|
Разработка урока алгебры Учитель: Савченко Татьяна Александровна Класс: 7 Тема урока: «Формулы сокращенного умножения» Кол-во часов: 1 Тип урока: комбинированный урок Разработка урока алгебры
Учитель: Савченко Татьяна Александровна
Класс: 7
Тема урока: « Формулы сокращенного умножения»
Кол-во часов: 1
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: формирование и развитие УУД.
Регулятивные УУД: постановка учебных целей, выполнение плана, самоконтроль, самооценка
В ходе выполнения заданий: поиск преднамеренных ошибок, взаимоконтроль.
Познавательные УУД: классификация, обобщение
В ходе выполнения заданий: работа с формулами сокращенного умножения.
Коммуникативные УУД: аргументация собственного мнения, сотрудничество в группе
Личностные УУД: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
В ходе выполнения заданий: подведение итогов урока, самооценка события.
Задачи урока:
Образовательные: повторить и обобщить изученный материал; закрепить формулы сокращенного умножения; контроль и оценка знаний, полученных в ходе изучения темы.
Развивающие: развитие логического и пространственного мышления обучающихся, памяти, навыков работы в паре, в группе, умение анализировать.
Воспитательные: эстетическое воспитание, воспитание ответственности, умения работать в коллективе, самостоятельности.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями)
Учебно - методическое обеспечение: Автор УМК: А. Г. Мордкович «Алгебра» часть I. Учебник;
часть II. Задачник.
Используемая литература:
1. А. Г. Мордкович Алгебра часть I учебник, часть II задачник, М. «Мнемозина» 2012г
2. М. Ю.Шуба. «Занимательные задания в обучении математике».
М. «Просвещение» 1996г.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Показатели выполнения психологической задачи этапа:
доброжелательный настрой учителя и учащихся;
быстрое включение класса в деловой ритм;
организация внимания всех учащихся;
кратковременность организационного момента;
полная готовность класса и оборудования к работе.
II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Здравствуйте, ребята!
Учитель сообщает, что сегодня на уроке повторим одну из важных тем алгебры. В курсе 7 класса изучено много важных тем, без хорошего знания которых невозможно дальнейшее изучение алгебры. Сообщается, что тему урока ребята узнают, разгадав кроссворд. Ребятам предлагается разгадать кроссворд. (Слайд 1)
Ответы к заданиям в кроссворде на слайде выходят по щелчку на фигуру с соответствующим номером вопроса.
Из букв в выделенной строке необходимо составить слово. (Формулы)
При нажатии на восьмиугольник со значком «*» слово рмофылу превратится в слово формулы.
Сегодня на уроке повторим одну из важных тем в курсе алгебры: «Формулы сокращённого умножения». Цель урока - закрепить изученные формулы при решении различных заданий, убедиться в важности изученных формул.
Переход на слайд 2 при нажатии на кнопку далее.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Устная работа.
Какие формулы сокращенного умножения мы изучили? Давайте вспомним, как записываются данные формулы и как они читаются. На слайде будет появляться левая часть равенства, вам нужно будет это равенство продолжить и грамотно прочитать.
Историческая справка.
Ребята, а вы знаете, что некоторые правила сокращенного умножения были известны еще около 4 тыс. лет назад. Их знали вавилоняне и другие народы древности. Знаменитый ученый Евклид свел воедино все открытия греческих математиков в 13 книгах под общим названием «Начала». В течение двух тысячелетий это научное сочинение было энциклопедией и учебником по математике. Евклид дал полный свод математических знаний своих предшественников, системно изложив все достижения греческой математики, что дало возможность дальнейшему развитию данной науки.
Так вот, что интересно, у древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а2», а «квадрат на отрезке а», не «ав», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками а и в». Рассмотрим, например, как формулировалось одно из изученных нами тождеств во второй книге Евклида.
Вот что писал Евклид в своей замечательной книге «Начало»: «Если отрезок как-либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждом из двух отрезков, и удвоенной площади прямоугольника, сторонами которого служат эти два отрезка»
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Задание1. (работа в группе)
Ребята, вам нужно составить выражение для вычисления площади заштрихованной части квадрата. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Как только выполните, капитаны поднимут руки.
Задание 2. (работа в группе)
Угадай слово, для этого вы должны найти равенства, в которых нет ошибок и обвести букву, а затем составить слово.
За правильно разгаданное слово команда получает 5 баллов.
П) (х + у)(х - у)= х² - у² ;
Л) (9х - к)(9х + к) = 81х² + к²;
Р) (а - в) (а² + ав +в²)=а³ - в³ ;
О) (а - к)² = а² - 2ак + к2;
Б) (а - в)(а +в) = а² + в² - 2ав;
М) (10а-в)(в+10а)=100а²-в² ;
Ж) (3х + а)² =3х² - 6ах + а² ;
Е) (3х+а)²= 9х² + 6ах + а² ;
Т) (3а + 5)(5 – 3а) =25 - 9а² ;
Е) (2 - а)(4 + 2а + а²) = 8 - а³;
Д) (4у–3х)(3х+4у) = 9х²-16у²;
Й)(6а²-9с)²=36а4–108а²с+81с²
Какое слово у вас получилось? (ПРОМЕТЕЙ)
Что вы о нем знаете?
Прометей в греческой мифологии - один из титанов и его имя означает «мыслящий прежде», «предвидящий». Он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им. За это разгневанный Зевс повелел приковать его к скале. Ежедневно прилетавший орёл клевал печень титана. Поэтому образ Прометея стал символом человеческого достоинства и величия.
Отсюда пошло выражение "прометеев огонь", т.е. священный огонь, горящий в душе человека. Не забывайте выставлять набранные вами балы в лист самоконтроля. Задание 3. (фронтальная работа )
Выполните преобразование:
(х - 7)²
(у + 4)²
(5а - к)(к+ 5а)
(2х – 3)²
125 – 8а³
| х²-14х+49
у²+8у+16
25а²- к²
4х²-12х+9
(5-2а)(25+10а+4а²)
| Задание 4.( Индивидуальная работа )
Соедините соответствующие выражения стрелками:
(а + в)² 4х² - 20х + 25
(х +3)² а² + 2ав + в²
а² + 2а + 1 64 – 1,44х²
(2х - 5)² (а + 1)²
(1,2х - 8)(8 + 1,2х) 1,44х² - 64
х² + 6х + 9
Проверяем (Слайд …)
Задание 5. (Работа в группе)
Из истории математики: ребята вы должны разгадать фамилию математика, который родился в Швейцарии в 1707. А в 1727 г. был приглашен в Петербуржскую академию наук. Он создал первые учебники по решению уравнений. Последние 17 лет своей жизни он был слепым, но продолжал работать, диктовал свои труды своим ученикам. Однако в научном мире он больше известен как физик, который построил точную теорию движения Луны с учётом притяжения не только Земли, но и Солнца. Фамилию этого учёного вы узнаете, если правильно решите следующие пять уравнений.
(4 - х)² = х² х=2 Э
8р (1 + 2р)- 16р² = -32 р=-4 Й
(3 - у)(3 + у)= 18у - у² у=0,5 Л
(-8 – 9а)а = (4 – 3а)(4 + 3а) а=-2 Е
(2х - 3)(2х + 3) = (2х - 3)² х=1,5 Р
Проверка на слайде
Задание 6. (работа в группе)
Ребята, следующий вопрос прислал корреспондент журнала «Наука и техника». Межпланетная станция, запущенная для изучения планеты Марс, произвела фотосъемку ее поверхности, побывала на ней, взяла пробу грунта и вернулась на Землю. Вместе с пробами ученые обнаружили кусок твердого сплава с таинственными обозначениями. Журнал поместил эти обозначения на своих страницах, и читатели хотят знать, что они обозначают. Просим помочь редакции ответить на их вопрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(х + …)²= х² + … +2ху
(… - k)²=4d² + k² - …
(x + …) (x - …) = x2-144
(… - b) (9 + b2+3b) = … - b3
(x +…) (x - …)=x2 – 25
(… + 4y)(… - 4y) = c4- …
(a - …)(a2+ 4+ 2a) = a3 - …
Задание 7. (Индивидуальная работа)
Ребята, а сейчас мы проведем тест. Вам нужно будет в каждом задании выбрать один из 4-х вариантов ответа. Букву, соответствующую правильному ответу вам нужно будет записать в лист самоконтроля. Затем проверим. Итак, начинаем .
Не забываем выставлять набранные вами баллы в лист самоконтроля.
Задание8. (Фронтальная работа)
А) пригодиться для различных математических фокусов. С одним из таких фокусов мы уже познакомились при возведении числа в квадрат, которое оканчивается цифрой пять. Давайте вспомним, в чем суть этого фокуса.
252=625, 652=4225 и т.д.
Б) Вот вам еще один из фокусов.
Задумайте число (до 10);
Умножьте его на себя;
Прибавьте к результату задуманное число;
К полученной сумме прибавьте 1;
К полученному числу прибавьте задуманное число.
Скажите мне число, которое у вас получилось и я отгадаю, какое число вы задумали.
Решение: x² + x + 1 + x = x² + 2x + 1 = (x + 1)²
Задание 9. (работа в группе)
На слайде изображена картина Богданова-Бельского «устный счет». Найдите значение данного выражения рациональным способом. Т.е. вычислять в столбик нельзя. Команда выполнившая верно получит 3 балла.
Задание 10. (работа в группе)
Вам предлагалось найти в различных источниках высказывания известных людей о математике. Итак, каждая команда имеет право голоса по одной фразе. Также следует прокомментировать, как вы понимаете это высказывание.
Математика - царица наук, арифметика - царица математики.
К. Гаусс
Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.
А. С. Пушкин
Природа формулирует свои законы языком математики.
Г. Галилей
Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике.
К. Вейерштрасс
Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного.
Аристотель М.В. Ломоносов Пифагор
Математики занимаются предметами, которые существуют не в действительности, а только в их мыслях.
Сократ
«Математика не управляет миром, но показывает, как мир управляется»
ГЁТЕ
IV. ИТОГ УРОКА. Подведение итогов. Рефлексия
- Что мы повторяли сегодня на уроке?
- Какие задания показались вам трудными?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Кто был самым активным на уроке?
Учитель отмечает, что сегодня был проведен очень интересный урок. Учитель объявляет оценки и просит учащихся проанализировать свою деятельность на уроке:
1. Удовлетворен ли ты своей работой на уроке?
а) да; б) частично; в) нет; г) затрудняюсь ответить.
2. Каким образом ты собираешься устранить пробелы? а) спросить у учителя; б) спросить у товарища; в) справлюсь сам; г) не знаю.
3. Смог бы объяснить процесс решения задания своему товарищу? а) да; б) частично;
в) нет; г) затрудняюсь ответить;
4. Какую форму работы на уроке ты предпочитаешь? а) индивидуальную; б) парную; в) групповую; г) всем классом.
Выбери картинку, соответствующую твоему настроению на уроке:
Лист самоконтроля»
Площадь фигуры
| Угадай слово
| «Расшифруй имя ученого»
| Символы
| Тест
| Работа по картине
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
| Если вы набрали за все виды деятельности От 22 до 27 баллов –«3»
От 28 до 32 балла – «4»
От 33 до 35 баллов – «5»
После каждого блока работы оцениваем свою деятельность выставлением балла в «Лист самоконтроля»
Домашнее задание: карточки с заданиями. |
|
|