Дата
| № урока
| Кол-во часов
| Тема урока
| Вид урока
| Элементы обязательного минимума
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Формы контроля
| Практические работы
| Домашнее зада
ние
|
Раздел I. Хозяйство России (21 ч)
|
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(4 ч)
|
3.09
| 1
| 1
| Введение. Понятие хозяйства. Его структура
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний
| Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России
| Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Классифицируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства
| Фронтальный, вопросы нас. 13.
| 1.Группировка отраслей по различным показателям
| §1
|
6.09
| 2
| 1
| Этапы развития хозяйства
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России
| Называют этапы развития хозяйства России. Характеризуют изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе
| Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17
|
| §2,
вопросы
5,6
на с. 17
|
10.09
| 3
| 1
| Географическое районирование
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление (АТД) как один из видов районирования
| Называют и сравнивают виды районирования, показывают на карте географические и экономические районы России, составляют схему АТД своего района
| Анализ рис. 5, самостоятельная работа.
| 2.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства
| §3,
вопросы
3,4
на с. 23
|
13.09
| 4
| 1
| Географическое районирование
| Урок-практикум
| Административно-территориальное деление
| Назавают и показывают на карте субъекты АТД России
| Практическая работа в контурных картах
| 3.*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц
| §3
|
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч)
|
17.09
| 5
| 1
| Сельское хозяйство. Растениеводство
| Урок-исследование. Слайд-лекция
| Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства
| Знают отрасли и географию растениеводства, приводят примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий
| Тестирование, анализ рис. 11, 12
| 4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур
| §4
|
20.09
| 6
| 1
| Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства
| Знают отрасли и географию животноводства, объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт
| Практическая работа
| 5.Размещение основных отраслей животноводства
| §5
|
24.09
| 7
| 1
| Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышлен-
ность
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция
| Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности
| Знают состав и структуру агропромышленного комплекса (АПК), характеризуют особенности развития легкой и пищевой промышленности
| Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и задания на с. 39.
| 6.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания
| §6
|
27.09
| 8
| 1
| Лесной комплекс
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Специфика и структура лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса
| Знают состав и структуру лесного комплекса. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов
| Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и задания на с. 43.
| 7.Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли
| §7
|
1.10
| 9
| 1
| Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов
| Знают структуру ТЭК, описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют угольные бассейны, характеризуют угольный бассейн по картам и статистическим материалам
| Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая работа.
| 8.*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
| §8,
с. 43-46
|
4.10
| 10
| 1
| Нефтяная и газовая промышленность
| Уроки-практикумы. Слайд-лекция
| Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ - современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России
| Знают районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризуют роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России
| Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая работа.
| 9.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)
| §8,
с. 47-52, задание 4 на с. 52
|
8.10
| 11
| 1
| Электроэнер
гетика
| Урок закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России
| Знают основные типы электростанций, называют и показывают самые мощные из них, предлагают пути решения проблем ТЭК России
| Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование.
| 10.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России
| §9,
вопрос на с. 55
|
11.10
| 12
| 1
| Металлургический комплекс. Черная металлургия
| Слайд-лекция
| Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии
| Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры черной металлургии
| Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.
|
| § 10,
вопросы на с. 60
|
15.10
| 13
| 1
| Металлургический комплекс. Цветная металлургия
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Цветная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии
| Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры цветной металлургии
| Практическая работа.
| 11.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства
| § 10,
вопросы на с. 60
|
18.10
| 14
| 1
| Машиностроительный комплекс
| Урок-практикум
| Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны
| Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводят примеры внутриотраслевых связей машиностроения
| Анализ рис. 39, практическая работа.
| 12.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения
| §11,
вопросы на с. 64
|
22.10
| 15
| 1
| Военно-промышленный комплекс
| Урок-исследование
| ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы.
| Знают и показавают на карте России города науки и технополисы. Приводят примеры наукоемкости производства в России.
| Учебное исследование по картам. Решение географических задач
|
| Конспект
|
25.10
| 16
| 1
| Химическая
промышлен
ность
| Урок-практику м. Слайд-лекция
| Структура химической промышленности и уникальность отрасли. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Понятие инфраструктуры
| Называют отраслевой состав химической промышленности, описывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемы межотраслевых связей
| Анализ рис. 41- 43, практическая работа.
| 13.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности
| § 12,
задание 6 на с. 68
|
8.11
| 17
| 1
| Транспорт
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса
| Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду
| Анализ рис. 45, карт атласа, практическая работа.
| 14.* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)
| §13,
задания
4-6
на с. 73
|
12.11
| 18
| 1
| Информацион-
ная инфраструктура
| Урок-диалог
| Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей
| Объясняют возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей
| Тестирование
|
| § 14
|
15.11
| 19
| 1
| Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство
| Урок закрепления новых знаний, практикум. Слайд-лекция
| Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы
| Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяйство
| Групповая работа (маршрут или схема).
| 15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)
| § 15, вопросы и задания на с. 84
|
19.11
| 20
| 1
| Территориальное разделение труда.
| Урок закрепления новых знаний, практикум.
| Возникновение территориального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени
| Называют и показывают на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывают условия, влияющие на их специализацию, объясняют значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом
| Вопросы и задания на с. 84
| 16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий
| § 16
|
22.11
| 21
| 1
| Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России»
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
|
|
Раздел II. Районы России (46 ч)
|
Европейская часть России (30 ч)
|
26.11
| 22
| 1
| Восточно-
Европейская
равнина
| Вводная лекция с элементами беседы
| Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны
| Характеризуют особенности географического положения и природы Европейской России
| Анализ рис. 56- 57, вопросы и задания на с. 93
|
| § 17
|
29.11
| 23
| 1
| Волга
| Урок-практикум
| Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы
| Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называют и показывают города и ГЭС по течению реки, составляют маршрут путешествия
| Практическая работа в группах
| 17.Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки
| § 18
|
Тема 1. Центральная Россия (8ч)
|
3.12
| 24
| 1
| Центральная Россия: состав, географическое положение
| Урок-исследование. Слайд-лекция
| Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды
| Называют экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризуют ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени
| Самостоятельная работа с контурной картой.
| 18.*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения
| § 19, подготовить сообщения о центрах народных художественных промыслов
|