|
Пояснительная записка к уроку Пояснительная записка к уроку Представленный урок является уроком освоения нового способа построения графиков сложных функций. Данный урок имеет смысл провести перед изучением в 11 классе главы 5: «Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств». К этому моменту учащиеся изучили степенную, показательную и логарифмическую функции и могут использовать свойства всех изученных в школьном курсе математики функций при решении сложных уравнений и неравенств, систем уравнений, уравнений и неравенств с параметрами. И здесь очень важно представлять себе графики рассматриваемых функций. Столкнувшись с проблемой построения графиков сложных функций (к примеру y= os), учащимся захочется научиться строить такие графики и они поставят перед собой такую цель. При реализации целей и задач урока будут использованы приемы и методы, обеспечивающие психологический комфорт учащихся :метод эвристической беседы, метод дорисовывания, метод исследовательского познания, метод сотворчества. Одухотворять урок будут задания, которые вырабатывают у учащихся привычку красиво мыслить. Формирование логических умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения будет осуществляться при построении цепочки рассуждений при построении графиков. Индивидуальная работа по карточкам покажет осознанное усвоение материала урока.
Тема: Мы обретаем ту силу, что преодолели. (Построение графиков сложных функций). Цель: формирование активной учебно-познавательной деятельности и духовно-нравственных ценностей учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - помочь учащимся осознать значение, смысл для них изучение данной темы;
- создание условий в образовательном процессе, которые способствуют раскрытию и удовлетворению духовно-нравственных ценностей учащихся; - развитие познавательных интересов учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умений организации учебной деятельности: постановки целей, планирования, самоконтроля, коррекции, оценки результатов, способности к мобилизации сил и энергии для продолжительной умственной деятельности, преодолению трудностей; - формирование умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексии способов и условий действия; - формирование логических умений: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, построению цепочек рассуждений; - формирование интеллектуальной корректности, критичности мышления, вежливых доброжелательных отношений, психологического согласия учащихся с намерениями учителя, основы для творения духовной общности. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - освоение нового способа построения графиков сложных функций.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Технологическая карта урока
№ п/п
| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| 1.
| Мотивационно – ориентировочный блок
| 1.1.
| Этап актуализации
| С чего начинается урок? Учитель показывает на экране все задачи
и предлагает учащимся внимательно ознакомиться со всеми. Пусть учащиеся увидят необычность предлагаемых задач и удивятся (приложение слайд №2) Мышление начинается с удивления. Учитель предлагает обсудить тему урока. Как учащиеся понимают это выражение.
| Внимательно знакомятся со всеми предложенными задачами. Задумываются. Прикидывают приемы решения данных задач. Высказывают свое мнение о понимании выражения «Мы обретаем ту силу, что преодолели».
| Личностные: осознают значение, смысл изучения данной темы. Регулятивные: настраиваются на продолжительную умственную деятельность, на преодоление трудностей; осознают то, что они умеют и то, что подлежит усвоению, качество и уровень задач.
| 1.2.
| Этап проблематизации
| После совместного обсуждения решения задач, с которыми многие учащиеся справились самостоятельно, учитель предлагает решить одну из более сложных задач:
построить график функции y=os (приложение к уроку).Учитель в диалоге побуждает осознать противоречие и сформулировать учебную проблему.
| Учащиеся совершенно самостоятельно осознают невозможность выполнить задание без сегодняшнего нового материала. Возникает проблемная ситуация с затруднением, желание разобраться с поставленной задачей. Принимают трудность с радостью. Кто ищет трудность, находит мудрость.
| Личностные: готовность разобрать в сложившейся ситуации.
| 1.3.
| Этап целеполагания
| Побуждает учащихся сформулировать вопрос для исследования, цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания».
| На основе проведенного анализа формулируют вопрос для исследования и цели предстоящей деятельности: освоить способ построения таких графиков.
| Познавательные: осознанное самостоятельноевыделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания. Перед тем, как станешь говорить, пусть мысль созреет под языком твоим. Созревшая – все смеет.
| 2.
| Организационно – деятельностный блок
| 2.1.
| Этап моделирования
| Умело поставленными вопросами побуждает учащихся на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам, алгоритму построения графика сложной функции. Добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися. используя для этого специальные приемы. Учитель принимает и поощряет, выраженную учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения (приложение №1)
| Отвечают на вопросы учителя, вникают в суть нового способа построения графика сложной функции, сравнивают с известными имприемами и методами построения.
| Познавательные: построение речевого высказывания, умение строить логическую цепь размышлений, устанавливать причинно-следствен-ные связи. Коммуникативные: умение отслеживать действия учителя, слушать, выражать свои мысли, общаться между собой. Стиль , тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, духовной общности.
| 2.2.
| Этап конструирования
| Предлагает учащимся индивидуальную работу по карточкам. Стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Консультирует учащихся, у которых возникли трудности в решении поставленной задачи.
| Выполняют индивидуальную работу по карточкам. Изученного Осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с изученным алгоритмом с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Осуществляют коррекцию.
| Познавательные: применение изученного способа построения графиков для решения конкретной задачи . Регулятивные: умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. Личностные: умение осознавать личную ответственность за результат
| 2.3.
| Этап презентации образовательных продуктов
| Учитель собирает работы учащихся по мере выполнения, корректирует результат, оценивает. Предлагает учащимся к следующему уроку оформить свою задачу в виде странички к учебнику.
| Внимательно слушают замечания учителя, корректируют свои результаты
| Регулятивные: умение внести необходимые коррективы в полученный результат, после проверки учителем, осознать, что получилось , а над чем еще нужно работать
| 3.
| Рефлексивно – оценочный блок
| 3.1.
|
| Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- справились ли вы с поставленной для себя задачей;
- понравился ли вам новый способ построения графиков; - что ценного вы получили для себя от урока; - довольны ли вы качеством построенного графика. Учитель благодарит всех за помощь в проведении урока.
| Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение об уроке
| Регулятивные: умение оценивать свои достижения. Личностные: уметь быть благодарным
|
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М., 2001.
2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития. Кн. 1,2. – М.: Амрита, 2010.
3. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования.
4. Математика. 10-11классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс /авт.-сост. Ю.В. Лепёхин. – Волгоград: Учитель, 2009. 5. Райхмист Р.Б. Графики функций: задачи и упражнения. – М.:Школа –Пресс, 1997. 6. Графики функций. Учебное пособие для поступающих в вузы. М., «Высш. Школа», 1972. |
|
|