|
Протокол мо №1 от «25» августа 2014г. «Согласовано» Председатель методсовета мбоу сош №4Янковская Т. Е
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
«Рассмотрено»
Руководитель МО
МБОУ СОШ №4
Васильева Р.Н.
Протокол МО № 1 от «25»
августа 2014г.
| «Согласовано»
Председатель методсовета
МБОУ СОШ №4Янковская Т.Е.
Протокол м/совета №1от
«25» августа 2014г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №4
Менщикова Н.В.
Приказ № 317 « 26 » августа2014г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(начальное общее образование)
«Математика»
2 класс
Густова С.Б.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2014-2015уч.год Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования
с учётом специфики учебного предмета………………………………………………………………3-5
2)Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………5
3)Описание места учебного предмета ……………………………………………………………………5
4)Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета………………………………5-6
5)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета……………………………………………………………………………………………………6-7
6)Содержание учебного предмета……………………………………………………………………….8-9
7)Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся…………………………………………………………………………………………….10-22
8)Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………….23
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образованияс учётом специфики учебного предмета
Статус документа
Рабочая программа по «Математике» для 2класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
• Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованы к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
• Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
• Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;
от 1.06. 2012 №4695/12 «О разработке учебного плана»;
от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
• Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08.08.2014 №1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»;
• Методическим рекомендациям Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры;
• Программе развития школы «Наша новая школа», образовательная программа (2014-2015 уч.год) МБОУ СОШ №4
• «Положению о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся», приказ МБОУ СОШ №4 № 313 от 26.08.2014г
Рабочая программа соответствует:
• требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
• программам формирования универсальных учебных действий
Планирование составлено на основе примерной программы по Математике:
• «Примерные программы по учебным предметам» Начальная школа. Часть 1, Москва, «Просвещение», 2011г.
• «Сборник примерных программ для начальной школы», новые образовательные стандарты, пособие для учителя, издательство Вита-Пресс, Москва 2011
Программа допущена Министерством образования и науки РФ.
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены ФГОС.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изученияматематики , которые определены стандартом. Основная цель:формированиеоснов научного мышления ребенка в области математики, представлений о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения. Рабочая программа создана на основе комплексной программы по математике , авторов: В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова, Г.Г.Микулиной, О.В.Савельевой.В соответствии с принципами развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова настоящий курс математики ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления. Он ориентирован, главным образом, на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических навыков, и предполагает организацию обучения в форме развёрнутой учебной деятельности детей по постановке и решению ими системы учебных задач.
Основной целью курса является формирование у детей ясного понимания действительного числа, опирающее на понятие величины. Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 4 часа в неделю на 34 учебные недели = 136 часов. Резерв свободного учебного времени (уроки № 133-136) рекомендуется использовать в конце учебного года для отработки навыков, либо в течение года по усмотрению учителя.В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса математики каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.
Цели и задачи учебного предмета
Основная цель: сформировать новый способ измерения-отмеривания величины (с помощью набора мерок и системы мерок) и выйти на новый вид числа – многозначное число; ввести умножение и деление,как действия, связанные с воспроизведением величины при использовании промежуточной мерки.
развитиеобразного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Предметные задачи:
- научиться сравнивать многозначные числа в одной системе счисления, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых;
- научиться читать (< 1000) и записывать многозначные числа в десятичной системе исчисления;
- научиться записывать многозначные числа в системах счисления с основанием меньше 10;
- воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания;
- выполнять устные вычисления на сложение и вычитание чисел в пределах 100;
- выполнять по алгоритму сложение и вычитание многозначных чисел;
-научиться решать задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин (в одно-два действия);
- складывать и вычитать именованные числа (без перевода единиц);
- решать уравнения разных видов;
- научиться по схеме отмерить величину, используя промежуточную мерку, измерить данную величину с помощью промежуточной меры и представить результат измерения в виде схемы;
- выполнять умножение и деление чисел с помощью числовой;
- научиться вычислять длину ломаной линии, периметр многоугольника;
- уметь различать виды углов и треугольников.
Педагогические задачи:
- разработать «правила игры» во время урока;
- сформировать особый вид контрольных действий («контроль-внимание») через организацию работы учащихся с образцом правильных действий и результатов;
- ввести критерии и способы оценивание учащимися своих действий и результатов;
- освоить разные «пространства» действий ребенка в классе («место сомнений», «место на оценку», «черновик-чистовик»);
- координировать действия с предметом «окружающий мир»;
- организовать работу по формированию пооперационного контроля за своими действиями («волшебные линеечки»);
- организовать освоение учащимися первых шагов самостоятельной работы;
- обеспечить освоение учащимися различных форм работы на уроке, в том числе взаимодействия между учащимися ( парная, групповая работа).
Предлагается следующая система учёта знаний:
*Контрольные работы (11)
* Математические диктанты (7)
Необходимым условием усвоения математического содержания в форме учебной деятельности является выполнение ребёнком сначала предметных действий, поэтому программа предусматривает проведение практических работ (18).
2) Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения курса «Математика» развиваются общеучебные навыки ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях. Образовательный процесс по математике организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
- урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
- урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
- урок – диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
- урок-проектирование - место для решения проектных задач;
- учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими математическими проблемами;
- групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
- самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
- задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
- задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков на трех уровнях ( формальном, рефлексивном и ресурсном);
- творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои математические знания и умения ( эти задания выбираются и выполняются по желанию).
В организации учебной деятельности на уроках математики применяем различные современные технологии, такие как: технология критического мышления, технология АМО ( активные методы обучения), здоровьесберегающие технологии.
3) Описание места учебного предмета
Данная программа составлена для реализации курса математики в начальной школе, который является первой частью непрерывного курса математики и разработан в логике теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.На предмет «Математика» для 2 класса учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебные недели).
4)Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Процесс обучения математике направлен на формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и абстрагирования. В основу составления учебных заданий положены идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С психолого-методологической точки зрения они позволяют организовать обучение с опорой на опыт младших школьников, на их предметно-действенное и наглядно-образное мышление. Эти идеи дают возможность постепенно вводить детей в мир теоретических знаний и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления. С точки зрения образования вышеуказанные идеи являются основой для дальнейшего изучения закономерностей и зависимостей окружающего мира в их различных интерпретациях.
5)Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
- установка на поиск решения проблемы;
- критичность;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные:
- осуществлять контроль за действием другого ученика по заданному образцу;
- оценивать действие другого ученика по заданным критериям;
- выполнять задание на основе заданного алгоритма (простого);
- отличать известное от неизвестного в учебном материале;
- формулировать «умный» вопрос к действию другого ученика;
- использовать знаково-символические средства представления информации (чертежи, формулы, схемы) при решении задачи;
- выделять в тексте ключевые слова для решения задачи;
- вступать в коммуникацию, распределяя роли в малой группе Предметные:
уметь:
- выделять разные параметры в одном предмете и производить по ним сравнение предметов ( в частности, различать площадь и форму фигуры, сравнивать площади плоских фигур с помощью разрезания на части и перегруппировки этих частей);
- описывать разностное отношение и отношение «частей и целого» с помощью чертежа и формул;
- отмеривать величину с помощью данных мерки и числа, измерять величину заданной меркой и описывать эти действия с помощью схемы и формул;
- строить числовую прямую по данным направлению, началу и шагу;
- с помощью числовой прямой сравнивать числа, находить их сумму и разность;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 10 ( на уровне навыка);
- решать задачи на сложение и вычитание в одно действие;
- различать геометрические фигуры: прямую, луч, отрезок, ломаную.
знать:
- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. К концу второго класса обучающиеся должны уметь:
— сравнивать многозначные числа в одной системе счисления, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых;
— читать и записывать многозначные числа (< 10000) в десятичной системе счисления;
— воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания;
— выполнять устные вычисления на сложение и вычитание чисел в пределах 100; •
— выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
— решать задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин (в одно-два действия);
— выполнять сложение и вычитание именованных чисел (без перевода единиц);
— решать уравнения вида: а + х = Ь, х + а = Ь, а - х = Ь, х- а = Ь;
— по схеме отмерить величину, используя промежуточную мерку, измерить данную величину с помощью промежуточной мерки и представить результат измерения в виде схемы;
— выполнять умножение и деление чисел с помощью числовой прямой;
— вычислять длину ломаной линии, периметр многоугольника. 6) Содержание учебного предмета «Математика»2 класс
4чх34недели=136 часов
№
| Тема
| Кол-во часов
| Содержание
| Практические работы
| Контрольные работы
|
| Отношение «частей и целого»
| 30 ч
|
| Практическая работа №1: «Поиск разности. Работа с сосудами».
Практическая работа №2: «Построение геометрических тел». Практическая работа №3: «Инструмент измерения времени. Знакомство с часами».
| Контрольная работа №1: «Повторение материала. Поиск разности».
Контрольная работа №2: «Сложение и вычитание с переходом через десяток».
|
| Система мерок
| 12 ч
| Измерение величины по частям при помощи нескольких мерок. Составные именованные числа. Табличная форма записи именованных чисел. Сложение и вычитание именованных чисел.
Сравнение именованных чисел. Стандартный и нестандартный способ измерения величин с помощью системы мерок. Остаток. Переход от нестандартного к стандартному значению величины относительно системы мерок.
| Практическая работа №4: «Измерение величин двумя мерками. Работа с сосудами». Практическая работа № 5: «Измерение отрезков. Миллиметр». Практическая работа № 6: «Сложение результатов измерения несколькими мерками. Работа с сосудами».
| Контрольная работа № 3:
«Измерение несколькими мерками».
|
| Позиционные системы счисления
| 22 ч
| Задача воспроизведения величины в ситуации, когда счет можно вести только до определенного числа. Образование открытой системы дополнительных мерок. Системы счисления. Основание системы счисления как граница счета. Табличная форма записи многозначного числа (разрядная таблица). Измерение величин в разных системах счисления. Позиционная форма записи многозначного числа. Число и цифра. Цифра 0. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Изображение многозначных чисел на числовой прямой. Сравнение многозначных чисел.
Десятичная система счисления (система с основанием 10) как частный случай позиционной системы счисления. Чтение (в пределах 10000) и запись многозначных чисел в десятичной системе счисления. Сравнение чисел в десятичной системе счисления
| Практическая работа № 7: «Измерение величин различными системами счисления». Практическая работа № 8:
«Измерение величин тремя мерками. Работа с сосудами». Практическая работа № 9: « Построение многоугольника».
Практическая работа № 10: «Построение луча».
| Контрольная работа № 4:
«Позиционные системы счисления».
Математический диктант №1:
«Сложение и вычитание в пределах 20».
Контрольная работа №5:
«Числа в десятичной системе.Работа двузначных чисел».
Контрольная работа №6:
«Числа в десятичной системе. Работа многозначных чисел».
Математический диктант №2:
«Запись под диктовку много-значных чисел. Сравнение многозначных чисел».
|
| Сложение и вычитание многозначных чисел
| 44 ч
| Принцип поразрядного сложения и вычитания чисел. Табличная и позиционная (« в столбик ») формы записи сложения и вычитания чисел. Сложение и вычитание круглых десятков, сотен, тысяч. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Определение количества цифр (разрядов) в сумме и разности. Приемы устного сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 100.
Многоугольники. Периметр многоугольника.
Угол. Сравнение углов. Виды углов (прямой, острый, тупой). Угол многоугольника. Прямоугольник, квадрат. Виды треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный).
| Практическая работа № 11: «Построение угла». Практическая работа № 12 : «Сравнение углов».
Практическая работа № 13 : «Построение прямого угла». Практическая работа № 14 : «Построение углов всех типов».
| Контрольная работа №7:
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
Контрольная работа №8:
«Решение задач разного типа».
Контрольная работа №9:
«Сложение и вычитание многозначных чисел».
Математический диктант № 3:
«Работа круглых чисел».
Математический диктант № 4:
«Вычитание однозначного числа из круглого».
Математический диктант №5:
«Сложение и вычитание двузначного числа и однозначного с переходом через разряд».
|
| Умножение и деление чисел
| 28 ч
| Измерение величин с помощью промежуточной мерки. Моделирование отношений между мерками и измеряемой величиной с помощью стрелочной схемы.
Моделирование действий отмеривания и измерения величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой. Поиск произведения и второго множителя. Умножение и деление чисел. Таблица умножения на 2 и 3. Умножение чисел на 1. Деление числа на 1 и на себя.
| Практическая работа № 15: «Использование промежуточной мерки при измерении величины». Практическая работа № 16: «Введение понятия деление через практическую деятельность с объёмами».Практическая работа №17: «Построение прямоугольного треугольника».
Практическая работа № 18: «Построение остроугольного треугольника и тупоугольного треугольника».
| Контрольная работа № 10:
«Измерение и отмеривание величин с помощью промежуточной мерки. Умножение чисел».
Математический диктант № 6:
«Таблица умножения на 2, на 3».
Контрольная работа №11:
«Деление».
Математический диктант №7:
«Таблица деления на 2 и на 3».
|
| Итог:
| 136
|
| 18
| 10 + 3 = 13
|
7) |
|
|