|
6.12
| 25
| 1
| Центральный район: особенности населения
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы
| Называют и показывают области, входящие в состав района. Характеризуют особенности населения района, описывают один из центров народных художественных промыслов
| Сообщения (презентации) учащихся
|
| §20
|
10.12
| 26
| 1
| Хозяйство Центрального района
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.
| Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала
| Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа.
| 19.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального района
| §21
|
13.12
| 27
| 1
| Москва -
столица
России
| Урок-диалог. Слайд- лекция
| Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация
| Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломерация, называют проблемы города, предлагают пути их решения
| Фронтальный, вопросы и задания на с. 113.
|
| §22
|
17.12
| 28
| 1
| Города Центрального района
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов
| Называют современные функции городов, анализируют информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте
| Практическая работа.
| 20.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России)
| §23
|
20.12
| 29
| 1
| Центрально-
Черноземный
район
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция
| Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. Курская магнитная аномалия (КМА) и черная металлургия. Территориальная структура и города
| Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции
| Эвристическая беседа, исследование по картам атласа, тестирование
| 21.* Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство
| §24
|
24.12
| 30
| 1
| Волго-Вятский район
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение
| Показывают области, входящие в состав района, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации
| Исследование по картам и другим источникам информации
| 22.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроенияв Волго-Вятском экономическом районе
| §25
|
27.12
| 31
| 1
| Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
|
|
Тема 2. Северо-Западный район (4ч)
|
14.01
| 32
| 1
| Северо- Западный район. Географическое положение и природа
| Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция
| Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы
| Характеризуют географическое положение района, описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района
| Анализ рис. 78- 81, вопросы и задания на с. 131.
| 23.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию
| §26
|
17.01
| 33
| 1
| Города на старых водных торговых путях
| Урок-исследованиеСлайд-лекция
| Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы
| Называют функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте
| Работа с тематическими и контурными картами, другими источниками информации.
| 24.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем
| §27 изучить информацию о культурном наследии Санкт-Петербурга
|
21.01
| 34
| 1
| Санкт-Петербург - «вторая столица» России
| Урок-путешествие. Слайд-лекция.
| Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр русской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование
| Сравнивают два промышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург, приводят примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Характеризуют функции столичного города, анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями
| Фронтальный, вопросы и задания на с. 136. Заслушивание сообщений, защита презентаций
|
| § 28-29
|
24.01
| 35
| 1
| Калинин
градская
область
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция
| Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития
| Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала
| Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирование
|
| §30, вопросы и задания на с. 142
|
Тема 3. Европейский Север (4ч)
|
28.01
| 36
| 1
| Европейский Север. Географическое положение
| Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция
| Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы
| Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства
| Анализ картосхемы на с. 143, вопросы и задания на с. 147.
| 25.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера
| §31
|
31.01
| 37
| 1
| Этапы развития хозяйства
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция
| Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации
| Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины изменений роли района в жизни России, характеризуют отрасли специализации
| Составление схемы: хозяйственная специализация Европейского Севера.
| 26.*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера
| §32,
задания
1-3
по выбору учащихся на с. 155
|
4.02
| 38
| 1
| Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
| Урок-путешествие
| Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество
| Анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями
| Групповая практическая работа
| 27.Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям
| §33
|
7.02
| 39
| 1
| Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
| Тестирование. Решение творческих задач
|
|
|
Тема 4. Поволжье (2ч)
|
11.02
| 40
| 1
| Поволжье. Географическое положение
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция
| Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий
| Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения, природных условий и ресурсов
| Анализ картосхемы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161.
|
| §34,
задание 5 на с. 161
|
14.02
| 41
| 1
| Население и хозяйство
| Уроки-практикумы. Слайд-лекция
| Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития
| Знают этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны
| Практическая работа.
| 28.* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны
| §35
|
Тема 5. Северный Кавказ (6ч)
|
18.02
| 42
| 1
| Северный Кавказ. Природные условия
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция
| Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими
| Называют и показывают области, края и республики, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения и разнообразие природы
| Анализ картосхемы на с. 167, рис. 106, 107 (тематические карты), вопросы на с. 171.
| 29.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа
| §36
|
21.02
| 43
| 1
| Хозяйство
района
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны
| Объясняют внутреннюю неоднородность территории. Сравнивают природно-хозяйственные зоны, характеризуют агропромышленный комплекс и другие отрасли промышленности
| Практическая
работа
| 30.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства
| §37
|
25.02
| 44
| 1
| Народы Северного Кавказа
| Урок комплексного применения знаний. Слайд-лекция
| Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района
| Показывают республики, входящие в состав района, называют народы, приводят примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов
| Анализ тематических карт и других источников географических знаний.
|
| §38, вопросы и задания на с. 177
|
28.02
| 45
| 1
| Южные моря России
| Урок-практикум
| Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск - крупнейший порт России. Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент - самый древний из городов России
| Характеризуют особенности природы и хозяйственного использования Черного и Азовского морей, приводят примеры объектов природного и культурного наследия России
| Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации, беседа
| 31.Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей
| §38, вопросы на с. 181
|
4.03
| 46
| 1
| Ростовская область
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Ростовская область – центр Южного федерального округа, Северо-Кавказского экономического района. Население Ростовской области: динамика основных показателей естественного прироста, возрастная структура, народы и преобладающие религии в Ростовской области. Современная специализация Ростовской области. Отрасли промышленности ростовской области, имеющие всероссийское значение. Структура сельского хозяйства. Социальная инфраструктура. Экономические, культурные связи и перспективы развития области
| Выделяют и объясняют особенности географического положения и природы, хозяйственную специализацию Ростовской области. Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала.
| Анализ тематических карт и других источников географических знаний.
|
| конспект
|
7.03
| 47
| 1
| Пролетарский район
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Географическое положение. Динамика численности населения, демографических процессов в Пролетарском районе. Национальный состав. Основные промышленные предприятия района, их специализация, основные потребители продукции. Основные отрасли сельского хозяйства. Перспективы развития промышленности и сельского хозяйства района. Предприятия и учреждения социальной сферы.
| Выделяют и объясняют особенности географического положения и природы, хозяйственную специализацию Ростовской области. Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала.
| Анализ тематических карт и других источников географических знаний.
|
| конспект
|
|