|
Протокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утверждена приказом МБОУ СОШ №4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска
№ 83 от «31» 08 2012г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании МО естественно-математического цикла
Протокол № 1
от «__31__» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
ПРОГРАММА ТИПОВАЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
АВТОР: А.И.АЛЕКСЕЕВ
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
ЕГОРКИНА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПЕД. СТАЖ – 19 ЛЕТ
г. Пролетарск
2012-2013 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В., Кузнецова Г. Ю., Лисенкова Г. Я., Низовцев В. А., Сиротин В. И. География России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева // География. 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса (Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2008).
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников. Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях населения и хозяйства разных территорий России; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Место предмета в базисном учебном плане Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в XI классе — 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства Донского края.
В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».
Содержание программы включает ряд новых подходов.
При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:
формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;
углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.
В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.
В программу внесены следующие изменения:
Отдельным уроком вынесен практикум «Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц». Увеличение часов возможно за счет уплотнения раздела «Россия в мире»: объединены темы «Россия в мировом хозяйстве» и «Россия в мировой политике».
Увеличено количество оценочных практических работ с 12 до 16: Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения; Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию; Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа; Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию.
В теме «АПК. Легкая и пищевая промышленность» изменена формулировка практической работы «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт» на «Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания». Изменение внесено, т.к. на предыдущих уроках специализация сельского хозяйства рассматривается более подробно. Данная же работа позволяет изучить специализацию сельского хозяйства в рамках регионального компонента. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).
Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Ставится также цель: обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте. В результате изучения географии ученик 9 класса должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Приоритетные направления в преподавании предмета Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:
переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;
переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;
вариативностью образования;
приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.
Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).
Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.
Основными функциями самооценки являются:
констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
проектированная (что мне еще необходимо изучить).
Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибальной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (46) 16 оценочных.
На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.
В связи с тем, что уроки в 9а классе приходятся на 05.11. и 09.05., по плану будет проведено уроков – 66 часов. Часы сокращены за счет объединения тем «Население Дальнего Востока» и «Хозяйство Дальнего Востока».
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
| НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
| 1
| Закон Российской Федерации «Об образовании».
| 2
| Областной закон «Об образовании» в Ростовской области.
| 3
| Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по географии.
| 4
| Региональный компонент стандарта общего образования по географии. Образовательный стандарт по региональной географии.
| 5
| Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 кл. «Дрофа». Москва. 2007.
| 6
| Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год
|
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
КОМПЕТЕНЦИИ
| Общеучебные
| Формирование знаний о родной стране и подведение учащихся к пониманию своего места в стране и мире
| Формирование целостного и территориально дифференцированного образа России
| Предметно
ориентированные
| Усвоение знаний о всеобщей связи явлений при изучении природы, населения, рассматриваемых в их историческом развитии
| Изучение территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы
| Усвоение образов мест разного масштаба
| Понимание России через разнообразие ее регионов и их взаимосвязь
| Осознание учащимися своей включенности в жизнь страны путем привязки содержания курса к жизни каждого из них
| Подготовка обучающихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде
|
КОМПОНЕНТЫ
| Региональные
|
Изучение ЭГП Ростовской области
| Региональное рассмотрение эколого-географических проблем
| Школьные
| Воспитание любви к родному краю
| Воспитание экологически грамотных людей
|
3. СТРУКТУРА КУРСА
№
| МОДУЛЬ (ГЛАВА)
| Примерное количество часов
|
1
|
Хозяйство России
|
21
| Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы
| 4
17
|
2
|
Районы России
|
46
| Европейская часть России Тема 1. Центральная Россия Тема 2. Северо-Западный район Тема 3. Европейский Север Тема 4. Поволжье Тема 5. Северный Кавказ Тема 6. Урал
| 30 8
4
4
2
6
4
| Азиатская часть России Тема 7. Западная Сибирь Тема 8. Восточная Сибирь Тема 9. Дальний Восток
| 15 2
3
5
|
3
|
Россия в мире
|
1
|
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Модуль (глава)
| №
| Тема
| Хозяйство России
| 1
| Группировка отраслей по различным показателям
| 2
| Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства
| 3
| *Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц
| 4
| Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур
| 5
| Размещение основных отраслей животноводства
| 6
| *Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания
| 7
| Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли
| 8
| *Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
| 9
| Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)
| 10
| *Обозначение на к/к крупнейших электростанций России
| 11
| Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства
| 12
| Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения
| 13
| Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности
| 14
| * Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)
| 15
| Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам)
| 16
| Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий
| Районы России
| 17
| Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки
| 18
| *Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения
| 19
| Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального экономического района
| 20
| Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)
| 21
| * Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство
| 22
| * Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе
| 23
| *Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию
| 24
| Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем
| 25
| Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера
| 26
| *Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера
| 27
| Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям
| 28
| * Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны
| 29
| *Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа
| 30
| Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства
| 31
| Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей
| 32
| *Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья
| 33
| Сравнение черной металлургии Урала и Центрально-Черноземного района
| 34
| Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией
| 35
| Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России
| 36
| Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири
| 37
| *Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района
| 38
| Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири
| 39
| Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал
| 40
| *Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию
| 41
| *Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района
| 42
| Сравнение и оценка природных особенностей отдельных территорий Дальнего Востока
| 43
| Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей
| 44
| Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока
| 45
| Определение перспективы дальнейшего экономического развития Дальнего Востока
| |
|
|