|
Табличные информационные модели Урок в 6 классе на тему: «Табличные информационные модели»
Форма проведение: комбинированный урок.
Цели: ввести классификацию структур информационных моделей; сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- структуры информационных моделей;
- структуру и типы таблиц.
Учащиеся должны уметь:
- строить различные по типу таблицы.
Программно-дидактическое обеспечение урока:
- презентация;
- опорный конспект (для записи в тетрадь);
- карточки с заданиями.
Ход урока
Постановка целей урока
1.1. Понятия синтаксис и семантика таблицы.
1.2.Виды заголовков, головки, боковики, прографки (составные элементы) – что это?
1.3. Просто ли построить таблицу? Что при этом необходимо учитывать?
1.4. Простые правила построения таблиц.
1.5. Таблица, как информационная модель, типы таблиц.
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по теме «Информационные системы на бумажных носителях»
Индивидуальный опрос (карточки-задания) - выполнить системный анализ моделей.
Актуализация знаний
Попросить учащихся назвать преимущества упорядочения информации в виде таблицы.
Попросить учащихся перечислить элементы таблицы.
Попросить учащихся перечислить типы таблицы.
Изложение нового материала
Мощнейшим инструментом для систематизации информации являются таблицы. Их главные достоинства – емкость, точность, наглядность. Использование правильно построенных и оформленных таблиц затруднений не вызывает. Но для обучения их построения надо приложить определенные усилия.
Основные понятия таблицы
Записать тему урока в тетради «Табличные информационные модели»
Записать формулировку: Таблица – универсальное средство представления информации.
Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы.
Показ и комментарий Слайда 1 (рисунок перерисовать в тетради)
Работа с опорным конспектом - часть 1 (чтение, обсуждение, понимание)
Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно).
Записать в тетрадь сформулированный ответ: Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются:
Объект – это то, о чем идет речь.
Свойства объекта – характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо).
Класс объектов – группа объектов с одинаковыми свойствами. Таблицы делятся на типы в зависимости от сочетания объектов и свойств, информация о которых отображается в таблице. Для каждого типа таблиц предложена схема размещения информации, в которой указывается, сколько ярусов должно быть в головке таблицы, где именно должны быть записаны названия классов, названия объектов, названия и значения свойств.
Рассмотрим формальные правила, согласно которым данные, заключенные в тексте, можно преобразовать в табличную форму, т. е. систематизировать. Решение этой задачи происходит в три этапа:
выделить в тексте объекты, названия свойств объектов и их значения;
определить тип таблицы (и соответствующую схему размещения информации);
«заселить таблицу» - перенести в нее информацию из текста.
Выделение в тесте объектов, названий и значений свойств внешне выглядит подобно «разбору предложения». Делать это удобно так:
объекты подчеркиваются прямой линией,
названия свойств – двойной линией,
значения свойств – пунктирной линией.
Показ и комментарий Слайда 2
Типы таблиц.
Рассмотрим перечень различных типов таблиц. Для каждого типа укажем определитель, т. е. по каким признакам нужно выбирать именно этот тип таблицы. Приведем схемы (формы) таблиц и примеры их использования.
Показ и комментарий Слайд 3 (содержание переписать в тетрадь).
Показ и комментарий Слайд 4.
Записать в тетрадь:
1. Таблица типа «объекты – свойства» (ОС)
Определитель:
- рассматриваются одиночные объекты (т.е. все свойства относятся только к одному объекту);
- все объекты принадлежат одному классу.
Работа с опорным конспектом – часть 2 (чтение, обсуждение, понимание)
Физкультминитка
Показ и комментарий Слайд 5.
Записать в тетрадь:
2. Таблицы типа «объекты - объекты - объекты – один» (ООО)
Определитель:
- рассматривается пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два);
- для каждой пары описано только одно свойство;
- других свойств нет.
Работа с опорным конспектом – часть 3 (чтение, обсуждение, понимание)
Показ и комментарий Слайд 6.
Записать в тетрадь:
3. Таблицы типа «объекты - объекты – несколько» (ООН)
Определитель:
- рассматривается пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу несколько);
- для каждой пары описано несколько свойств;
- других свойств нет.
Работа с опорным конспектом – часть 4 (чтение, обсуждение, понимание)
Показ и комментарий Слайд 7.
Записать в тетрадь:
4. Таблицы типа «объекты - свойства – объекты» (ОСО)
Определитель:
- рассматривается пары объектов (то есть свойства характеризуют не один объект, а сразу два);
- есть свойства, которые относятся только к одному объекту в паре;
- нет свойств, которые относятся только к другому объекту в паре.
Работа с опорным конспектом – часть 5 (чтение, обсуждение, понимание)
Дополнительный материал:
Показ и комментарий Слайд 8,9.
Записать в тетрадь:
5. Вычислительные таблицы – таблица, содержащая вычисляемые свойства объектов.
Двоичные матрицы – таблица, содержащая только нули и единицы. Представляет собой двоичные матрица, отражающие качественный характер связи между объектами.
Задание устное: определите тип данных таблиц.
6. Закрепление изученного - практическая работа:
Показ и комментарий Слайд 10,11,.
7. Итоги урока
Оценить работы учащихся и назвать отличившихся на уроке.
Домашнее задание
Уровень знания: знать структуру таблиц (название и назначение основных частей
таблицы), типы таблиц.
Уровень понимания:
Построить таблицы по информации представленной в карточках – заданиях
Показ и комментарий Слайд 12,13,.
Разноуровневые карточки – задания раздать для домашнего выполнения. Работы сдать на машинных носителях. |
|
|