|
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.
Данный материал может быть использован учителями школы Республики Таарстан, работающим по разным УМК.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановила на такой технологической карте урока:
1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Примеры шаблонов технологических карт:
Ф.И.О. Предмет: Класс: Тип урока:
Тема
|
| Цель
|
| Задачи
| Образовательные: Развивающие: Воспитательные:
| УУД
| Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
| Планируемые результаты
| Предметные:
Знать
Уметь
Личностные: Метапредметные:
| Основные понятия
|
| Межпредметные связи
|
| Ресурсы: основные
Дополнительные
|
| Формы урока
| фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
| Технология
|
|
Дидактическая структура урока
| Деятельность учеников
| Деятельность учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
| Предметные
| УУД
| Организационный момент Время: Основные этапы:
|
|
|
|
| Познавательные,коммуникативные,регулятивные
| Проверка домашнего задания Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Изучение нового материала Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Закрепление нового материала Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Контроль Время: Этапы:
|
|
|
|
|
| Рефлексия Время: Этапы:
| .
|
|
.
|
|
| Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока.
Тема урока___________________________________________________________
Цели для ученика
1.
2.
3.
| Цели для учителя
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
| Тип урока
| Форма урока
| Опорные понятия, термины
| Новые понятия
| Формы контроля
| Домашнее задание
|
Этап урока
| Деят-сть учителя
| Деят-сть ученика
| Используемые методы, приемы, формы
| Формируемые УУД
| Результат взаимодействия (сотрудничества)
|
|
|
|
|
|
| Технологическая карта с методической структурой урока.
Дидактическая структура урока
| Методическая структура урока
| Признаки решения дидактических задач
| Методы обучения
| Форма деят-ти
| Методическиеприемы и их содерж.
| Средства обучения
| Способы организации деятельности
| Организационный момент
|
|
|
|
|
|
| Актуализация знаний
|
|
|
|
|
|
| Сообщение нового материала
|
|
|
|
|
|
| Закрепление изученного материала
|
|
|
|
|
|
| Подведение итогов
|
|
|
|
|
|
| Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
| Технологическая карта урока математики по теме «__________________»
Дата проведения:______________________________________
Учитель: ___________________________________________
Количество часов по теме: _______________________
Место урока в данной теме: ___________________________
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:__________________________________________________________
Задачи урока:________________________________________________
Создать условия для актуализации опорных знаний.
Организовать формулировку темы урока.
Организовать постановку учебной цели и учебных задач учащимися.
Способствовать деятельности я по самостоятельному выводу___________
Продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Основные этапы урока
| Задачи этапа
| Деят-сть
учителя
| Деят-сть
ученика
| Методы
обучения
| Прогнозируемый
результат
| Учебно-метод. обеспечение
| План.
время
| 1.Организационный этап
| Психолог. подготовка к общению
| Обеспечивает
благоприятный
настрой.
| Настраиваются на работу,
| Словесные
| Психологическая готовность
| Организация внимания
|
| 2.Проверка домашнего задания.
| Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала,
| Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учащихся
| Проверяют домашнее задание
| Фронтальный опрос
| Правильно выполненное домашнее задание, коррекция ошибок
| Фронтальный опрос
|
| 2.Актулизация опорных знаний
| Создать ситуацию, успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков;
| Организует работу по актуализации опорных знаний
| Запись решения выражений по вариантам
| практический
| Быстрая проверка опорных знаний
| Запись на
доске и в тетрадях
|
| 3.Определение совместной
цели деятельности
| Обеспечить
деятельность по определению целей урока
| Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает
консультирует.
| Отвечают на вопросы, формулируют цель урока
| Словесные
| отвечают верно
| беседа
|
| 5.Изучение нового материала
| способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу алгоритма разложения многочлена на множители способом группировки
| Организует работу учащихся по выводу алгоритма разложения многочлена на множители в группах
| Отвечают на вопросы, записывают алгоритм разложения в таблицу
| словесные
| Верное составление алгоритма разложения на множители способом группировки в рабочих тетрадях
| беседа
|
| 4. Первичное применение
знаний
| Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного
| Предлагает выполнить задания
| Выполняют задания
| практические
| Выполнят верно
| Выполняют
задания на
доске и в тетрадях
|
| 7. Контроль и самопроверка знаний
| Выявить
качество
усвоения
материала
| Предлагает проверить задания
| Проверяют
Задания
| самоконтроль
| Выполнили верно
| Проверяют
задания
|
| 6. Подведение итогов. Рефлексия
| Дать оценку
работы
класса
| Подводит итоги урока, ставит задачи на следующий урок
| Заполняют листы самоконтроля
| самооценка
| Осмысление результатов своей работы
| Листы самоконтроля
|
| 8.информация о дом. задании
| Обеспечить понимание содержания домашнего задания
| Поясняет домашнее задание
| Записывают дом. Задание
| словесные
|
|
|
| Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования.
Основные пункты и требования аспектов анализа урока.
1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ):
соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию;
результативность решения дидактической задачи.
2. Содержание урока:
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника.
3. Методы и средства обучения:
соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели;
использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
4. Формы обучения: 5. Результативность урока:
достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
6. Практическая направленность урока:
практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам;
организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента.
7. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности:
уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий);
взаимопомощь;
интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности.
8.Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока:
личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
9. Формирование ИКТ- компетентности:
применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности обучающихся.
10. Структура урока:
соответствие структуры урока основной дидактической задаче.
11. Контрольно-оценочная деятельность:
использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий;
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся;
12.Педагогический стиль:
соблюдение норм педагогической этики.
13. Гигиенические требования:
температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы;
соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям;
соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.
Анализ урока на основе системно- деятельностного подхода может строиться следующим образом:
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока). 2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут). 3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все). 4. Сколько учеников получили оценки (должны все). 5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 2-3 минут). 6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено). 7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено). 8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
|
|
|