|
Раскрытие скобок Технологическая карта урока
Разработчик: учитель математики МБУ лицея №6 г.о. Тольятти, Тюрина Елена Вячеславовна.
Учебный предмет: математика
Класс: 6 Г
Тема урока: Раскрытие скобок.
Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель урока: формировать навык раскрытия скобок при упрощении выражений (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока). Создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении упражнений по теме «Действия с рациональными числами» Задачи урока:
образовательные:
- формировать способность к раскрытию скобок с учётом знака, стоящего перед скобками (познавательные УУД);
- определить готовность учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач различного вида по теме «Раскрытие скобок» (познавательные УУД).
- закрепить вычислительные навыки при работе с положительными и отрицательными числами; (познавательные УУД).
развивающие:
- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);
- способствовать развитию у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).
- способствовать развитию у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).
воспитательные:
- способствовать развитию у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
- способствовать развитию у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности. Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, индивидуальная
Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012.
Оборудование: Доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии и самооценивания.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия на уроке
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| 1. Орг. момент урока
| Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.
| Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности
Включаются в деловой ритм урока.
| Фронтальная
| Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
| 2. Актуализация знаний
| -Знания нам будет очень трудно осваивать знания без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета.
Нужно найти значение данного выражения, но сначала необходимо вычислить слагаемые. Результат подскажет вам ответ на вопрос: « С именем, какого ученого связана тема нашего сегодняшнего урока?» (см. приложение)
- Итак, тема нашего урока связана с именем итальянского механика,
физика и математика Николы Тарталья. Годы его жизни с 1499-1557 г И в 1556 году он ввёл в свои научные работы знак «круглые скобки», которыми мы пользуемся на уроках математики и в повседневной жизни.
| Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Вспоминают действия с рациональными числами.
| Фронтальная, индивидуальная
| Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
| 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
| -Ребята, а для чего нужны скобки в математическом выражении? -А есть ли в математике закон, который позволяет нам избавиться от скобок?
-А ещё я попрошу вас записать в буквенном виде, как числу прибавить сумму двух чисел.
-А теперь как к числу прибавить разность двух чисел.
-Запишите свойство вычитания суммы из числа.
-Запишите свойство вычитания разности из числа.
Давайте, посмотрим внимательно на левую и правую часть этих равенств, найдите общее отличие для всех записей.
-Что мы с ними сделали? Так вот в математике – это называется «Раскрыть скобки».
-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? -Каких целей мы должны достичь в конце урока? Чему новому мы должны научиться?
Тема нашего урока: Раскрытие скобок
Наша цель на уроке – познакомиться с правилами раскрытия скобок, выполнять различные задания, где необходимо раскрыть скобки
| -Для того чтобы определить порядок действий; иногда упростить вычисления - Есть, распределительный закон. а+(в+с)=а+в+с
а+(в-с)=а+в-с а-(в+с)=а-в-с а-(в-с)=а-в+с
-В левой части есть скобки, а в правой части нет -Убрали, применив свойства
Учащиеся формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока
| Фронтальная
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.
| 4. Объяснение нового материала
| Итак, ещё раз обратимся к записанным на доске свойствам. Обратите внимание, перед скобками стоит знак «+», изменились ли знаки слагаемых стоящих в скобках?
Итак, какое же правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+», можно сформулировать? А если, ребята, перед скобкой нет никакого знака, то мы считаем, что перед ней стоит «+»
-А теперь посмотрите на выражения, в которых перед скобкой стоял знак
«-». Как вы раскрыли скобки? Что сделали со знаками слагаемых, стоящих в скобках? Итак, какое же правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-», можно сформулировать? -А теперь, я попрошу каждого из вас придумать, математическое выражение, где нужно будет раскрыть скобки и записать его в тетрадь
|
Нет -Ребята своими словами формулируют правило
-Изменили знаки на противоположные
Отрабатывают алгоритм раскрытия скобок.
Алгоритм:
Посмотреть, какой знак стоит перед скобкой
Если + или ничего, то знаки, стоящие в скобках, оставляем без изменения
Если, стоит -, то знаки, стоящие в скобках, меняем на противоположные
| Фронтальная
| Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия.
Анализ объектов и синтез Личностные: самоопределение Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
| 5. Физ. минутка
| - Я предлагаю вам немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Я вам буду показывать карточку с заданием и ответ, если ответ правильный – вы встаёте на носочки и поднимаете руки вверх, а если неправильный-то вы поворачиваетесь вправо, если вообще не можете никак ответить-то поворачиваетесь влево. А сейчас давайте выполним несколько упражнений.
- Сели все ровно, продолжим работу.
| а+(3-с)=а+3-с верно
6-(к+d)=6-k+d неверно
-(f-b)= -f+b верно
c+(-a-b)=c-a-b верно
8-(3+n)=5+n неверно
-c+(-f-b)= -c-f-b верно
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
| Групповая
|
| 6. Контроль усвоения знаний
| Работа с учебником
Выполнение заданий из учебника: № 1239 (1 столбик) и № 1240 (1 столбик)
Работа в парах – математическое лото
Необходимо правильно совместить 2 карточки, решение записываем в тетрадь
Дополнительно (при наличии времени)
Найти сумму всех целых чисел от
-501 до 499
| Учащиеся самостоятельно решают предложенные задания и сравнивают с эталоном на доске.
5,5+(3,7-5,4) 3,7
7,2-(3,2-5,9) 9, 9
(-m+n)-(n-m) 0
-1,3+(x-4,8)= -7,1 -1
1
| Учащиеся в паре выполняют решение предложенных заданий и сравнивают его с эталоном.
| Личностные: формирование позитивной самооценки
Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция.
Коммуникативные
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
| 7. Итоги урока.
Рефлексия
| – Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги нашего урока. Какую цель мы поставили в начале урока. Как вы считаете, достигли ли мы её? Что нового мы узнали на уроке? Для чего необходимо уметь правильно раскрывать скобки?
Какую бы вы поставили себе оценку на уроке и почему? Обосновать её. Поставьте себе оценку на полях.
Если на уроке вам всё было понятно и сложностей не возникало – на полях нарисуйте солнышко, если были некоторые затруднения – то солнышко с тучкой, если ничего нового на уроке вы не узнали или было непонятно - нарисуйте тучку.
| Отвечают
на вопросы, обосновывают своё мнение.
| Фронтальная
| Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные
Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
| 8. Информация о домашнем задании
| Учитель: Сегодня мы говорили о том, как раскрываются скобки. На следующем уроке мы будем учиться применять изученное правило в более сложных заданиях. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.39 на стр.214 и решите
№ 1238 (а-з). Придумать четверостишие про раскрытие скобок, перед которыми стоят или знак минус или знак плюс. Например,
Перед скобкой плюс стоит
И тебе он говорит:
Скобки смело опускай
И все числа выпускай
Перед скобкой минус строгий-
Он загородил дорогу
Чтобы скобки нам убрать
Надо знаки поменять.
Спасибо за работу на уроке!
| Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.
Учащиеся внимательно слушают.
Всем: п.38, с 214, выучить определение. № 1238(а-з),№ 1256(а,б)
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|