Главная страница

Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» разработана на основе: Федерального закона об образовании от 29. 12. 2012 №273 Ф3



НазваниеРабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» разработана на основе: Федерального закона об образовании от 29. 12. 2012 №273 Ф3
страница1/4
Дата04.03.2016
Размер0.56 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Пояснительная записка по предмету: «Математические представление и конструирование» 5 год обучения.
Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» разработана на основе:

- Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - Ф3

- «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н.Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.

Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.

Цель программы по предмету «Математические представления и конструирование» направлена на усвоение детьми элементарных научных понятий.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

- Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.

- Формирование практических навыков в счёте, вычислении, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.

- Формирование элементарных общеучебных умений.

- Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.

- Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.

- Общее развитие учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

- Формирование у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельностью доступной их восприятию «картины мира».

На 5 году обучения на данном предметы изучаются следующие разделы.

- Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположение их в пространстве.

- Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно – разборными, мозаикой, палочками).

- Количественные представления (в пределах 5).

- Представления о форме (плоскостные формы: многоугольник, прямоугольная призма, объемные формы: брусок).

- Представления о величине.

- Пространственные представления (умение определять пространственное расположение объектов относительно друг друга).

- Временные представления (закрепление временных представлений: времена года, знакомство с календарем погоды).

Но так как до этого работа в классе велась по программе под редакцией Э.Р. Малера, а данная программа подразумевала усвоение на конец 4 года обучения счета в пределах 10, вследствие чего в программу вносятся изменения. Для части обучающихся класса, которые усвоили программу максимума за прошлый учебный год, запланировать работу над разделом количественные представление в пределах 13.

Рабочая программа по предмету «Математические представления и конструирование» в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часов, 3 урока в неделю.

Для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально – дифференцированного к ним подхода.

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включены следующие формы, методы и технологии обучение.

Формы работы:

-урок

- индивидуальная работа с учеником

-коллективная работа

Приёмы обучения:

-сравнение (нахождение и различия, выделения существенных признаков)

-классификация,

- дифференциация,

- установление причинно-следственных связей между понятиями,

- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях.

Методы обучения:

- словесные (беседа, объяснения и др),

-наглядные (демонстрация, иллюстрации),

-практические (наблюдение, упражнения, экскурсия, игры, самостоятельная работа и др).

Технологии обучения:

- игровые,

-здоровьесберегающие,

-личностно-ориентированные,

- дифференцированного обучения,

-ИКТ.

У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.

Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются также базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развитие мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразно. Это соотносится с онтогенетическим и филогенетическим принципами развития человека, когда представления о форме, величине, количестве, пространственном расположении сначала формируются на интегративной основе и отличаются синкретичностью, включаясь в разные виды деятельности ребёнка (по Л.С. Выготскому).

На уроках присутствует оценочная система.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по математике

Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений.

Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

-работа выполнена полностью, самостоятельно;

-в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

-работа выполнена полностью, но требовалась частичная помощь со стороны педагога и требовалось также дополнительное объяснение задания;

-допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- работа выполнена с помощью педагога;

-допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в работе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

-допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами (например, альтернативное чтение – упражнение с пиктограммами в рамках работы над разделом пространственное представление, составление знаков дорожного движения – закрепление знаний по предмету ОБЖ, закрепление временных представление – связь с предметов развитие устной речи) и направлениями коррекционно-адаптационной работы.
Календарно-тематическое планирование I четверть

№п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Дата

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

План

Факт

Должны знать

Должны уметь

Раздел 1. Представление о форме

3 часа




1

1

Пространственные тела и геометрические фигуры: шар, круг







Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения.

Работа в тетради (изображение шара). Упражнение со счетным материалом.

Узнавать и называть шар, круг среди пространственных тел и геометрических фигур

Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать круг в рабочей тетради.

2

2

Геометрическая фигура: овал







Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения.

Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

Узнавать и называть овал среди геометрических фигур

Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать овал в рабочей тетради.

3

3

Пространственные тела и геометрические фигуры: куб, квадрат







Дидактическая игра: «Волшебное превращение».

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательные упражнения.

Работа в тетради Упражнение со счетным материалом.

Узнавать и называть куб, квадрат среди пространственных тел и геометрических фигур

Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющие четко выраженную форму. Изображать квадрат в рабочей тетради.

Раздел 2. Конструирование

4 часа




4

1

Конструирование фигур из палочек







Конструирование фигур из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

Знать и понимать пространственные ориентиры (наверху, внизу, слева, справа).

Уметь ориентироваться на плоскости. Конструировать фигуры из палочек по образцу, по словесной инструкции и самостоятельно.

5

2

Конструирование по объемному образцу – ворота (из 5 деталей)







Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.

Знать название пространственных тел.

Уметь строить объемную конструкцию, опираясь на наглядный образец.

6

3

Конструирование фигур из строительного материала по словесной инструкции – ворота (5 деталей)







Дидактическая игра: «Строитель». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради. Упражнения со счетным материалом.

Знать название пространственных тел.

Уметь ориентироваться в понятиях: слева, справа, наверх, рядом

Уметь строить объемную конструкцию по словесной инструкции.

7

4

Конструирование знаков дорожного движения из геометрических фигур







Дидактическая игра: « Фабрика дорожных знаков»

Знать название геометрических фигур.

Составлять дорожные знаки из геометрических фигур опираясь на образец

Раздел 3. Представление о величине

3 часа




8

1

Невербальная классификация и сериация фигур по одному и двум признакам







Классификация фигур по одному и двум признакам.

Дидактическая игра: «Угадайка». Дыхательная гимнастика. Работа в тетради. Упражнение со счетным материалом.

Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры по одному или двум признакам

Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму. Уметь классифицировать предметы.

9

2

Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины







Раскрашивание изображений объектов различной формы и величины. Комментированное раскрашивание. Дидактические игры на сравнение предметов.

Узнавать и называть изученные пространственные тела и геометрические фигуры.

Уметь находить аналогичные по форме реальные предметы, имеющих четко выраженную форму.

Уметь раскрашивать предметы по определенному признаку не выходя за границы.

10

3

Штриховка изображений объектов различной величины







Штриховка изображений различной величины. Комментированная штриховка. Дидактические игры на сравнение предметов.

Знать и различать понятия: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже, тоньше, толще, длиннее, короче, разные.

Уметь различать объекты по высоте и величине, ширине и толщине. Используя в речи выражения: больше, меньше, одинаковые, выше, ниже, толще и тп. Штриховать.

Раздел 4. Количественные представления

11 ч




11

1

Количественные представления: числа и цифры 1,2.







Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

Знать и различать цифры 1, 2.

Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

12

2

Сравнение чисел 1, 2







Дидактические игры на узнавание 1, 2 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

Знать и называть цифры 1, 2. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

13

3

Состав числа 2







Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

Знать и называть цифры 1, 2.

Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

14

4

Количественные представления: числа и цифры 3







Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

Знать и различать цифры 1, 2, 3

Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

15

5

Сравнение чисел 1, 2, 3







Дидактические игры на узнавание 1, 2, 3 в правильном и перевернутом расположении. Сравнение количества предметов. Упражнение в счете. Письмо цифр в тетради.

Знать и называть цифры 1, 2, 3. Ориентироваться в понятиях: больше, меньше, равно

Уметь соотносить количество с числом. Сравнивать количество и цифры с помощью методов наложения и счета. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

16

6

Состав числа 3







Соотнесение количества с числом. Определять состав числа на счетном материале.

Знать и называть цифры 1, 2, 3.

Уметь соотносить количество с числом. Обводить и дорисовывать цифры в тетради. Работать и ориентироваться на тетрадном листке.

17

7

Решение примеров на сложение в пределах 3







Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.


Знать и называть цифры 1, 2, 3.

Понимать смысл операции сложения.

Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

18

8

Решение примеров на вычитание в пределах 3







Дидактическая игра: «Волшебная лестница». Упражнение в счете.


Знать и называть цифры 1, 2, 3.

Понимать смысл операции вычитания.

Уметь выполнять счетные операции с опорой на счетный материал.

19

9

Обобщающий урок: «Решение примеров в пределах 3»







Упражнение в счете.

Знать и называть цифры 1, 2, 3.

Понимать смысл операций сложения и вычитания.

Уметь выполнять счётные операции. Работать самостоятельно.

20

10

Решение арифметических задач – иллюстраций на наглядном материале в пределах 3







Дидактические игры – драматизации. Упражнение в счете. Работа в тетради.

Понимать смысл операций сложения и вычитания.

Применение в практической деятельности действий сложения и вычитания.

21

11

Контрольная работа по итогам I четверти







Выполнение задания в тетради.

Знать весь полученный материал за четверть.

Применение в практической деятельности знаний, полученных за четверть.

Раздел 5. Пространственные представления

4 часа




22

1

Обводка руки учителя, учащегося карандашом соотнесение руки с её контурным изображением.







Дидактические игры: «Сделай, как кукла», «Сделай так же, как нарисовано»

Выполнение заданий в тетради.

Знать части тела.

Уметь выполнять действия по наглядному образу, и по словесной инструкции.

23

2

Игровые упражнения на закрепление навыка перемещения в пространстве, изменения положения тела.







Игра: «Найди, где я спрятал»

Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом.

Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции.

24

3

Игровые импровизации под музыку.







Игра: «Кто это», «Изобрази...»

Знать и называть названия животных, профессий.


Уметь выполнять имитирующие движения под музыку

25

4

Игровые упражнения на перемещение игровых персонажей в пространстве класса.







Игра: «Найди, где я спрятал»

Знать понятия: слева, справа, прямо, назад, наверху, внизу, под, рядом.

Уметь ориентироваться в пространстве по словесной инструкции.

Раздел 6. Временные представления

2 часа




26

1

Закрепление признаков лета и осени







Выделение основных признаков времени года.

Знать времена года, признаки времен года.

Уметь выделять признак времен, описывать время года

27

2

Знакомство с календарем погоды







Работа с календарём погоды

Знать и ориентироваться с пиктограммах

Уметь работать с календарем погоды.
  1   2   3   4