Главная страница

Пояснительная записка Цель Формирование придметно-практической направленности обучения математике, которое связано с жизнью



Скачать 287.67 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель Формирование придметно-практической направленности обучения математике, которое связано с жизнью
Дата26.02.2016
Размер287.67 Kb.
ТипПояснительная записка


Математика

( 6 часов в неделю)

Пояснительная записка

Цель

Формирование придметно-практической направленности обучения математике, которое связано с жизнью.

Использование математических знаний в повседневной жизни.
Задачи

  1. Научить обучающихся получать доступные количественные, пространственные, временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшей социализации.

  2. Научить обучающихся читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше/меньше) числа в пределах 1000000.

  3. Научить обучающихся планировать процесс выполнения задания и доводить начатое дело до завершения.


Коррекционные возможности предмета



Данная программа содержит материалы, необходимые для социальной адаптации обучающихся. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе овладения учебным предметом. Развернутые объяснения обучающихся при решении арифметических примеров и задач содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственного отсталого школьника. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять эти слова.

Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков по математике. При подборе учебного материала использовались разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, тесная связь уроков математике с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами.
Нормативно-правовая база


  1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по математике, программы специальных КОУ VIII вида (Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва, 2000г.) и требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы.

  2. Закон об образовании РФ ст. 9 п. 2.

  3. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.

  4. Региональный учебный план Ростовской области.


Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:

    • десятичный состав чисел в пределах 1000000;

    • разряды и классы;

    • основное свойство обыкновенных дробей;;

    • зависимость между расстоянием, скоростью и временем;

    • различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;

    • свойство граней и рёбер куба и бруса.


Учащиеся должны уметь:

  • устно складывать и вычитать круглые числа;

  • чертить нумерационную таблицу; обозначать разряды и классы; вписывать в неё числа; сравнивать; записывать числа, внесённые в таблицу, вне её;

  • округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;

  • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки в пределах 10000, выполнять деление с остатком;

  • выполнять проверку арифметических действий;

  • выполнять письменное сложение/вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости длины и массы;

  • сравнивать смешанные числа;

  • решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;

  • заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;

  • складывать, вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

  • чертить перпендикулярные и параллельные прямые на заданном расстоянии;

  • чертить высоту в треугольнике;

  • выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.


Количество часов
Базисный учебный план по программе составляет 6 часов в неделю, 204 часа в год.
Комплект учебной литературы
М.Н. Перова, Г.М. Капустина Математика Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2005г.

Тематическое планирование



п\п

Содержательные

линии

Кол-во

часов

Коррекционно-

развивающие задачи

Педагогические

средства, технологии

Проблемы,

возникающие при

изучении темы

Педагогический мониторинг

1.

Нумерация

22 ч.

Развивать зрительную память и внимание.

Активизировать практическую деятельность обучаемых.

Технология разноуровнего

обучения.

Игровые технологии.

Технология индивидуализации

обучения.

Кратковременное запоминание нумерационной таблицы классов и разрядов.

Недостаточно четкое понимание позиционного знания цифр.

Слабое знание правила округления чисел до заданного разряда.

Тематическая проверочная работа.

2.

Величины, единицы измерения величин.

4 ч.

Развивать зрительное восприятие и узнавание.

Развивать речь, увеличивать объем словар - ного запаса.

Развивать навыки сравне - ния, графические навыки.

Развивать аналитическое восприятие, глазомер.

Неумение соотнести данные величины с жизненными ситуациями.

Кратковременное запоминание метрической системы мер.




3.

Арифметические действия.

143 ч.

Развивать словесно-логическое мышление.

Развивать умение работать по словесной и письменной инструкции.

Развивать умение созна - тельно и последовательно работать над выполнением задания.

Слабое знание алгоритма выполнения вычислений с дробями.

Кратковременное запоминание компонентов арифметический действий и правила нахождения неизвестного компонента.

Недостаточное знание таблицы умножения и деления.

Диагностическая,

тематические,

итоговые контрольные работы.

4.

Доли, дроби.

14 ч.

Развивать зрительную память и внимание.

Развивать аналитическое восприятие, глазомер.

Активизировать практическую деятельность обучаемых

Технология разноуровнего

обучения.

Игровые технологии.

Технология индивидуализации

обучения.

Кратковременное запоминание способов получения дробей и значение каждого компонента дроби.

Тематическая проверочная работа.

5.

Текстовые арифметические задачи.

В теч.

года.

Развивать словесно – логическое мышление.

Обогащать и активизировать словарный запас.

Кратковременное запоминание алгоритма решения задач разного вида.

Слабое представление явлений, событий, предметов и фактов, о которых говорится в задаче.




6.

Задачи на

движение.

5ч.

Развивать анализирующее восприятие, умение читать чертеж.

Развивать словесно – логическое мышление.

Активизировать практическую деятельность обучаемых.

Слабое знание зависимости между скоростью, временем и расстоянием.

Кратковременное запоминание алгоритма решения задач данного вида.





7.

Геометрический материал.

22ч.

Развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.

Развивать графические навыки.

Развивать умение плани - ровать свою деятельность.

Слабое развитие мелкой моторики руки.

Неумение планировать свою деятельность.

Тематическая, итоговая контрольная работа.

Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Дата

Понятийный аппарат

План

Факт

1

Числа и цифры. Предыдущие и последующие числа.

1




Единицы

Десятки

Сотни

Предыдущее число

Последующее число

Многозначное число

Круглые десятки

Калькулятор

Единицы тысяч

Десятки тысяч

Сотни тысяч

Класс единиц

Класс тысяч

Разрядные слагаемые

Простое число

Составное число







2

Многозначные числа. Запись и сравнение.

1




3

Десятичная система счета.1,10,100 как счетные единицы. Получение единиц, круглых десятков, сотен, тысяч. Изображение на счетах и калькуляторе.

1




4

Нумерационная таблица. Классы единиц, тысяч.

1




5

Разрядные слагаемые. Запись чисел в виде разрядных слагаемых. Сравнение.

1




6

Простые и составные числа. Округление чисел.

1




7-8

Устное сложение\вычитание в пределах 1000.

2




Сумма

Слагаемое

Разность

Уменьшаемое

Вычитаемое

Делимое

Делитель

Частное

Множитель

Произведение







9-10

Письменное сложение\вычитание в пределах 1000. Проверка арифметических действий.

2




11-12

Решение числовых выражений. Порядок выполнения действий.

2




13

Контроль и учет знаний.

1













14-15

Нахождение неизвестных компонентов при сложении\

вычитании. Решение уравнений.

2




Слагаемое

Сумма

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Однозначное число

Многозначное число

Часть от числа







16-17

Решение задач на нахождение неизвестных компонентов.

2




18

Устное умножение\деление многозначных чисел на однозначное число.

1




19-20

Письменное умножение\деление многозначных чисел на однозначное число.

2




21-22

Решение составных задач на нахождение части от числа и на приведение к единице.

2




23-24

Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.

2




Стоимость

Копейка, рубль

Масса

Грамм, тонна

Килограмм

Центнер

Длинна

Миллиметр

Сантиметр, метр

Дециметр

Километр







25-26

Сложение/вычитание чисел, полученных при измерении.

2




Разностное сравнение

Кратное сравнение

Слагаемое

Сумма

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность








27

Решение составных задач на разностное/кратное сравнение чисел.

1




28

Решение составных задач на нахождение неизвестных компонентов сложения/вычитания.

1




29

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

1




30

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

1




31-32

Письменное деление на однозначное число. Проверка деления.

2




33

Контроль и учет знаний.

1













34-35

Нумерация в пределах 1000000. Разряды и классы. Сравнение.

2




Класс миллионов







36

1, 10, 100, 1000 как счетные единицы. Получение десятков и сотен тысяч.

1




Разрядные слагаемые

Калькулятор

Класс единиц

Класс тысяч

Приближенно

Знак приближенно ≈

Римские цифры

Арабские цифры








37-38

Образование, чтение запись чисел в пределах 1000000 под диктовку. Изображение чисел на счетах и калькуляторе.

2




39-40

Разряды и классы. Запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

2




41-42

Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц классов.

2




43-44

Округление чисел до заданного разряда.

2




45

Римская нумерация.

1




46

Контроль и учет знаний.

1













47

Устное (легкие случаи) сложение\вычитание многозначных чисел.

1




Четырехзначное число

Переместительное свойство







48-49

Письменное сложение четырехзначных чисел.

2




50

Нахождение суммы трех слагаемых. Переместит. свойство.

1




Увеличить на…

Уменьшить на …

Уравнение

Остаток

Разностное сравнение

Слагаемое

Сумма

Уравнение

Неизвестное число

Метрическая система мер





51-52

Письменное вычитание четырехзначных чисел.

2




53-54-55

Решение составных задач на нахождение остатка, разностное сравнение и увеличение\уменьшение на несколько единиц.

3




56-57

Порядок выполнения действий в составных выражениях.

2




58

Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений.

1




59

Проверка сложения. Два способа проверки.

1




60

Проверка вычитания сложением.

1




61

Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении. Укрупнение единиц (в пределах 10).

1




62

Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении. Укрупнение единиц (в пределах 100)

1




63-64

Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении. Укрупнение единиц (в пределах 1000)

2




Метрическая система мер

Меры времени







65-66

Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении времени.

2




67

Контроль и учет знаний.

1













68

Образование, чтение, запись дробей. Дроби правильные и неправильные.

1




Дробь

Числитель

Знаменатель

Правильная дробь

Неправильная дробь

Смешанное число

Сокращение

Равные части







69

Сравнение дробей.

1




70-71

Смешанные числа. Их сравнение.

2




72-73

Основное свойство обыкновенных дробей.

2




74

Преобразование обыкновенных дробей: замена мелких долей крупными (сокращение).

1




75

Преобразование обыкновенных дробей: замена неправильных дробей целыми или смешанными числами.

1




76-77

Нахождение части от числа. Решение задач.

2




78-79-80

Нахождение нескольких частей от числа. Решение задач.

3




81

Контроль и учет знаний.

1













82-83

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

2




Числитель

Знаменатель

Целое число

Смешанное число

Обыкновенная дробь

Неправильная дробь

Правильная дробь

Дробь, равная единице








84-85

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2




86-87

Вычитание дроби из единицы.

2




88-89

Вычитание дроби из любого целого числа.

2




90-91

Сложение смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями).

2




92-93

Вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями).

2




94-95

Вычитание смешанных чисел из целого числа (12-8¾).

2




96-97

Порядок выполнения действий в составных выражениях.

2




98-99

Вычитание обыкновенных дробей вида 2¼-¾.

2




100

Вычитание смешанных чисел вида 5¼-1¾.

1




101-102

Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел.

2




103

Решение составных задач на увеличение\уменьшение числа на несколько единиц.

1




104

Контроль и учет знаний.

1













105-106

Общее понятие скорости, расстояния. Зависимость расстояния от скорости и времени. Решение задач.

2




Скорость

Время

Расстояние (путь)

Встречное движение

Равномерное

Прямолинейное







107-108

Решение простых задач на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время.

2




109-110

Решение составных задач на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.

2




Скорость сближения







111-112

Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число.

2




Множитель

Произведение

Делимое

Делитель

Частное

Остаток

Кратное сравнение

Разностное сравнение

Круглые десятки








113-114

Порядок выполнения действий в составных выражениях.

2




115-116

Решение составных задач на нахождение суммы двух произведений.

2




117-118

Решение составных задач на разностное сравнение

2




119-120

Решение составных задач на увеличение числа в несколько раз.

2




121-122

Умножение на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями.

2




123-124

Решение составных задач на приведение к единице.

2




125

Контроль и учет знаний.

1













126-127

Письменное умножение многозначных чисел на круглые десятки.

2




Круглые десятки







128-129

Письменное деление многозначных чисел на однозначное число.

2




Многозначные числа

Неполное делимое

Кратное сравнение







130

Решение сост. задач на кратное сравнение чисел.

1




131-132

Порядок выполнения действий в составных выражениях

2




133

Решение сост. задач на уменьшение числа в несколько раз.

1




134-135

Прием деления на однозначное число, когда один из разрядов в частном обозначен нулем

2




136-137

Прием деления на однозначное число, когда один из разрядов в делимом обозначен нулем.

2




138-139

Решение сост. задач на нахождение нескольких частей от числа.

2




140-141

Проверка умножения\деления обратным действием.

2




142-143

Письменное деление многозначных чисел на круглые десятки.

2













144-145

Деление с остатком. Проверка деления.

2




146

Контроль и учет знаний.

1













147

Разряды и классы. Нумерационная таблица. Образование, чтение и запись чисел в пределах 1 000 000.

1




Разряды и классы

Разрядные слагаемые

Калькулятор

Округление









148

Сравнение соседних разрядов и классов. Разрядные слагаем.

1




149

Округление чисел. Счет различными разрядными единицами и равными числовыми группами.

1




150-151

Числа, полученные при измерении, их преобразование.

2













152-153

Устное сложение/ вычитание чисел. Взаимосвязь компонентов.

2




Однозначное число

Многозначное число

Сумма

Разность

Произведение

Частное

Остаток

Круглые десятки

Разностное сравнение

Кратное сравнение








154-155

Письменное сложение/вычитание многозначных чисел. Проверка.

3




156-157

Решение составных задач на нахождение суммы и остатка.

2




158-159

Порядок выполнения действий в составных выражениях.

2




160-161

Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач.

2




162-163

Нахождение неизвестных компонентов сложения/вычитания. Решение уравнений.

2




164-165

Устное умножение/ деление чисел. Взаимосвязь компонентов.

2




167-168

Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число.

2




169-170

Письменное деление многозначных чисел на однозначное число.

2













171-172

Письменное умножение и деление многозначных чисел на круглые десятки.

2




173

Контроль и учет знаний.

1













174

Решение составных задач на увеличение/ уменьшение числа в несколько единиц.

1




Увеличить в …

Уменьшить в …

Обыкновенная дробь

Смешанное число








175

Умножение чисел 10, 100, 1 000. Деление чисел, оканчивающихся 0 на 10, 100, 1 000.

1




176-177

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами длины, массы.

2




178-179

Нахождение одной и нескольких частей от числа. Решение задач.

2




180-181

Сложение/вычитание обыкновенных дробей.

2




182

Сложение/вычитание смешанных чисел.

2




183

Решение составных задач на встречное движение двух тел.

1




Встречное движение

Скорость

Время

Расстояние

Скорость сближения








184-185

Решение составных задач на разностное/кратное сравнение чисел; на нахождение двух произведений.

2




186-187-188

Решение составных задач на приведение к единицы и деление суммы на число.

3






ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ




Тема

Колчас.

Дата

Понятийн. аппарат

Обязательный минимум

Возможность углубления

Для снижен. уровня

Педагогическ. мониторинг

знать

уметь

форма

дата

Вспоминаем, повторяем – 4 часа.

189

Геометр. тела, фигуры. Элементы и виды фигур. Построение фигур.

1




Геометрическ тело

Геометрическ фигура

Чертежные инструменты

Квадрат

Треугольник

Прямоуголь

ник

Периметр


Различать

Геометрические фигуры и тела.

Выполнять построение плоских геометрических фигур.

Определение и правило нахождения периметра фигур.

Работать чертежными инструментами.

Индивидуальная карточка с размерами для построения.

Построение по разметке учителя.

Развивающая игра-мозаика «Веселая логика».







190-191-192

Построение фигур и вычисление периметров.

3




Виды линий – 10 часов.

193

Ломаная линия.

Длина ломаной.

1




Ломаная

Замкнутая ломаная




























Незамкнутая ломаная

Окружность

Круг

Диаметр

Радиус

Хорда

Циркуль

Высота

Горизонталь-

ные

Вертикальные

Наклонные

Уровень

Отвес

Перпендику-

лярные прямые(┴)

Параллельные прямые(║)

Угол:

прямой

тупой

острый

Различать радиус и диаметр

Уметь наносить на чертеж знаки диаметра и радиуса

Различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве.

Чертить перпендикуляр

ные и параллель

ные прямые на заданном расстоянии.

Чертить высоту в треугольнике.


Выполнить на чертеже написание символов R и O.

Самостоятельное построение ║ и ┴ прямых при помощи треугольника и линейки.



Построение по разметке учителя.








194

Окружность. Круг. Линии в круге.

1




195

Взаимное положение прямых на плоскости. Перпендикулярн. прямые.

1




196

Высота треугольника.

1




197-

198

Параллельные прямые. Построение.

2




199-200-201

Углы. Угловой градус.

3




202

Контроль и учет знаний.

1
















Тем.

п. р. №1




Геометрические тела - 4 часа.

203

Шар. Куб: грани, ребра, вершины. Их количество и свойства.

1




Куб

Брус

Шар

Грань

Ребра

Вершина

Свойства граней и ребер куба и бруса.

Выделять, называть, пересчитывать элементы куба и бруса, их свойства.

Работа с набором «Конструктор».

Вылеплива- ние из пластилина бруса, шара, куба и предметов, имеющих форму бруса, шара, куба.







204-205-206

Брус: грани, ребра, вершины. Их количество и свойства.

3




Противопо - ложные грани

Смежные грани







Развивающая игра-мозаика «Геометрические формы».







Масштаб – 4 часов

207-208-209

Выполнение чертежей в масштабе 1:10, 1:5, 1:100.

3




Масштаб:

увеличения,

уменьшения,

натуральный
















210

Контроль и учет знаний.

1
















Итог.

к. р. №2