|
Пояснительная записка Цель Пояснительная записка Цель: повышение математической культуры учащихся в рамках школьной программы по математике; формирование и развитие у учащихся логического мышления, интеллектуальных и практических умений в области решения уравнений, неравенств, содержащих параметр; интереса к изучению математики; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; творческих способностей; коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе; поможет учащимся оценить свои способности к математике на повышенном уровне и сделать осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
Прогнозируемый результат: овладение учащимися навыками решения уравнений и неравенств, содержащих параметр; интерпретации результатов своей деятельности; умением делать выводы и обсуждать результаты.
Курс рассчитан на один год (35 ч), 10-11 класс. Тематический план
№ П.П
| Раздел программы
| Количество часов
| 1
| Параметр: понятие, общие методы решения
| 1
| 2
| Методы решения задач с параметром
| 2
| 3
| Квадратные уравнения и неравенства
| 2
| 4
| Дробно-рациональные уравнения и неравенства
| 2
| 5
| Тригонометрия
| 4
| 6
| Показательные уравнения и неравенства
| 3
| 7
| Зачет
| 1
| 8
| Логарифмические уравнения и неравенства
| 3
| 9
| Иррациональные уравнения и неравенства
| 3
| 10
| Системы уравнений и неравенств
| 3
| 11
| Задачи математического анализа
| 3
| 12
| Параметр в заданиях ЕГЭ
| 6
| 13
| Обобщающее занятие. Зачет
| 2
|
Содержание программы:
Тема 1. Параметр: понятие, общие методы решения
Основная цель-определение уравнения и неравенства с параметром, области определения уравнения с парамертом; общие приемы решения заданий с параметром. Учащимся раскрывается содержание понятия параметр, его интерпретация, основные теоремы.
Тема 2. Методы решения задач с параметром.
Основная цель- введение различных методов решения задач с параметром. Учащимся дается характеристика каждого метода решения задач с параметром; обоснование выбора метода решения. в зависимости от условия, вопроса задачи. Графический метод, координатно-параметрический методы решения задач.
Тема 3. Квадратные уравнения и неравенства.
Основная цель- формирование навыка решения квадратных уравнений и неравенств с параметром, исследовать квадратный трехчлен, знаки корней в зависимости от параметра. определение квадратного трехчлена и квадратного уравнения, решения уравнений выделением полного квадрата, уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений. Методы решения квадратных неравенств. . В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Тема 4. Дробно-рациональные уравнения и неравенства.
Основная цель- формирование навыка решения дробных уравнений, содержащих параметр, различных типов и различными методами.
Тема 5. Тригонометрия.
Основная цель-введение методов решения тригонометрических задач с параметром: преобразование выражений, решение уравнений и неравенств. В ходе практических занятий рассматриваются задания различной степени сложности,
Тема 6. Показательные уравнения и неравенства.
Основная цель-формирование навыка оценки основания степени, решения показательных уравнений и неравенств различного вида.
Тема 7. Зачет.
Основная цель- подведение итогов изучения элективного курса «Параметр» в 10 классе.
Тема 8. Логарифмические уравнения и неравенства.
Основная цель- ознакомить учащихся с основными приемами решения логарифмических задач, содержащих параметр, их свойствами; привлечь внимание к поиску рациональных способов решения..
Тема 9. Иррациональные уравнения и неравенства.
Основная цель-закрепление навыков решения иррациональных уравнений и неравенств, применения теорем о равносильности; формирование навыков применения общих методов к решению задач с параметром.
Тема 10. Системы уравнений и неравенств.
Основная цель-закрепление навыка применения различных методов решения заданий с параметром, их применения для систем уравнений и неравенств.
Тема 11. Задачи математического анализа .
Основная цель-формирование навыков решения задач на наибольшее и наименьшее значение, нахождения минимумов и максимумов функции в задачах содержащих параметр.
Тема 12. Параметр в заданиях ЕГЭ.
Основная цель-систематизация и обобщение знаний учащихся о методах решения задач с параметром, их применения к решению заданий ЕГЭ.
Тема 13. Обобщающее занятие.
Основная цель - подведение итогов изучения курса «Параметр», защита проекта.
№
| Тема занятия
| Часы учебного времени
| дата
| Форма проведения
| 1
| Параметр: понятие, общие методы решения
| 1
|
| Лекция
| 2
| Методы решения задач с параметром
| 1
|
| лекция
| 3
| Методы решения задач с параметром
| 1
|
| Лекционно-практическое
| 4
| Квадратные уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 5
| Квадратные уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 6
| Дробно-рациональные уравнения и неравенства
| 1
|
| Лекция
| 7
| Дробно-рациональные уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 8
| Тригонометрия
| 1
|
| Лекция
| 9
| Тригонометрия
| 1
|
| Лекция
| 10
| Тригонометрия
| 1
|
| Практикум
| 11
| Тригонометрия
| 1
|
| Практикум
| 12
| Показательные уравнения и неравенства
| 1
|
| Лекция
| 13
| Показательные уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 14
| Показательные уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 15
| Зачет
| 1
|
|
| 16
| Логарифмические уравнения и неравенства
| 1
|
| Лекция
| 17
| Логарифмические уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 18
| Логарифмические уравнения и неравенства
| 1
|
| Лекция
| 19
| Иррациональные уравнения и неравенства
| 1
|
| Лекция
| 20
| Иррациональные уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 21
| Иррациональные уравнения и неравенства
| 1
|
| Практикум
| 22
| Системы уравнений и неравенств
| 1
|
| Лекция
| 23
| Системы уравнений и неравенств
| 1
|
| Практикум
| 24
| Системы уравнений и неравенств
| 1
|
| Практикум
| 25
| Задачи математического анализа
| 1
|
| Лекция
| 26
| Задачи математического анализа
| 1
|
| Практикум
| 27
| Задачи математического анализа
| 1
|
| Практикум
| 28
| Параметр в заданиях ЕГЭ
| 1
|
| Практикум
| 29
| Параметр в заданиях ЕГЭ
| 1
|
| Практикум
| 30
| Параметр в заданиях ЕГЭ
| 1
|
| Практикум
| 31
| Параметр в заданиях ЕГЭ
| 1
|
| Практикум
| 32
| Параметр в заданиях ЕГЭ
| 1
|
| Практикум
| 33
| Параметр в заданиях ЕГЭ
| 1
|
| Практикум
| 34
| Обобщающее занятие
| 1
|
| Зачет
| 35
| Обобщающее занятие
| 1
|
| Зачет
|
Методические рекомендации:
Тема 1. Лекция носит установочный характер и готовит учащихся к практической деятельности, а именно к решению упражнений, связанных с решением заданий с параметром. Во время практических занятий учащиеся коллективно, а затем по группам работают над примерами различной степени сложности, содержащими параметр.
Тема 2. Из содержания лекции учащиеся знакомятся с методами решения задач с параметрами: графический, аналитический, координатно- параметрический. Практические занятия рекомендуется проводить в форме фронтальной работы, отрабатывая применение различных методов решения задач с параметром. Завершающим этапом проводится практическая работа.
Тема 3. Краткая лекция на основе базовых знаний о квадратных уравнениях и неравенствах, способах их решения. На практических занятиях отрабатываются навыки решения различных типов квадратных уравнений и неравенств с параметром, графическим и аналитическим способом, решения уравнений выделением полного квадрата, решения уравнений по формуле, методы решения неполных квадратных уравнений. Рассмотреть примеры применения теоремы Виета, обратной теореме Виета, определение знаков корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметра, теоремы о расположении корней относительно заданной точки или заданного промежутка, алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений квадратичной функции. Итоговое занятие по теме- проверочная работа.
Тема 4. Практические занятия проводить используя как коллективную форму обучения, так и индивидуальную. На практических занятиях рассматривать решения уравнений, неравенств начиная с простых и заканчивая содержащими несколько параметром, используя метод интервалов.
Тема 5. На первых занятиях целесообразно повторить теоретический материал по решению тригонометрических уравнений и неравенств, формул преобразования тригонометрических выражений. На практических занятиях следует обратить внимание на аналитические и графические приемы решения задач. При решении простейших неравенств необходимо опираться на геометрическую интерпретацию. Самостоятельная работа- итог работы по теме. В завершении- практикум по решению неравенств.
Тема 6. Из содержания лекции учащиеся на базовом уровне повторяют основные свойства показательной функции, методы оценки основания степени. Практические занятия рекомендуется проводить в группах, по карточкам-заданиям, с последующим обсуждением решения, его рациональности. Завершающим этапом проводится проверочная работа.
Тема 7. Завершающим этапом изучения элективного курса в 10 классе является зачет, который проводится в виде проверочной работы.
Тема 8. Из содержания лекции учащиеся повторяют определения, свойства логарифмов, методы решения уравнений и неравенств. Практические занятия посвящаются отработке навыков решения задач с параметром как в основании логарифма, так и в подлогарифмируемом выражении; целесообразна как работа фронтальная, так и групповая.
Тема 9. Краткая лекция на основе базовых знаний о системах уравнений и неравенств, типах и способах их решения, готовит учащихся к выработке навыков решения систем с параметром. Практические занятия необходимо посвятить решению систем как с одним, так и с несколькими параметрами. Итогом- проверочная работа по теме.
Тема 10. При решении задач математического анализа с параметром следует рассмотреть задачи на наибольшее и наименьшее значение, максимум и минимум.
Тема 11. Решение заданий ЕГЭ с параметром проводится в форме практикумов, где рассматриваются задачи с параметром из текстов КИМов за прошлые годы и демонстрационных вариантов. Самостоятельная работа – форма контроля навыка решения заданий с параметром из текстов ЕГЭ.
Тема 12. На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Параметр», проверочная работа. Проводится защита собственного проекта по курсу «Параметр»
Литература для учащихся:
К.П.Сикорский Дополнительные главы по курсу математики. М., «Просвещение», 1996.
М.Л.Галицкий Сборник задач по алгебре 8-9 кл. М. «Просвещение», 2000.
В.С.Крамор. Примеры с параметрами и их решения.М.Аркти.2001.
В.В.Локоть. Задачи с параметрами и их решения.Тригонометрия.М.Аркти.2002.
И.Ф.Шарыгин. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учебное пособие для 10, 11 класса средней школы.М.1989.
Литература для учителя:
1.М.Я.Выгодский Справочник по элементарной математике. М. «Астель Аст», 2003
2. И.С. Петряков Математические кружки. М. « Просвещение», 1987
3. Л.Я.Фальке Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М. «Илекса», 2002
4. А.П.Карп Сборник задач по алгебре и началам анализа 10-11 кл. М., «Просвещение», 1999
5. В.В.Амелькин, В.Рабцевич. Задачи с параметром. Минск. 1996.
6. П.И.Горнштейн, В.Б.Полонский, М.С.Якир Задачи с параметрами. М. «Илекса».2003.
7. Г.А.Ястребинецкий. Уравнения и неравенства, содержащие параметры.М.1989.
8. А.Х.Шахмейстер. Задачи с параметрами в ЕГЭ.С.-Петербург.М. 2004. |
|
|