Главная страница

Протокол №1 от августа 2012 г Утверждена приказом мбоу от августа 2012 г. №



НазваниеПротокол №1 от августа 2012 г Утверждена приказом мбоу от августа 2012 г. №
страница2/5
Дата13.02.2016
Размер0.68 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «АЛГЕБРА»

7 класс

Базовый уровень
Разработана на основе    примерной программы основного общего образования по математике (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. «Просвещение», 2010 г. Составитель Т.А.Бурмистрова) и   Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования по математике (Журнал «Вестник образования», №13, 2004 г.)


Учитель:

Сидорова Раиса Владимировна


2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе следующих документов:

1.     Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике /Журнал «Математика в школе» – 2004г,-№4, -с.4 , журнал

«Вестник образования», №13 , 2004 г./

2. Примерная программа основного общего образования по математике. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. «Просвещение», 2010 г. Составитель Т.А.Бурмистрова.
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекса:

1) Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2009 г/

2)Изучение алгебры. 7-9 классы. Пособие для учителя. Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. Москва. Просвещение, 2011 г.

3) Дидактические материалы по алгебре. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Куз­нецова, С. Б. Суворов. - М.: Просвещение, 2004 г.

4). Уроки алгебры. 7 класс.В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2007 г.

Данная рабочая программа рассчитана на 120 учебных часов (5 часов в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2-4 четвертях), в том числе контрольных работ - 10(включая итоговую контрольную работу).

При реализации рабочей программы используется дополнительный материал в ознакомительном плане- «Раздел для тех, кто хочет знать больше», создавая условия для максимального математического развития учащихся, интересующихся предметом.

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой, которые составляются с учетом обязательных результатов обучения. Промежуточная аттестация проводится в форме письменных самостоятельных работ, тестов, взаимоконтроля.

В целях развития межпредметных связей, усиления практической направленности предмета включены задачи физического характера, задачи из химии- на определение процентного содержания раствора и другие.

Распределение курса по темам:

Выражения, тождества, уравнения - 24 ч;

Функции- 14 ч;

Степень с натуральным показателем-15 ч;

Многочлены – 20 ч;

Формулы сокращенного умножения - 20-ч;

Системы линейных уравнений - 17 ч;

Повторение -10ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Выражения. Тождества. Уравнения. (24 ч)

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений. Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.

 Цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования»; «среднее арифметическое», «размах», «мода», «медиана как статистическая характеристика»

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

2. Функции (14 ч)

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция y=kx+b и её график. Функция y=kx и её график.

Цель – познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций y=kx+b, y=kx.

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

3. Степень с натуральным показателем (15 ч)

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y=x2, y=x3, и их графики.

Цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

4. Многочлены (20ч)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель – выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

5. Формулы сокращённого умножения (20 ч)

Формулы . Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель – выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

6. Системы линейных уравнений (17 ч)

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений..

Цель – познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и прменять их при решении текстовых задач.

Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

7. Повторение. Решение задач (10 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения алгебры ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

  • формулы сокращенного умножения;

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

1) Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б.

Литература для учителя:

1) Макарычев, Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2009 г/

2)Изучение алгебры. 7-9 классы. Пособие для учителя. Авторы: Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова, И. С. Шлыкова. Москва. Просвещение, 2011 г.

3) Дидактические материалы по алгебре. 7 класс / Л. И. Звавич, Л. В. Куз­нецова, С. Б. Суворов. - М.: Просвещение, 2004 г.

4). Уроки алгебры. 7 класс.В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева.Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2007 г.

5) Индивидуальные карточки разрезные.

6) Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н.Макарычева, Л. А.Тапилина, Т.Л. Афанасьева, Волгоград, «Учитель», 2005

Технические средства обучения:

1.Персональный компьютер Intel(R) Pentium(R) Dual CPU

2.Принтер HP Laser Jet P1006

Электронные диски:

Алгебра. Все задачи из школьной математики.

Учебно – справочные материалы:

  1. Школьный русско-чувашский словарь. Математика. Физика. Астрономия.

  2. Справочник по элементарной математике. М.Я.Выгодский. М., изд «Наука».

  3. Математика. Справочные материалы. В.А.Гусев, А.Г.Мордкович. Изд. «Просвещение».


Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ обучающихся

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Критерии оценивания тестовых работ обучающихся

Отметка «5» ставится, если выполнено 91-100% работы.

Отметка «4» ставится, если выполнено 75-90% работы.

Отметка «3» ставится, если выполнено 50-74% работы.

Отметка «2» ставится, если выполнено 20-49% работы.

Отметка «1» ставится, если выполнено менее 20% работы.

Критерии оценивания устных ответов обучающихся

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Отметка «4» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Перечень контрольных работ.

Контрольные работы № 1-5 взяты из сборника «Дидактические материалы по алгебре. 7 класс». Л. И. Звавич, Л. В. Куз­нецова, С. Б. Суворов. - М.: Просвещение, 2004 г.

Контрольная работа 1 «Выражения. Тождества». Стр.99

Контрольная работа 2 «Уравнение с одной переменной». Стр.103

Контрольная работа №3 «Линейная функция».Стр. 107

Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем. Одночлены». Стр. 111

Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многочленов. Произведение одночлена и многочлена». Стр.115

Контрольные работы № 6-10 взяты из сборника «Уроки алгебры. 7 класс». В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 2007 г.

Контрольная работа №6 «Произведение многочленов». Стр.118

Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения». Стр.119

Контрольная работа 8 «Преобразование целых выражений». Стр.120

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений». Стр.121

Контрольная работа № 10 (итоговая). Стр.122

Тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Коли­чест­во часов

пункта

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подго­товки учащихся

1

2

3




4

5

6




Гл. 1.Выражения, тождества, уравнения

24













1

Числовые

выражения

1

п.1

Повторение

и закрепле­ние изучен­ного мате­риала


Сложение, вычитание, умно­жение, деление десятичных и обыкновенных дробей

Уметь складывать, вычи­тать, умножать и делить деся­тичные и обыкновенные

дроби

2

Выражения

с переменными

1

п.2

Применение

знаний

и умении

Правила сложения положительных и отрицательных чисел

Уметь находить значение выражения при заданных значениях переменных

3

Выражения

с переменными

1

п.2

Закрепление

изученного

материала

Действия с положительными и отрицательными

числами

Знать правила сложения, умножения,

деления отрицательных чисел и чисел с

разными знаками

4

Сравнение

значений

выражений

1

п.3

Ознакомление новым

учебным материалом

Значения числовых и алгебраических выраже­ний

Знать способы сравнения

числовых и буквенных вы­ражений. Уметь срав­нивать выра­жения

5

Сравнение

значений

выражений

1

п.3

Закрепление

изученного

материала

Чтение неравенств и запись

в виде неравен­ства и в виде двойного нера­венства

Уметь читать

и записывать

неравенства и двойные не­равенства

6

Свойства

действий

над числами

1

п.4

Повторение

и систематизация

знаний

Знание свойств

действий над

числами

Знать формулировки

свойств действий над числа­ми

7

Свойства

действий

над числами




п.4

Применение

знаний

и умении

Знание свойств

действий над

числами

Уметь применять свойства

действий над

числами для преобразования выражений

8

Тождества..

Тождественные преобразования

выражений

1

п.5

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Понятия тождества, тождественно равных

выражений

Знать: определение тождества и тождественные преобразования

выражений

9

Тождества.

Тождественные преобразования

выражений

1

п.5

Закрепление

изученного

материала

Приведение подобных слагаемых. Правила

раскрытия скобок

Уметь: приводить подобные слагаемые,

раскрывать

скобки, упро­щать выраже­ния, используя

тождественные преобразования

10

Тождества.

Тождественные преобразования

выражений




п.5

Применение

знаний

и умений

Свойства

действий над

числами. Правила действий с обыкновенными и десятичными дробями. Правила раскрытия скобок

Уметь: расширять и обобщать знания о выражениях и их преобразованиях, предвидеть возможные последствия своих действий

11

Контрольная

работа 1 «Выражения. Тождества»

1

п.1-5

Контроль

знаний

и умений

Свойства действий над числами. Правила

раскрытия скобок

Уметь при-

менять знание

материала при

выполнении

упражнений

12

Анализ контрольной работы. Уравнение

и его корни

1

п.6

Ознакомление с новым учебным материалом

Понятия: уравнения, корни уравнения, равносильные уравнения

Знать: определение уравнения, корни уравнения, равносильные уравнения

13

Уравнение

и его корни

1

п.6

Закрепление

полученных знаний

Свойства, используемые при решении уравнений

Уметь находить корни уравнения(или

доказывать, что их нет)

14

Линейное

уравнение

с одной переменной

1

п.7

Ознакомление с новым учебным материалом

Понятие линейного уравнения с одной переменной

Знать: определение линейного

уравнения с одной переменной

15

Линейное

уравнение

е одной переменной

1

п.7

Закрепление

полученных

знаний

Свойства уравнений и тождественные преобразования

Уметь решать

линейные уравнения одной

переменной

16

Линейное

уравнение

с одной переменной

1

п.7

Применение знаний и умений

Уравнения вида ах=в и 0х=0, их решение

Уметь решать

линейные уравнения вида ах=в и 0х=0

17

Решение задач с помощью уравнений

1

п.8

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Алгоритм решения задач с помощью составления уравнений

Знать алгоритм решения

задач с помощью составления уравнений

18

Решение задач с помощью уравнений

1

п.8

Закрепление

полученных

знаний

Свойства уравнений, применяемые при решении

Уметь решать задачи с помощью линейных уравнений с одной переменной

19

Решение задач с помощью уравнений




п.8

Применение знаний и умений

Задачи на движение и на проценты

Уметь решать задачи с помощью уравнений

20

Среднее

арифметическое, размах и мода

1 .

п.9

Ознакомление с новым

учебным материалом

Среднее арифметическое, раз-

мах, мода

Знать определение среднего арифметического, раз­маха и моды упорядоченно­го ряда чисел

21

Среднее

арифметическое, размах

и мода

1

п.9

Применение

знаний

и умений

Среднее арифметическое, размах, мода

Уметь находить среднее

арифметическое, размах

и моду упорядоченного ряда

чисел

22

Медиана как

статистическая характеристика

1

п.10

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Медиана как

статистическая

характеристика

Знать определение среднего арифметического, размаха, моды

и медианы как

статистической характеристики

23

Медиана как

статистическая характеристика

1

п.10

Применение

знаний

и умений

Среднее арифметическое, раз-

мах, мода

Уметь находить среднее

арифметическое, размах, моду и медиа­ну упорядо­ченного ряда чисел

24

Контрольная

работа 2 «Уравнение с одной переменной»

1

п.6-10

Контроль,

оценка

и коррекция

знаний

Уравнения с од-

ной переменной, задачи

Уметь обобщать и расши­рять знания, самостоятельно выбирать спо­соб решения уравнений, владеть навы­ками контроля и оценки своих знаний




Гл. 2Функции

14

п.










25

Анализ контрольной

работы. Что такое функция

1

п.12

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Функция, зависимая и независимая переменные

Знать определение функции.

Уметь устанавливать функциональ­ную зависимость

26

Вычисление

значений

функций

по формуле

1

п.13

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Значение функции


Уметь находить значение

функции по

формуле

27

Вычисление

значений

функций

по формуле

1

п.13

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Значение функции


Уметь находить значение

функции по

формуле

28

График функции

1

п.14

Ознакомле­ние с новым учебным материалом

Определение графика функ­ции. Чтение графиков

Знать опре­деление графи­ка.

Уметь по графику нахо­дить значение функции или аргумента

29

График

функции

1

п.14

Закрепление

полученных знаний

Наглядное представление о зависимости меж­ду величинами

Уметь по

данным табли­цы строить график зависимости величин

30

График

функции

1

п.14

Применение

знаний

и умений

Использование графиков функциональных зависимостей на практике

Уметь читать графики функций, строить графики функций

31

Прямая пропорциональность и ее график

1

п.15

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Определение

прямой пропорциональности

коэффициента пропорциональности

Знать понятия прямой

пропорциональности, коэффициента пропорцио­нальности, углового ко­эффициента
1   2   3   4   5