|
Рабочая программа по геометрии для 10а класса Зубенко Надежды Александровны 2012 год Пояснительная записка Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа Принята Утверждена
на заседании МО Приказом директора школы
учителей математики №203а от 30.08.2012 г.
29 августа 2012 г.
Руководитель МО:__________Грачёва В.В. Директор школы:__________Мудрецов Ю.А.
Рабочая программа
по геометрии для 10а класса Зубенко Надежды Александровны
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов универсального профиля следующих документов:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе.– 2004г,- № 4 ,- с.9
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели:
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса. Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводится 2 часа в неделю в 10 классе на 70 часов в год. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Геометрия
уметь
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате изучения геометрии в 10 классе ученик должен знать и уметь:
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников.
Учебно-тематический план
Номер урока
| Название темы
| Количество часов
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых и плоскостей. 24 ч.
|
| 1
| Аксиомы стереометрии.
| 1
| Знать:
аксиомы стереометрии и их следствия
понятие параллельных прямых, отрезков, лучей в пространстве, скрещивающихся прямых, угла между скрещивающимися прямыми, понятие параллельных плоскостей, понятие параллелепипеда и тетраэдра, их граней, рёбер, вершин, диагоналей, свойства параллелепипеда;
теорему о параллельных прямых; лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми; признак скрещивающихся прямых; теорему об углах с сонаправленными сторонами; признак паралллельности двух плоскостей; свойства параллельных плоскостей.
Уметь:
решать задачи по данной теме.
| 2
| Некоторые следствия из аксиом.
| 1
| 3
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
| 1
| 4
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий. Самостоятельная работа.
| 1
| 5
| Параллельные прямые в пространстве.
| 1
| 6
| Параллельность трёх прямых.
| 1
| 7
| Параллельность прямой и плоскости.
| 1
| 8-9
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости.
| 2
| 10
| Решение задач на параллельность прямой и плоскости. Самостоятельная работа.
| 1
| 11
| Скрещивающиеся прямые.
| 1
| 12
| Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.
| 1
| 13-14
| Решение задач.
| 2
| 15
| Контрольная работа №1 по теме «Параллельные прямые в пространстве»
| 1
| 16
| Параллельные плоскости.
| 1
| 17
| Свойства параллельных плоскостей.
| 1
| 18
| Тетраэдр.
| 1
| 19
| Параллелепипед.
| 1
| 20
| Задачи на построение сечений.
| 1
| 21-22
| Решение задач.
| 2
| 23
| Контрольная работа№2 по теме «Параллельные плоскости в пространстве»
| 1
| 24
| Зачёт№1 по теме «Параллельность прямых и плоскостей»
| 1
|
| Перпендикулярность прямых и плоскостей. 19 ч.
|
| 25
| Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.
| 1
| Знать:
понятие перпендикулярных прямых в пространстве, прямой и плоскости, двух плоскостей; перпендикуляра, проведенного из точки к плоскости; наклонной, проведённой из точки к плоскости; проекции наклонной на плоскость;расстояния от точки до плоскости; понятие двугранного угла и его линейного угла, градусной меры двугранного угла, угла между плоскостями,
теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, теорема о трёх перпендикулярах, признак перпендикулярности двух плоскостей, понятие прямоугольного параллелепипеда, свойства граней, двугранных углов и диагоналей прямоугольного параллелепипеда.
Уметь:
решать задачи по данной теме.
| 26
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
| 1
| 27
| Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.
| 1
| 28-29
| Решение задач.
| 2
| 30
| Перпендикулярность прямой и плоскости. Самостоятельная работа.
| 1
| 31-32
| Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.
| 2
| 33-34
| Угол между прямой и плоскостью.
| 2
| 35
| Решение задач.
| 1
| 36
| Угол между прямой и плоскостью. Самостоятельная работа.
| 1
| 37
| Двугранный угол.
| 1
| 38
| Признак перпендикулярности двух плоскостей.
| 1
| 39
| Прямоугольный параллелепипед.
| 1
| 40-41
| Решение задач.
| 2
| 42
| Контрольная работа№3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
| 1
| 43
| Зачёт №2 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей»
| 1
|
| Многогранники. 12 ч.
|
| 44
| Понятие многогранника. Призма.
| 1
| Знать:
понятия призмы и её элементов, прямой и наклонной призмы, правильной призмы, пирамиды и её элементов, правильной и усечённой пирамиды, площади боковой поверхности правильной и усечённой пирамиды, площади поверхности прямой и наклонной призмы.
Уметь:
решать задачи по данной теме.
| 45-46
| Решение задач.
| 2
| 47
| Призма. Самостоятельная работа.
| 1
| 48
| Пирамида. Правильная пирамида.
| 1
| 49
| Решение задач.
| 1
| 50
| Усечённая пирамида.
| 1
| 51
| Пирамида. Самостоятельная работа.
| 1
| 52
| Симметрия в пространстве.
| 1
| 53
| Понятие правильного многогранника.
| 1
| 54
| Контрольная работа№4 по теме «Многогранники»
| 1
| 55
| Зачёт №3 по теме «Многогранники»
| 1
|
| Векторы в пространстве. 7 ч.
|
| 56
| Понятие вектора. Равенство векторов.
| 1
| Знать:
Понятия вектора в пространстве, нулевого вектора, длины ненулевого вектора; определение коллинеарных, равных, компланарных векторов; правила сложения векторов, два способа построения разности двух векторов; правило умножения вектора на число; признак компланарности трёх векторов, теорему о разложении вектора по трём некомпланарным векторам.
Уметь:
решать задачи по данной теме.
| 57
| Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.
| 1
| 58
| Умножение вектора на число.
| 1
| 59
| Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.
| 1
| 60
| Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
| 1
| 61
| Контрольная работа№5 о теме «Векторы в пространстве»
| 1
| 62
| Зачёт №4 по теме «Векторы в пространстве»
| 1
| Повторение. 6 ч.
|
| 63
| Параллельность прямых и плоскостей.
| 1
|
| 64
| Перпендикулярность прямых и плоскостей.
| 1
| 65
| Призма. Решение задач.
| 1
| 66
| Пирамида. Решение задач.
| 1
| 67
| Векторы в пространстве.
| 1
| 68
| Итоговая контрольная работа.
| 1
|
Содержание программы учебного курса
10 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)
1. Введение (аксиомы стереометрии и их следствия). (4 ч).
Представление раздела геометрии – стереометрии. Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их следствия. Многогранники: куб, параллелепипед, прямоугольный параллелепипед, призма, прямая призма, правильная призма, пирамида, правильная пирамида. Моделирование многогранников из разверток и с помощью геометрического конструктора.
Цель: ознакомить учащихся с основными свойствами и способами задания плоскости на базе групп аксиом стереометрии и их следствий.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, познакомить с основными пространственными фигурами и моделированием многогранников.
Особенностью учебника является раннее введение основных пространственных фигур, в том числе, многогранников. Даются несколько способов изготовления моделей многогранников из разверток и геометрического конструктора. Моделирование многогранников служит важным фактором развития пространственных представлений учащихся.
2. Параллельность прямых и плоскостей. (20 ч).
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве. Классификация взаимного расположения двух прямых в пространстве. Признак скрещивающихся прямых. Параллельность прямой и плоскости в пространстве. Классификация взаимного расположения прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости. Параллельность двух плоскостей. Классификация взаимного расположения двух плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей. Признаки параллельности двух прямых в пространстве.
Цель: дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятии параллельности и о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, систематически изучить свойства параллельных прямых и плоскостей, познакомить с понятиями вектора, параллельного переноса, параллельного проектирования и научить изображать пространственные фигуры на плоскости в параллельной проекции.
В данной теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельных прямых. Большую помощь при иллюстрации свойств параллельности и при решении задач могут оказать модели многогранников.
Здесь же учащиеся знакомятся с методом изображения пространственных фигур, основанном на параллельном проектировании, получают необходимые практические навыки по изображению пространственных фигур на плоскости. Для углубленного изучения могут служить задачи на построение сечений многогранников плоскостью.
3. Перпендикулярность прямых и плоскостей. (19 ч).
Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Ортогональное проектирование. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Линейный угол двугранного угла. Перпендикулярность плоскостей. Признак перпендикулярности двух плоскостей. Расстояние между точками, прямыми и плоскостями.
Цель: дать учащимся систематические знания о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями.
О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, систематически изучить свойства перпендикулярных прямых и плоскостей, познакомить с понятием центрального проектирования и научить изображать пространственные фигуры на плоскости в центральной проекции.
В данной теме обобщаются известные из планиметрии сведения о перпендикулярных прямых. Большую помощь при иллюстрации свойств перпендикулярности и при решении задач могут оказать модели многогранников.
В качестве дополнительного материала учащиеся знакомятся с методом изображения пространственных фигур, основанном на центральном проектировании. Они узнают, что центральное проектирование используется не только в геометрии, но и в живописи, фотографии и т.д., что восприятие человеком окружающих предметов посредством зрения осуществляется по законам центрального проектирования. Учащиеся получают необходимые практические навыки по изображению пространственных фигур на плоскости в центральной проекции.
4. Многогранники (12 ч).
Многогранные углы. Выпуклые многогранники и их свойства. Правильные многогранники.
Цель: сформировать у учащихся представление об основных видах многогранников и их свойствах; рассмотреть правильные многогранники.
О с н о в н а я ц е л ь – познакомить учащихся с понятиями многогранного угла и выпуклого многогранника, рассмотреть теорему Эйлера и ее приложения к решению задач, сформировать представления о правильных, полуправильных и звездчатых многогранниках, показать проявления многогранников в природе в виде кристаллов.
Среди пространственных фигур особое значение имеют выпуклые фигуры и, в частности, выпуклые многогранники. Теорема Эйлера о числе вершин, ребер и граней выпуклого многогранника играет важную роль в различных областях математики и ее приложениях. При изучении правильных, полуправильных и звездчатых многогранников следует использовать модели этих многогранников, изготовление которых описано в учебнике, а также графические компьютерные средства.
5.Векторы в пространстве (7ч).
Векторы в пространстве. Коллинеарные и компланарные векторы. Параллельный перенос. Параллельное проектирование и его свойства. Параллельные проекции плоских фигур. Изображение пространственных фигур на плоскости. Сечения многогранников. Исторические сведения.
Цель: сформировать у учащихся понятие вектора в пространстве; рассмотреть основные операции над векторами.
6.Повторение (6ч).
Цель: повторить и обобщить материал, изученный в 10 классе.
Средства контроля
Материалы для контрольных, самостоятельных работ, тестирования взяты из:
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2001.
Учебно-методические средства обучения
1. Геометрия, 10–11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2002.
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2001.
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2006.
Единый государственный экзамен 2006-2008. математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2007.
7. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. – М. Просвещение, 2003.
8. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь по геометрии для 10 класса. –
М:Просвещение,2003г.
9. В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдина. Рабочая тетрадь по геометрии для 11 класса. – М.: Просвещение, 2004.
10. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: Просвещение, 2003.
11. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001. |
|
|