|
Социальной защиты данной категории детей Согласно статистической информации рождаемость детей с ограниченными возможностями увеличилась, в связи с чем в нашей стране проводится специфическая государственная социальная политика, создается система социальной защиты данной категории детей.
По некоторым данным за последние двадцать лет численность детей-инвалидов в нашей стране увеличилась в 11 -12 раз, а по прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн.
Всем известна истина: по тому, как общество относится к инвалидам, можно судить о его цивилизованности. Интерес к проблеме социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, к их социальным проблемам, а также к трудностям, с которыми сталкивается семья, воспитывающая такого ребенка, постоянно растет, что подтверждается увеличением числа исследований, монографий, книг, статей, посвященных этим актуальным проблемам во всем мире.
Как известно, в соответствии с Конституцией, Российская Федерация провозглашена демократическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина, то есть осуществляющим борьбу с дискриминацией, основанной на состоянии здоровья. Таким образом, социальная политика российского государства должна базироваться на полной социальной защите детей с ограниченными возможностями здоровья, переходящих в разной степени под его попечительство.
В условиях дошкольного образования социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в задачу, предполагающую психическое, физическое, интеллектуальное развитие ребенка.
Являясь учреждением коррекционного в своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами: - защита интересов ребенка
- сохранение семейных связей
- максимальное использование сохранённых ресурсов
положительного развития (как ребенка, так и семьи)
- содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья
- информирование родителей ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи; о содержании, методах и формах проводимой нами коррекционной работы, а также о результатах диагностики;
- информирование родителей о возможности организовать обучение и воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (группы).
- содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания; - повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи, поддержки. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей ребенка: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. На каждого ребенка составляется индивидуальная программа развития. При необходимости дети в конце учебного года направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.
Немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенную социальную группу или в общество целом предполагает возникновение у него чувства равенства с другими членами этой группы (или общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами. В этом случае у человека формируется адекватная самооценка, чувство безопасности и психологического комфорта.
Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, принимающих непосредственное участие в обучении и воспитании этой категории детей: логопедов, учителей-дефектологов, педагогов психологов.
Нельзя изучать ребенка с ограниченными способностями в отрыве от семьи, основы коррекционного воспитания и обучения надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. С этой целью важно регулярно проводить консультирование родителей, открытые занятия для взрослых, наиболее тесно взаимодействующих с ребенком. В своем учреждении мы практикуем особую форму проведения занятия самими родителями (законными представителями) в присутствии педагога. В ходе такого занятия взрослые учатся основам методики коррекционного обучения. Это дает им возможность продуктивнее заниматься с ребенком самостоятельно, что увеличивает эффективность обучения дошкольника.
Родители имеют право совместно с педагогом разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для своего ребенка. При разработке такой программы следует опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Педагоги обязаны корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе. Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
Педагоги дошкольных учреждений, обеспечивая право детей на полноценное существование в социуме, создают прочную основу для его дальнейшей социализации, возможности в будущем трудиться и вносить посильный вклад в развитие своей страны. |
|
|