Главная страница

Урок математики в 5 классе по теме «Задачи на движение»



Скачать 80.98 Kb.
НазваниеУрок математики в 5 классе по теме «Задачи на движение»
Дата05.04.2016
Размер80.98 Kb.
ТипУрок


Урок математики в 5 классе по теме «Задачи на движение»
Цели урока:

  • Ввести типы задач на движение по одной прямой, научить распознавать эти типы, создать условия для открытия общего способа решения задач на движение вдоль прямой, продолжить формирование вычислительного навыка учащихся.

  • Через решение задач развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельности, гибкости мышления. Учить учащихся корректировать свою деятельность в ходе урока. Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы.

  • Формировать умение работать в группе (паре), развивать чувство ответственности.


Оборудование:

  • мультимедиа проектор, интерактивная доска.

  • презентация «Задачи на движение».

  • раздаточный материал для учащихся.


Ход урока
1)Мотивация (мотив, имя)

В начале урока учащимся предлагается логическая задача.

Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?

Учащиеся решают ее стоя, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение. После того, как задача решена, учащиеся садятся.
Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?

  • Это задача на движение.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока.

ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.
2)Актуализация (формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы)

На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?

- виды задач на движение

- что общего у них и в чем различие

- способы решения

- как самостоятельно составить задачу на движение

Все проблемы учитель записывает на доске.

Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?

- скорость, время, расстояние.

Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?

- S=V·t, V=S:t, t=S:V

Работа с тренажером в парах сменного состава (см. Приложение 2)
3) Содержательная часть урока

Ребята, какие виды движений вы знаете?

- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)

- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).

Как вы думаете, сколько всего видов движения по прямой? Какие?

- четыре (2х2), движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.

Групповая работа:

Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. У каждой группы есть на столах информационно-исследовательская карта, банк задач и банк идей для их решений. Вы должны выбрать любую задачу, попробовать решить ее в группе. Затем в банке идей для решения выбрать те величины, которые можно найти, исходя из данных задачи и выписать их в нужной последовательности в таблицу. Дополнить задачу вопросами, на которые можно найти ответ. Тоже самое проделать с остальными задачами. (см. Приложение 1)
Информационно-исследовательская карта.

  1. Выберите из банка задачу и попробуйте ее решить в группе.

  2. Решение или основные идеи его поиска запишите в тетради.

  3. В банке решений найдите решение своей задачи, изучите его, выделите метод решения и запишите его в тетрадь.

  4. Продолжите аналогичную работу с остальными задачами.


Защита работы групп (по 1 задаче), комментарии учителя.

(все учащиеся записывают решение в тетрадь)

4) Рефлексия

А теперь вспомните, какие проблемы мы поставили с вами в начале урока? На какие вопросы мы нашли ответ, а на какие нет?

  • осталось самостоятельно научиться составлять задачи.

Посмотрите из каких величин состоит условие задачи?

  • Скорости движения двух объектов V1 и V2, расстояние, пройденное объектами S и время, затраченное на движение t.

Рассмотрите задачи из банка задач и скажите сколько необходимо известных величин?

  • Три

Как из решенной задачи составить еще одну задачу?

  • Надо убрать из условию одну величину.

Сколько таких задач можно составить? Каких?

Такие задачи называют обратными. А теперь посмотрите на свои задачи из банка. Что вы можете про них сказать?

  • Они являются обратными задачами.

Итак, подведем итоги. С какими видами задач мы с вами сегодня познакомились? Сколько существует видов задач на движение по прямой? Задача, рассмотренная в начале урока к какому виду относится? В чем сходство и в чем отличие в решении таких задач? Как из условия данной задачи составить обратную? Сколько таких задач можно составить?

В качестве домашнего задания вам предлагается самостоятельно составить на выбор:

а) 4 задачи на движение (по одной каждого типа);

б) задачу на движение любого типа и обратные к нему.

На последующих уроках каждый получит задание для решения от своего одноклассника. (см. Приложение 3)

В дальнейшем мы с вами создадим сборник задач на движение.

А теперь на полях тетради отметьте свое отношение к работе на уроке. Дети рисуют «мордашки», сигнализируя о своем эмоциональном состоянии.
ЗадачиПриложение 1

Банк задач для 1 группы.


  1. Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч, скорость другой на 25 км/ч меньше скорости первой. Расстояние между городами 615 км. Через сколько часов машины встретятся?

  2. Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч. Расстояние между городами 615 км. Через 3 часа машины встретились. Какова скорость второй машины?

  3. Две машины едут навстречу друг другу. Первая едет со скоростью 115 км/ч, скорость другой на 25 км/ч меньше скорости первой. Через 3 часа машины встретились. Каково расстояние между городами?


Банк задач для 2 группы.


  1. Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В» со скоростями 115 км/ч и 90 км/ч соответственно. Расстояние между автомобилями 615 км. Какое расстояние будет между автомобилями через 3 часа?

  2. Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В» со скоростями 115 км/ч и 90 км/ч соответственно. Расстояние между автомобилями 615 км. Через сколько часов расстояние между автомобилями будет 540 км.

  3. Два автомобиля выехали в одном направлении из пунктов «А» и «В». Скорость первого автомобиля 115 км/ч. Расстояние между автомобилями 615 км. Через 3 часа расстояние между ними стало 540 км. Какова скорость второго автомобиля?


Банк задач для 3 группы.


  1. Из одного и того же пункта одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Через 3 часа расстояние между ними стало 615 километров. Найти скорость второй машины, если скорость первого автомобиля 115 км/ч .

  2. Из одного и того же пункта одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 115 км/ч, а второго 90 км/ч. Через какое время расстояние между автомобилями стало 615 км?

  3. Из одного и того же пункта одновременно в разных направлениях выехали два автомобиля. Скорость первого автомобиля 115 км/ч, а второго 90 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?


Банк задач для 4 группы.


  1. Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость первого автомобиля 90 км/ч, а скорость второго на 25 км/ч больше. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

  2. Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость первого автомобиля 90 км/ч, а скорость второго на 25 км/ч больше. Через какое время расстояние между ними будет 75 км?

  3. Два автомобиля выехали одновременно из пункта А. Скорость одного автомобиля 90 км/ч. Через 3 часа расстояние между ними стало 75 км. Какова скорость второго автомобиля?


Банк идей для решения задачи.

  1. Скорость первого объекта.

  2. Скорость второго объекта.

  3. Общая скорость движения (скорость сближения/удаления).

  4. Расстояние, пройденное первым объектом.

  5. Расстояние, пройденное вторым объектом.

  6. Расстояние между объектами через t часов.

  7. Время движения первого объекта.

  8. Время движения второго объекта.

  9. Общее время движения объектов (время встречи).


Приложение 2

Тренажер для устной работы



v = 2 км/ч

t = 6 ч

s - ?



s = 12 км

v = 3 км/ч

t - ?



v = 10 км/ч

t = 8 ч

s - ?



s = 2 м

t = 2 мин

s - ?



v = 6 км/ч

t = 3 ч

s - ?



s = 8 км

t = 2 ч

v - ?



v = 20 км/ч

t = 4 ч

s - ?



s = 12 м

t = 6 ч

s - ?



v = 12 км/ч

t = 5 ч

s - ?



v = 6 м/мин

t = 15мин

s - ?



s = 60 см

v = 15 см/с

t - ?



s = 90 км

t = 6 ч

v - ?



v = 5 м/ч

t = 16 мин

s - ?



s = 70 км

v = 14 км/ч

s - ?



v = 25 км/ч

t = 4 мин

s - ?



s = 60 км

t = 12 мин

v - ?



Приложение 3