|
Пояснительная записка Цель Формирование придметно-практической направленности обучения математике, которое связано с жизнью
Математика
( 6 часов в неделю)
Пояснительная записка
Цель
Формирование придметно-практической направленности обучения математике, которое связано с жизнью.
Использование математических знаний в повседневной жизни. Задачи
Научить обучающихся получать доступные количественные, пространственные, временные, геометрические представления, которые помогут им в дальнейшей социализации.
Научить обучающихся читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше/меньше) числа в пределах 1000000.
Научить обучающихся планировать процесс выполнения задания и доводить начатое дело до завершения.
Коррекционные возможности предмета
Данная программа содержит материалы, необходимые для социальной адаптации обучающихся. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе овладения учебным предметом. Развернутые объяснения обучающихся при решении арифметических примеров и задач содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития умственного отсталого школьника. Систематическая словарная работа расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять эти слова.
Программа определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков по математике. При подборе учебного материала использовались разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, тесная связь уроков математике с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами. Нормативно-правовая база
Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по математике, программы специальных КОУ VIII вида (Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва, 2000г.) и требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы.
Закон об образовании РФ ст. 9 п. 2.
Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Региональный учебный план Ростовской области.
Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся должны знать:
десятичный состав чисел в пределах 1000000;
разряды и классы;
основное свойство обыкновенных дробей;;
зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
свойство граней и рёбер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
устно складывать и вычитать круглые числа;
чертить нумерационную таблицу; обозначать разряды и классы; вписывать в неё числа; сравнивать; записывать числа, внесённые в таблицу, вне её;
округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000;
складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки в пределах 10000, выполнять деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий;
выполнять письменное сложение/вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости длины и массы;
сравнивать смешанные числа;
решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
складывать, вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
чертить перпендикулярные и параллельные прямые на заданном расстоянии;
чертить высоту в треугольнике;
выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса.
Количество часов Базисный учебный план по программе составляет 6 часов в неделю, 204 часа в год. Комплект учебной литературы М.Н. Перова, Г.М. Капустина Математика Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2005г.
Тематическое планирование
№
п\п
| Содержательные
линии
| Кол-во
часов
| Коррекционно-
развивающие задачи
| Педагогические
средства, технологии
| Проблемы,
возникающие при
изучении темы
| Педагогический мониторинг
| 1.
| Нумерация
| 22 ч.
| Развивать зрительную память и внимание.
Активизировать практическую деятельность обучаемых.
| Технология разноуровнего
обучения.
Игровые технологии.
Технология индивидуализации
обучения.
| Кратковременное запоминание нумерационной таблицы классов и разрядов.
Недостаточно четкое понимание позиционного знания цифр.
Слабое знание правила округления чисел до заданного разряда.
| Тематическая проверочная работа.
| 2.
| Величины, единицы измерения величин.
| 4 ч.
| Развивать зрительное восприятие и узнавание.
Развивать речь, увеличивать объем словар - ного запаса.
Развивать навыки сравне - ния, графические навыки.
Развивать аналитическое восприятие, глазомер.
| Неумение соотнести данные величины с жизненными ситуациями.
Кратковременное запоминание метрической системы мер.
|
| 3.
| Арифметические действия.
| 143 ч.
| Развивать словесно-логическое мышление.
Развивать умение работать по словесной и письменной инструкции.
Развивать умение созна - тельно и последовательно работать над выполнением задания.
| Слабое знание алгоритма выполнения вычислений с дробями.
Кратковременное запоминание компонентов арифметический действий и правила нахождения неизвестного компонента.
Недостаточное знание таблицы умножения и деления.
| Диагностическая,
тематические,
итоговые контрольные работы.
| 4.
| Доли, дроби.
| 14 ч.
| Развивать зрительную память и внимание.
Развивать аналитическое восприятие, глазомер.
Активизировать практическую деятельность обучаемых
| Технология разноуровнего
обучения.
Игровые технологии.
Технология индивидуализации
обучения.
| Кратковременное запоминание способов получения дробей и значение каждого компонента дроби.
| Тематическая проверочная работа.
| 5.
| Текстовые арифметические задачи.
| В теч.
года.
| Развивать словесно – логическое мышление.
Обогащать и активизировать словарный запас.
| Кратковременное запоминание алгоритма решения задач разного вида.
Слабое представление явлений, событий, предметов и фактов, о которых говорится в задаче.
|
| 6.
| Задачи на
движение.
| 5ч.
| Развивать анализирующее восприятие, умение читать чертеж.
Развивать словесно – логическое мышление.
Активизировать практическую деятельность обучаемых.
| Слабое знание зависимости между скоростью, временем и расстоянием.
Кратковременное запоминание алгоритма решения задач данного вида.
|
| 7.
| Геометрический материал.
| 22ч.
| Развивать мелкую моторику кисти и пальцев рук.
Развивать графические навыки.
Развивать умение плани - ровать свою деятельность.
| Слабое развитие мелкой моторики руки.
Неумение планировать свою деятельность.
| Тематическая, итоговая контрольная работа.
| Календарно-тематическое планирование
№
| Тема
| Кол-во часов
| Дата
| Понятийный аппарат
| План
| Факт
| 1
| Числа и цифры. Предыдущие и последующие числа.
| 1
|
| Единицы
Десятки
Сотни
Предыдущее число
Последующее число
Многозначное число
Круглые десятки
Калькулятор
Единицы тысяч
Десятки тысяч
Сотни тысяч
Класс единиц
Класс тысяч
Разрядные слагаемые
Простое число
Составное число
|
|
| 2
| Многозначные числа. Запись и сравнение.
| 1
|
| 3
| Десятичная система счета.1,10,100 как счетные единицы. Получение единиц, круглых десятков, сотен, тысяч. Изображение на счетах и калькуляторе.
| 1
|
| 4
| Нумерационная таблица. Классы единиц, тысяч.
| 1
|
| 5
| Разрядные слагаемые. Запись чисел в виде разрядных слагаемых. Сравнение.
| 1
|
| 6
| Простые и составные числа. Округление чисел.
| 1
|
| 7-8
| Устное сложение\вычитание в пределах 1000.
| 2
|
| Сумма
Слагаемое
Разность
Уменьшаемое
Вычитаемое
Делимое
Делитель
Частное
Множитель
Произведение
|
|
| 9-10
| Письменное сложение\вычитание в пределах 1000. Проверка арифметических действий.
| 2
|
| 11-12
| Решение числовых выражений. Порядок выполнения действий.
| 2
|
| 13
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 14-15
| Нахождение неизвестных компонентов при сложении\
вычитании. Решение уравнений.
| 2
|
| Слагаемое
Сумма
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
Однозначное число
Многозначное число
Часть от числа
|
|
| 16-17
| Решение задач на нахождение неизвестных компонентов.
| 2
|
| 18
| Устное умножение\деление многозначных чисел на однозначное число.
| 1
|
| 19-20
| Письменное умножение\деление многозначных чисел на однозначное число.
| 2
|
| 21-22
| Решение составных задач на нахождение части от числа и на приведение к единице.
| 2
|
| 23-24
| Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.
| 2
|
| Стоимость
Копейка, рубль
Масса
Грамм, тонна
Килограмм
Центнер
Длинна
Миллиметр
Сантиметр, метр
Дециметр
Километр
|
|
| 25-26
| Сложение/вычитание чисел, полученных при измерении.
| 2
|
| Разностное сравнение
Кратное сравнение
Слагаемое
Сумма
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
|
|
| 27
| Решение составных задач на разностное/кратное сравнение чисел.
| 1
|
| 28
| Решение составных задач на нахождение неизвестных компонентов сложения/вычитания.
| 1
|
| 29
| Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.
| 1
|
| 30
| Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.
| 1
|
| 31-32
| Письменное деление на однозначное число. Проверка деления.
| 2
|
| 33
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 34-35
| Нумерация в пределах 1000000. Разряды и классы. Сравнение.
| 2
|
| Класс миллионов
|
|
| 36
| 1, 10, 100, 1000 как счетные единицы. Получение десятков и сотен тысяч.
| 1
|
| Разрядные слагаемые
Калькулятор
Класс единиц
Класс тысяч
Приближенно
Знак приближенно ≈
Римские цифры
Арабские цифры
|
|
| 37-38
| Образование, чтение запись чисел в пределах 1000000 под диктовку. Изображение чисел на счетах и калькуляторе.
| 2
|
| 39-40
| Разряды и классы. Запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
| 2
|
| 41-42
| Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц классов.
| 2
|
| 43-44
| Округление чисел до заданного разряда.
| 2
|
| 45
| Римская нумерация.
| 1
|
| 46
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 47
| Устное (легкие случаи) сложение\вычитание многозначных чисел.
| 1
|
| Четырехзначное число
Переместительное свойство
|
|
| 48-49
| Письменное сложение четырехзначных чисел.
| 2
|
| 50
| Нахождение суммы трех слагаемых. Переместит. свойство.
| 1
|
| Увеличить на…
Уменьшить на …
Уравнение
Остаток
Разностное сравнение
Слагаемое
Сумма
Уравнение
Неизвестное число
Метрическая система мер
|
|
| 51-52
| Письменное вычитание четырехзначных чисел.
| 2
|
| 53-54-55
| Решение составных задач на нахождение остатка, разностное сравнение и увеличение\уменьшение на несколько единиц.
| 3
|
| 56-57
| Порядок выполнения действий в составных выражениях.
| 2
|
| 58
| Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений.
| 1
|
| 59
| Проверка сложения. Два способа проверки.
| 1
|
| 60
| Проверка вычитания сложением.
| 1
|
| 61
| Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении. Укрупнение единиц (в пределах 10).
| 1
|
| 62
| Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении. Укрупнение единиц (в пределах 100)
| 1
|
| 63-64
| Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении. Укрупнение единиц (в пределах 1000)
| 2
|
| Метрическая система мер
Меры времени
|
|
| 65-66
| Сложение\вычитание чисел, полученных при измерении времени.
| 2
|
| 67
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 68
| Образование, чтение, запись дробей. Дроби правильные и неправильные.
| 1
|
| Дробь
Числитель
Знаменатель
Правильная дробь
Неправильная дробь
Смешанное число
Сокращение
Равные части
|
|
| 69
| Сравнение дробей.
| 1
|
| 70-71
| Смешанные числа. Их сравнение.
| 2
|
| 72-73
| Основное свойство обыкновенных дробей.
| 2
|
| 74
| Преобразование обыкновенных дробей: замена мелких долей крупными (сокращение).
| 1
|
| 75
| Преобразование обыкновенных дробей: замена неправильных дробей целыми или смешанными числами.
| 1
|
| 76-77
| Нахождение части от числа. Решение задач.
| 2
|
| 78-79-80
| Нахождение нескольких частей от числа. Решение задач.
| 3
|
| 81
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 82-83
| Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
| 2
|
| Числитель
Знаменатель
Целое число
Смешанное число
Обыкновенная дробь
Неправильная дробь
Правильная дробь
Дробь, равная единице
|
|
| 84-85
| Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
| 2
|
| 86-87
| Вычитание дроби из единицы.
| 2
|
| 88-89
| Вычитание дроби из любого целого числа.
| 2
|
| 90-91
| Сложение смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями).
| 2
|
| 92-93
| Вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями).
| 2
|
| 94-95
| Вычитание смешанных чисел из целого числа (12-8¾).
| 2
|
| 96-97
| Порядок выполнения действий в составных выражениях.
| 2
|
| 98-99
| Вычитание обыкновенных дробей вида 2¼-¾.
| 2
|
| 100
| Вычитание смешанных чисел вида 5¼-1¾.
| 1
|
| 101-102
| Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел.
| 2
|
| 103
| Решение составных задач на увеличение\уменьшение числа на несколько единиц.
| 1
|
| 104
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 105-106
| Общее понятие скорости, расстояния. Зависимость расстояния от скорости и времени. Решение задач.
| 2
|
| Скорость
Время
Расстояние (путь)
Встречное движение
Равномерное
Прямолинейное
|
|
| 107-108
| Решение простых задач на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время.
| 2
|
| 109-110
| Решение составных задач на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
| 2
|
| Скорость сближения
|
|
| 111-112
| Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число.
| 2
|
| Множитель
Произведение
Делимое
Делитель
Частное
Остаток
Кратное сравнение
Разностное сравнение
Круглые десятки
|
|
| 113-114
| Порядок выполнения действий в составных выражениях.
| 2
|
| 115-116
| Решение составных задач на нахождение суммы двух произведений.
| 2
|
| 117-118
| Решение составных задач на разностное сравнение
| 2
|
| 119-120
| Решение составных задач на увеличение числа в несколько раз.
| 2
|
| 121-122
| Умножение на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
| 2
|
| 123-124
| Решение составных задач на приведение к единице.
| 2
|
| 125
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 126-127
| Письменное умножение многозначных чисел на круглые десятки.
| 2
|
| Круглые десятки
|
|
| 128-129
| Письменное деление многозначных чисел на однозначное число.
| 2
|
| Многозначные числа
Неполное делимое
Кратное сравнение
|
|
| 130
| Решение сост. задач на кратное сравнение чисел.
| 1
|
| 131-132
| Порядок выполнения действий в составных выражениях
| 2
|
| 133
| Решение сост. задач на уменьшение числа в несколько раз.
| 1
|
| 134-135
| Прием деления на однозначное число, когда один из разрядов в частном обозначен нулем
| 2
|
| 136-137
| Прием деления на однозначное число, когда один из разрядов в делимом обозначен нулем.
| 2
|
| 138-139
| Решение сост. задач на нахождение нескольких частей от числа.
| 2
|
| 140-141
| Проверка умножения\деления обратным действием.
| 2
|
| 142-143
| Письменное деление многозначных чисел на круглые десятки.
| 2
|
|
|
|
| 144-145
| Деление с остатком. Проверка деления.
| 2
|
| 146
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 147
| Разряды и классы. Нумерационная таблица. Образование, чтение и запись чисел в пределах 1 000 000.
| 1
|
| Разряды и классы
Разрядные слагаемые
Калькулятор
Округление
|
|
| 148
| Сравнение соседних разрядов и классов. Разрядные слагаем.
| 1
|
| 149
| Округление чисел. Счет различными разрядными единицами и равными числовыми группами.
| 1
|
| 150-151
| Числа, полученные при измерении, их преобразование.
| 2
|
|
|
|
| 152-153
| Устное сложение/ вычитание чисел. Взаимосвязь компонентов.
| 2
|
| Однозначное число
Многозначное число
Сумма
Разность
Произведение
Частное
Остаток
Круглые десятки
Разностное сравнение
Кратное сравнение
|
|
| 154-155
| Письменное сложение/вычитание многозначных чисел. Проверка.
| 3
|
| 156-157
| Решение составных задач на нахождение суммы и остатка.
| 2
|
| 158-159
| Порядок выполнения действий в составных выражениях.
| 2
|
| 160-161
| Увеличение/уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач.
| 2
|
| 162-163
| Нахождение неизвестных компонентов сложения/вычитания. Решение уравнений.
| 2
|
| 164-165
| Устное умножение/ деление чисел. Взаимосвязь компонентов.
| 2
|
| 167-168
| Письменное умножение многозначных чисел на однозначное число.
| 2
|
| 169-170
| Письменное деление многозначных чисел на однозначное число.
| 2
|
|
|
|
| 171-172
| Письменное умножение и деление многозначных чисел на круглые десятки.
| 2
|
| 173
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
| 174
| Решение составных задач на увеличение/ уменьшение числа в несколько единиц.
| 1
|
| Увеличить в …
Уменьшить в …
Обыкновенная дробь
Смешанное число
|
|
| 175
| Умножение чисел 10, 100, 1 000. Деление чисел, оканчивающихся 0 на 10, 100, 1 000.
| 1
|
| 176-177
| Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами длины, массы.
| 2
|
| 178-179
| Нахождение одной и нескольких частей от числа. Решение задач.
| 2
|
| 180-181
| Сложение/вычитание обыкновенных дробей.
| 2
|
| 182
| Сложение/вычитание смешанных чисел.
| 2
|
| 183
| Решение составных задач на встречное движение двух тел.
| 1
|
| Встречное движение
Скорость
Время
Расстояние
Скорость сближения
|
|
| 184-185
| Решение составных задач на разностное/кратное сравнение чисел; на нахождение двух произведений.
| 2
|
| 186-187-188
| Решение составных задач на приведение к единицы и деление суммы на число.
| 3
|
|
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
№
| Тема
| Колчас.
| Дата
| Понятийн. аппарат
| Обязательный минимум
| Возможность углубления
| Для снижен. уровня
| Педагогическ. мониторинг
| знать
| уметь
| форма
| дата
| Вспоминаем, повторяем – 4 часа.
| 189
| Геометр. тела, фигуры. Элементы и виды фигур. Построение фигур.
| 1
|
| Геометрическ тело
Геометрическ фигура
Чертежные инструменты
Квадрат
Треугольник
Прямоуголь
ник
Периметр
| Различать
Геометрические фигуры и тела.
Выполнять построение плоских геометрических фигур.
Определение и правило нахождения периметра фигур.
Работать чертежными инструментами.
| Индивидуальная карточка с размерами для построения.
| Построение по разметке учителя.
Развивающая игра-мозаика «Веселая логика».
|
|
| 190-191-192
| Построение фигур и вычисление периметров.
| 3
|
| Виды линий – 10 часов.
| 193
| Ломаная линия.
Длина ломаной.
| 1
|
| Ломаная
Замкнутая ломаная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Незамкнутая ломаная
Окружность
Круг
Диаметр
Радиус
Хорда
Циркуль
Высота
Горизонталь-
ные
Вертикальные
Наклонные
Уровень
Отвес
Перпендику-
лярные прямые(┴)
Параллельные прямые(║)
Угол:
прямой
тупой
острый
| Различать радиус и диаметр
Уметь наносить на чертеж знаки диаметра и радиуса
Различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве.
Чертить перпендикуляр
ные и параллель
ные прямые на заданном расстоянии.
Чертить высоту в треугольнике.
| Выполнить на чертеже написание символов R и O.
Самостоятельное построение ║ и ┴ прямых при помощи треугольника и линейки.
|
Построение по разметке учителя.
|
|
| 194
| Окружность. Круг. Линии в круге.
| 1
|
| 195
| Взаимное положение прямых на плоскости. Перпендикулярн. прямые.
| 1
|
| 196
| Высота треугольника.
| 1
|
| 197-
198
| Параллельные прямые. Построение.
| 2
|
| 199-200-201
| Углы. Угловой градус.
| 3
|
| 202
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
|
| Тем.
п. р. №1
|
| Геометрические тела - 4 часа.
| 203
| Шар. Куб: грани, ребра, вершины. Их количество и свойства.
| 1
|
| Куб
Брус
Шар
Грань
Ребра
Вершина
| Свойства граней и ребер куба и бруса.
Выделять, называть, пересчитывать элементы куба и бруса, их свойства.
| Работа с набором «Конструктор».
| Вылеплива- ние из пластилина бруса, шара, куба и предметов, имеющих форму бруса, шара, куба.
|
|
| 204-205-206
| Брус: грани, ребра, вершины. Их количество и свойства.
| 3
|
| Противопо - ложные грани
Смежные грани
|
|
| Развивающая игра-мозаика «Геометрические формы».
|
|
| Масштаб – 4 часов
| 207-208-209
| Выполнение чертежей в масштабе 1:10, 1:5, 1:100.
| 3
|
| Масштаб:
увеличения,
уменьшения,
натуральный
|
|
|
|
|
| 210
| Контроль и учет знаний.
| 1
|
|
|
|
|
| Итог.
к. р. №2
|
| |
|
|