| Конструирование фигур из палочек
|
|
| Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.
| Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).
| Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно.
| 5
| 2
| Конструирование по объемному образцу – ворота (из 5 деталей)
|
|
| Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.
| Знать название пространственных тел.
| Уметь строить объемную конструкцию, опираясь на наглядный образец.
| 6
| 3
| Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – ворота (5 деталей)
|
|
| Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.
| Знать название пространственных тел.
Уметь ориентироваться в понятиях: слева, справа, наверх, рядом
| Уметь строить объемную конструкцию по словесной инструкции.
| 7
| 4
| Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур
|
|
| Дидактическая игра: « Фабрика дорожных знаков»
| Знать название геометрических фигур.
| Составлять дорожные знаки из геометрических фигур опираясь на образец
| Раздел 3. Представление о величине
| 3 часа
|
| 8
| 1
| Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам
|
|
| Классификация фигур по одному и двум признакам.
Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.
| Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам
| Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.
| 9
| 2
| Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины
|
|
| Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины. Комментированное раскрашивание. Дидактические игры на сравнение предметов.
| Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры.
| Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму.
Уметь раскрашивать предметы по определенному признаку не выходя за границы.
| 10
| 3
| Штриховка изображений объектов различной величины
|
|
| Штриховка изображений различной величины. Комментированная штриховка. Дидактические игры на сравнение предметов.
| Знать и различать понятия: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже, тоньше, толще, длиннее, короче, разные.
| Уметь различать объекты по высоте и величине, ширине и толщине. Используя в речи выражения: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже, толще и тп. Штриховать.
| Раздел 4. Количественные представления
| 11 ч
|
| 11
| 1
| Количественные представления: числа и цифры 1,2.
|
|
| Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.
| Знать и различать цифры 1, 2.
| Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.
| 12
| 2
| Сравнение чисел 1, 2
|
|
| Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.
| Знать и называть цифры 1, 2. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно
| Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.
| 13
| 3
| Состав числа 2
|
|
| Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.
| Знать и называть цифры 1, 2.
| Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.
| 14
| 4
| Количественные представления: числа и цифры 3
|
|
| Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.
| Знать и различать цифры 1, 2, 3
| Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.
| 15
| 5
| Сравнение чисел 1, 2, 3
|
|
| Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.
| Знать и называть цифры 1, 2, 3. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно
| Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.
| 16
| 6
| Состав числа 3
|
|
| Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.
| Знать и называть цифры 1, 2, 3.
| Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.
| 17
| 7
| Решение примеров на сложение в пределах 3
|
|
| Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.
| Знать и называть цифры 1, 2, 3.
Понимать смысл операции сложения.
| Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.
| 18
| 8
| Решение примеров на вычитание в пределах 3
|
|
| Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.
| Знать и называть цифры 1, 2, 3.
Понимать смысл операции вычитания.
| Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.
| 19
| 9
| Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 3»
|
|
| Упражнение в счете.
| Знать и называть цифры 1, 2, 3.
Понимать смысл операций сложения и вычитания.
| Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно.
| 20
| 10
| Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 3
|
|
| Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.
| Понимать смысл операций сложения и вычитания.
| Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.
| 21
| 11
| Контрольная работа по итогам I четверти
|
|
| Выполнение задания в тетради.
| Знать весь полученный материал за четверть.
| Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть.
| Раздел 5. Пространственные представления
| 4 часа
|
| 22
| 1
| Обводка руки учителя, учащегося карандашом соотнесение руки с её контурным изображением.
|
|
| Дидактические игры: «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано»
Выполнение заданий в тетради.
| Знать части тела.
| Уметь выполнять действия по наглядному образу, и по словесной инструкции.
| 23
| 2
| Игровые упражнения на закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения тела.
|
|
| Игра: «Найди, где я спрятал»
| Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом.
| Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции.
| 24
| 3
| Игровые импровизации под музыку.
|
|
| Игра: «Кто это», «Изобрази...»
| Знать и называть названия животных, профессий.
| Уметь выполнять имитирующие движения под музыку
| 25
| 4
| Игровые упражнения на перемещение игровых персонажей в пространстве класса.
|
|
| Игра: «Найди, где я спрятал»
| Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом.
| Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции.
| Раздел 6. Временные представления
| 2 часа
|
| 26
| 1
| Закрепление признаков лета и осени
|
|
| Выделение основных признаков времени года.
| Знать времена года, признаки времен года.
| Уметь выделять признак времен, описывать время года
| 27
| 2
| Знакомство с календарем погоды
|
|
| Работа с календарём погоды
| Знать и ориентироваться с пиктограммах
| Уметь работать с календарем погоды.
| |