Предмет
| Алгебра
|
Класс
| 7
|
Автор УМК
| Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
|
Тема урока
| Решение задач с помощью уравнений
|
Тип урока
| Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий
|
Цели деятельности
учителя
| Дидактические цели: формировать представление о решении задач с помощью уравнений, изучить алгоритм решения задач с помощью уравнений; развивать умение составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной
Развивающие цели: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; самостоятельного добывания знаний.
Воспитательные цели: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; обеспечить условия для воспитания аккуратности, культуры общения, ответственного отношения к учению, интереса к изучению математики.
Формировать универсальные учебные действия:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение; формировать самооценку – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Планируемые
образовательные
результаты
| Предметные: уметь составлять уравнения по условию задачи, решать линейные уравнения с одной переменной; понимать алгоритм решения задач с помощью уравнений; определять содержание и последовательность действий для решения данной задачи
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, выявления сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Основные понятия
| Алгоритм решения задач с помощью уравнений, линейное уравнение с одной переменной
|
Ресурсы
| Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
С.С. Минаева, Л.О. Рослова / Рабочая тетрадь по алгебре для 7 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012.
|
Организация
пространства
| Фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа.
|
Этап урока
| Задачи этапа
| Время, мин
| Методы и приемы работы
| Деятельность учителя
| Содержание учебного материала
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
|
Организационный
| Создать благоприятный психологический настрой на работу
| 1
| Словесный метод, вводная беседа
| Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к уроку, организует внимание детей
| «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему,
само же оно не приходит»
Аль – Бируни
| Включаются в деловой ритм урока
| Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; слушать и понимать других
|
Проверка домашнего задания
| Проверить уровень усвоения учащимися изучаемого материала
| 5
| Фронтальный опрос
| Контролирует правильность выполнения заданий, организует устранение пробелов в знаниях учеников
| №128, №130, №240. Уравнения, которые учащиеся составили дома самостоятельно
| Проверяют домашнее задание, объясняют свои способы решения домашних упражнений
| Регулятивные: уметь определять степень успешности работы по критериям. Познавательные: представлять информацию в разных формах
|
Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока
| Создать ситуацию успеха путем проверки владения материалом прошлых уроков. Сформулировать тему и цели урока.
| 4
| Практический, словесный. Эвристическая беседа
| Организует работу по актуализации опорных знаний, создает проблемную ситуацию, акцентирует внимание учеников на значимость данной темы
| Сестра старше брата на 6 лет. Сколько лет каждому, если обоим вместе 16 лет?
Составить алгоритм решения задачи с помощью линейного уравнения
| Отвечают на вопросы, вспоминают изученный ранее материал, формулируют с помощью учителя тему и цель урока, записывают в тетрадь
| Личностные: осознавать цели и результаты саморазвития. Регулятивные: определять цель, проблему урока; самостоятельно планировать учебную деятельность; выстраивать алгоритм действий
|
Изучение нового материала
| Формировать основы теоретического мышления, развивать способности определять последовательность действий для решения поставленной задачи, способности к обобщению
| 15
| Объяснительно-иллюстративный, эвристический методы. Проблемное изложение
| Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности, организует самостоятельную работу с учебником
| Утенку, гусенку и цыпленку вместе 120 дней, причем утенок вдвое старше цыпленка, а гусенок втрое. Сколько дней каждому? Составляем алгоритм решения задачи. Разобрать подробно решение задач 1 и 2 из учебника
| Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи, озвучивают понятие прямой пропорциональности, строят графики функции
| Познавательные: уметь находить достоверную информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, выдвигать версии
|
Физкультминутка
| Смена деятельности, отдых учащихся
| 2
| Практический метод
| Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся
| Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости
| Меняют вид деятельности, выполняют упражнения
| Коммуникативные: умение работать в группе в разных ролях
|
Первичное закрепление нового материала
| Закрепить понятие прямой пропорциональности, умения строить график прямой пропорциональности, нахождение в повседневной жизни прямых пропорциональностей
| 8
| Наглядный, практический методы. Работа с учебником, выполнение упражнений, решение задач, закрепляющая беседа
| Предлагает задания на «новое» знание, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся, создает условия для сотрудничества – работы в парах, группах. Создает ситуацию успеха для каждого учащегося. Организует и контролирует процесс решения задач
| На четырех полках лежит 77 книг. На второй полке вдвое больше книг, чем на первой; на третьей полке столько же, сколько на первых двух вместе; на четвертой столько же, сколько на второй и третьей полках вместе. Сколько книг на каждой полке? Работа с учебником №143, №145, №151
| Выполняют задания на новый материал, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Работают в парах над поставленными задачами, высказывают свои предположения в паре
| Познавательные: уметь анализировать, обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: уметь составлять план решения, выбирать пути и средства достижения цели, работать по плану, вносить коррективы в свои действия. Коммуникативные: вести диалог, работать в паре, в группе
|
Самопроверка знаний
| Выявить качество усвоения изученного материала
| 5
| Метод самоконтроля
| Организует самопроверку знаний, предлагает индивидуальные задания, обеспечивает мотивацию выполнения заданий
| Брат вдвое младше сестры. Сколько лет каждому, если вместе им 18 лет? В рабочей тетради выполнить №94, №97, №98. Индивидуальные карточки для учащихся
| Анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения, обсуждают правильность решения задач
| Регулятивные: уметь осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий; определять степень успешности своей работы, вносить коррективы
|
Домашнее задание
| Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания
| 2
| Словесный метод
| Дает комментарий к домашнему заданию, обеспечивает понимание способов выполнения
| п. 8, №149, №153, №156.
Составить задачу, которая решается с помощью линейного уравнения
| Записывают в дневники домашнее задание
| Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь прогнозировать и корректировать свои действия
|
Подведение итогов. Рефлексия
| Дать качественную и количественную оценку работы класса и отдельных учащихся
| 3
| Словесный метод. Метод самоконтроля и самооценки
| Подводит итоги урока, предлагает оценить меру личного продвижения к цели и успехи каждого ученика
| - сегодня я узнал…
- я научился…
- я понял, что…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
| Осуществляют самопроверку, высказывают оценочные суждения
| Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
|