Главная страница

Использование информационных технологий на уроках (на примере математики)



Скачать 60.18 Kb.
НазваниеИспользование информационных технологий на уроках (на примере математики)
Дата24.02.2016
Размер60.18 Kb.
ТипАнализ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ).

Боева И. П.

КГКСКОУ СК школа-интернат 8 вида №14 г.Амурска.

Не секрет, что Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного процесса по различным дисциплинам. Высокие запросы, предъявляемые ФГОС к современной школе, невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий.

Среди главных проблем сегодняшней школы педагоги выделяют низкую мотивацию учеников к обучению точным наукам. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий. Компьютерные технологии, по моему мнению, позволят повысить интерес к предметам, в частности к математике, за счёт применения этих технологий.

Анализируя различную литературу, можно сделать вывод, что – информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. То есть, любая педагогическая технология - это информационная технология [1].

Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - учителя. Особенности этого обучения рассматриваются в двух направлениях: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности [3].

Я рассмотрю несколько видов технологий.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ POWERPOINT.

Компьютерная презентация, разработанная учителем, повышает эффективность развивающего урока за счет: экономии времени в погружение учащихся в проблему урока; яркости и наглядности образов способных выстроить логическую цепочку построения обобщенного способа действий; четкости и простоты изложения.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу; сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала [4]. Пример урока по теме «Системы рациональных неравенств с одной переменной», Алгебра, 9 класс, УМК автор С.М. Никольский

2. Система программ для организации и поддержки образовательного процесса «1С: Образование 4. Школа 2.0».

Набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, звукозаписи, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.



Таким образом, с одной стороны, наборы ЦОР «опираются» на действующие и хорошо знакомые учебники, что создает условия для их практически безболезненного «вписывания» в преподавание. С другой стороны, наборы ЦОР дают примеры того, как средства ИКТ могут быть эффективно использованы в учебном процессе [2].

3. ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ.

Главная особенность ИУМК состоит в том, что они, в отличие от набора ЦОР к существующим учебникам и от ИИСС, представляют собой систему образовательных ресурсов, которая может включать цифровые и нецифровые источники и инструменты, обеспечивая функции управления учебным процессом и его организации. Таким образом, ИУМК включает комплект материалов, полностью обеспечивающих потребности организации образовательного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме, модулю) или межпредметной области. Примером ИУМК, является «Вероятность и статистика в школьном курсе математики», а так же «Динамическая геометрия. 9 класс».



4.Электронные Образовательные Ресурсы.

Говоря о мультимедиа ЭОР [6], имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами, в разных компьютерных форматах. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиакомпоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) открывают Internet-доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно-насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов и представляют собой электронные образовательные ресурсы нового поколения.

Пример ЭОР по теме «Признаки делимости на 10, 2, 5».



Важное достоинство ЭОР НП состоит в том, что, пользуясь ОМС, учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников.

5. Интерактивная Доска.

Применение средств ИКТ на уроках математики, в частности, интерактивной доски, позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, повысить интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, а также познавательную активность обучающихся [5]. Помимо всего этого, использование интерактивного оборудования позволяет оптимизировать процесс преподавания математики. На уроках математики можно использовать такие свойства ИД как обучающие, контролирующие, тренировочные, творческие и демонстрационные. ИД значительно расширяет возможности традиционной доски:

- эффект лопающихся воздушных шариков поможет учителю проверить умения, например, переводить обыкновенные дроби в десятичные (и наоборот);

- использование так называемой программы «Водоворот» сможет помочь учителю показать сортирование дробей из предложенного перечня на две группы: правильные и неправильные дроби;

- в программе ИД имеется множество рисунков математической направленности, например, круги, разделенные на равное количество частей (две, три, четыре и т.д.) с помощью цветовой заливки или цветного пера можно использовать при изучении темы «Доли» в 5 классе;

- функция множественного клонирования позволит, например, строить множество параллельных прямых, что наглядно показывает условие параллельности графиков линейных функций;

- функции движения и закрепления объекта можно использовать при выполнении заданий на нахождение соответствия между двумя или более категориями понятий (предметов);

- функция выделения определенного объекта («лупа») позволит учителю обратить внимание обучающихся на особо значимых моментах изучаемого материала.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков.

Таким образом, интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Список использованной литературы:

  1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.

  2. Босова¸ Л.Л. Краткое описание видов учебных материалов, «Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы»//Учебные материалы нового поколения в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО). –М.:Локус-Пресс, 2008.—64 с.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.

  4. Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru.

  5. Рабинович, П.Д. Практикум по интерактивным технологиям / П.Д. Рабинович, Э.Р Баграмян издательство «БИНОМ». Лаборатория знаний, 2012, 3-е изд. – 96с.

  6. Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям. Том 1: Отчет о НИР (заключит.)/ РМЦ; Руководитель А.В.Осин; А.В.Гиглавый, М.Н.Морозов, О.И.Руденко-Моргун, Ю.М.Тараскин и др.; ГР № 16518. – М., 2002.