| 
  Урок по теме «Признаки параллельности двух прямых» 7 класс Автор: Шакалова И. В. Учитель математики 
           
 
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  основная общеобразовательная школа №21 х. Свободы
  муниципального образования Курганинский район
  Урок по теме «Признаки параллельности двух прямых»  
  7 класс
  Автор: Шакалова И.В. 
  Учитель математики.  2013 год. Цели:  
   повторить понятие параллельных прямых;
  ввести понятие накрест лежащих односторонних и соответственных углов; 
  рассмотреть признаки параллельности двух прямых;
  научить учащихся решать задачи на применение признаков параллельности двух прямых.
   
 
  Тип урока: урок изучения новой темы. 
  Оборудование: компьютер, проектор.
  План урока.
   Организационный момент.
  Решение тестовых задач с последующим обсуждением.
  Изучение нового материала.
  Физкультминутка.
  Закрепление нового материала.
  Подведение итогов работы.
  Домашнее задание.
   
  Ход урока:
  1. Организационный момент.
  Сообщить тему урока и поставить цели.
  2. Решение тестовых задач с последующим обсуждением.
  1) Выбрать рисунки с пересекающимися прямыми (слайд): 
  А) рис. а; Б) рис. в; В) рис. б.  б в
  а 
  г
 
  2) Завершить высказывания, выбрав нужный ответ:
  Пересекающиеся прямые имеют…
  а) на чертеже одну общую точку;
  б) одну общую точку. 3) Укажите рисунки, на которых изображены параллельные прямые:
  А) рис.а; Б) рис.б; В) рис.г; г) рис.в. 4)Укажите правильную концовку определения:
  Два отрезка называются параллельными, если они…
  а) оба перпендикулярны третьей прямой;
  б) лежат на параллельных прямых;
  в) имеют одинаковые расстояния между концами;
  г) не пересекаются на плоскости. Проверка ответов теста (Учитель называет номер задания и просит учащихся назвать вариант ответа. В случае разных ответов идет обсуждение задания.) 3. Изучение нового материала.  
  Начертите прямые а и b и прямую с так, что а и b пересекаются с прямой с.
  Сколько неразвернутых углов изображено на рисунке (слайд)?
  с Запишите в тетрадях:   
  с – секущая по отношению к прямым а и b, если она пересекает их в двух точках.
 
   3 и  5;   4 и  6 – накрест лежащие углы.
 
   4 и  5;   3 и  6 – односторонние углы.
 
   1 и  5;   2 и  6;   4 и  8;   3 и  7 – соответственные углы. 
  Упражнения на закрепление углов, полученных при пересечении двух прямых секущей (слайд).
 
   Назовите накрест лежащие углы при прямых а и b и секущей с.
  Назовите соответственные углы при прямых а и с и секущей b.
  Доказательство признаков параллельности прямых
   Признак параллельности прямых, использующий накрест лежащие углы доказать по учебнику.
  Признаки параллельности прямых, использующие односторонние углы и соответственные углы, предложить учащимся в виде задач на доказательство.
    Задача 1. 
  Две прямые пересечены третьей так, что соответственные углы равны (учебник – рисунок 102). Докажите, что прямые параллельны.
  Дано:  1 =  2; а∩с; b∩с.
  Доказать: а ║ b. Задача 2.
  Две прямые пересечены третьей так, что сумма односторонних углов равна 180˚ (учебник – рисунок 102) . Докажите, что прямые параллельны.
  Дано:  1 +  4 = 180˚; а∩с; b∩с.
  Доказать: а ║ b. После решения задач попросить учащихся сформулировать признаки параллельности прямых, использующие соответственные и односторонние углы. 4. Физкультминутка.
  Много ль надо нам, ребята,
  Для умелых наших рук?
  Нарисуем два квадрата.
  А на них огромный круг,
  А потом еще кружочек,
  Треугольный колпачок.
  Вот и вышел очень, очень
  Развеселый чудачок.
  (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
  5. Закрепление изученного.
  1) Задачи на закрепление признаков параллельности прямых на готовых чертежах (слайд):
 
   1.Дано:  3= 43˚;  5=43˚. 
  Доказать: а ║ b. 2.Дано:  3=36˚;  6=144˚.
  Доказать: а ║ b. 3.Доказать: АВ║ ДС.
  А В
 
 
  
 
  Д С
  2)Решить задачи №187,191. 6 . Итоги урока:
  Дайте определение параллельных прямых.
  Что такое секущая?
  Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей.
  Выставить оценки. 
  7. Домашнее задание: 
  п.24, 25 (1-я теорема), вопросы 1-3 (стр.68), задачи №188, 190.
 
    |  
   | 
 |