|
Использование информационных технологий на уроках (на примере математики) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ).
Боева И. П.
КГКСКОУ СК школа-интернат 8 вида №14 г.Амурска.
Не секрет, что Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. Высокие запросы, предъявляемые ФГОС к современной школе, невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий.
Среди главных проблем сегодняшней школы педагоги выделяют низкую мотивацию учеников к обучению точным наукам. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Компьютерные технологии, по моему мнению, позволят повысить интерес к предметам, в частности к математике, за счёт применения этих технологий.
Анализируя различную литературу, можно сделать вывод, что – информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. То есть, любая педагогическая технология - это информационная технология [1].
Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя. Особенности этого обучения рассматриваются в двух направлениях: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности [3].
Я рассмотрю несколько видов технологий.
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ POWERPOINT.
Компьютерная презентация, разработанная учителем, повышает эффективность развивающего урока за счет: экономии времени в погружение учащихся в проблему урока; яркости и наглядности образов способных выстроить логическую цепочку построения обобщенного способа действий; четкости и простоты изложения.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу; сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала [4]. Пример урока по теме «Системы рациональных неравенств с одной переменной», Алгебра, 9 класс, УМК автор С.М. Никольский
2. Система программ для организации и поддержки образовательного процесса «1С: Образование 4. Школа 2.0».
Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.
Таким образом, с одной стороны, наборы ЦОР «опираются» на действующие и хорошо знакомые учебники, что создает условия для их практически безболезненного «вписывания» в преподавание. С другой стороны, наборы ЦОР дают примеры того, как средства ИКТ могут быть эффективно использованы в учебном процессе [2].
3. ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ.
Главная особенность ИУМК состоит в том, что они, в отличие от набора ЦОР к существующим учебникам и от ИИСС, представляют собой систему образовательных ресурсов, которая может включать цифровые и нецифровые источники и инструменты, обеспечивая функции управления учебным процессом и его организации. Таким образом, ИУМК включает комплект материалов, полностью обеспечивающих потребности организации образовательного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме, модулю) или межпредметной области. Примером ИУМК, является «Вероятность и статистика в школьном курсе математики», а так же «Динамическая геометрия. 9 класс».
4.Электронные Образовательные Ресурсы.
Говоря о мультимедиа ЭОР [6], имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами, в разных компьютерных форматах. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиакомпоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов и представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения.
Пример ЭОР по теме «Признаки делимости на 10, 2, 5».
Важное достоинство ЭОР НП состоит в том, что, пользуясь ОМС, учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.
5. Интерактивная Доска.
Применение средств ИКТ на уроках математики, в частности, интерактивной доски, позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, повысить интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, а также познавательную активность обучающихся [5]. Помимо всего этого, использование интерактивного оборудования позволяет оптимизировать процесс преподавания математики. На уроках математики можно использовать такие свойства ИД как обучающие, контролирующие, тренировочные, творческие и демонстрационные. ИД значительно расширяет возможности традиционной доски:
- эффект лопающихся воздушных шариков поможет учителю проверить умения, например, переводить обыкновенные дроби в десятичные (и наоборот);
- использование так называемой программы «Водоворот» сможет помочь учителю показать сортирование дробей из предложенного перечня на две группы: правильные и неправильные дроби;
- в программе ИД имеется множество рисунков математической направленности, например, круги, разделенные на равное количество частей (две, три, четыре и т.д.) с помощью цветовой заливки или цветного пера можно использовать при изучении темы «Доли» в 5 классе;
- функция множественного клонирования позволит, например, строить множество параллельных прямых, что наглядно показывает условие параллельности графиков линейных функций;
- функции движения и закрепления объекта можно использовать при выполнении заданий на нахождение соответствия между двумя или более категориями понятий (предметов);
- функция выделения определенного объекта («лупа») позволит учителю обратить внимание обучающихся на особо значимых моментах изучаемого материала.
Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков.
Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.
Список использованной литературы:
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.
Босова¸ Л.Л. Краткое описание видов учебных материалов, «Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы»//Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). –М.:Локус-Пресс, 2008.—64 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru.
Рабинович, П.Д. Практикум по интерактивным технологиям / П.Д. Рабинович, Э.Р Баграмян издательство «БИНОМ». Лаборатория знаний, 2012, 3-е изд. – 96с.
Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Том 1: Отчет о НИР (заключит.)/ РМЦ; Руководитель А.В.Осин; А.В.Гиглавый, М.Н.Морозов, О.И.Руденко-Моргун, Ю.М.Тараскин и др.; ГР № 16518. – М., 2002.
|
|
|