Тема 6. Урал (4ч)
|
11.03
| 48
| 1
| Урал. Географическое положение и природа
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности
| Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Определяют особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья
| Анализ картосхем на с. 182, 186,
187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189.
| 32.*Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья
| §40
|
14.03
| 49
| 1
| Этапы развития и современное хозяйство
| Урок-исследование. Слайд-лекция
| Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса
| Определяют этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Характеризуют отрасли специализации и проблемы их развития
| Сравнительная таблица.
| 33.Сравнение черной металлургии Урала и ЦентральноЧерноземного района
| §41,
задание 5 на с. 192
|
18.03
| 50
| 1
| Города Урала. Проблемы района
| Урок-исследование. Слайд-лекция
| Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы
| Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения. Оценивают экологическую ситуацию
| Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.
Тестирование
| 34.Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией
| §42,
задания
1-3
нас. 196
|
21.03
| 51
| 1
| Обобщение знаний по теме «Европейская часть России»
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем
| Характеризуют образы разных районов Европейской части России, находят общие черты и проблемы, предлагают пути решения проблем
| Тестирование, решение творческих задач.
Заполнение сводной таблицы - задание 2 на с. 197
|
| §42,
задания
1-3
нас. 196
|
Азиатская часть России (16ч)
|
1.04
| 52
| 1
| Природа
Сибири
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства
| Описывают природу Сибири, определяют черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России
| Анализ рис. 126, 128, сопоставление тематических карт
| 35.Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России
| § 43, задания 4, 5 на с. 203
|
4.04
| 53
| 1
| Природа и ресурсы гор Южной Сибири
| Урок закрепления новых знаний
| Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность
| Объясняют разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири
| Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207
|
| §44
|
8.04
| 54
| 1
| Арктические
моря
| Урок-исследование
| Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение
| Приводят примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывают влияние морей на климат внутренних районов Сибири
| Работа с тематическими картами атласа и вопросами нас. 211
|
| §45
|
11.04
| 55
| 1
| Население
Сибири
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских»
| Описывают этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских»
| Работа с картой народов и вопросами на с. 214
|
| §46
|
15.04
| 56
| 1
| Хозяйственное освоение Сибири
| Урок решения задач
| Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера
| Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Приводят примеры различий в степени освоенности территории, предлагают перспективные направления развития хозяйства Сибири
| Поиск ответов на проблемные вопросы в различных источниках географической информации
| 36.Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири
| §47
|
Тема 7. Западная Сибирь (2ч)
|
18.04
| 57
| 1
| Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция
| Западная Сибирь. Особенности природы. Природнохозяйственные зоны. Полезные ископаемые
| Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, определяют особенности географического положения, анализируют условия для развития хозяйства
| Тестирование, анализ физической карты, схемы и диаграмм на с. 219.
| 37.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района
| §48,
задания
2-4
на с. 224
|
22.04
| 58
| 1
| Западно-
Сибирский
район
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство
| Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации
| Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа.
| 38.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири
| §49, вопросы на с. 227
|
Тема 8. Восточная Сибирь (3ч)
|
25.04
| 59
| 1
| Восточная
Сибирь
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция
| Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природнохозяйственные зоны
| Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризуют природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение
| Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229.
|
| §50
|
29.04
| 60
| 1
| Байкал
| Урок-исследование
| Байкал - жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре
| Объясняют происхождение озера и особенности байкальской воды, приводят примеры хозяйственного использования, предлагают пути решения экологических проблем
| Практическая
работа
| 39.Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал
| §51
|
2.05
| 61
| 1
| Хозяйство
района
| Урок-практикум. Слайд-лекция
| Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы
| Определяют условия для развития отраслей специализации, характеризуют их особенности, прогнозируют перспективы дальнейшего развития региона
| Составление схемы «Хозяйство Восточной Сибири».
| 40.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию
| §52
|
Тема 9. Дальний Восток (6ч)
|
6.05
| 62
| 1
| Дальневосточный
район
| Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала
| Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения
| Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивают важность стратегического экономико-географического положения района, показывают современные границы и пограничные государства
| Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244
| 41.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района
| §53,
задания
1-3
на с. 247
|
13.05
| 63
| 1
| Природные условия и ресурсы
| Урок-исследование. Слайд-лекция
| Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления
| Объясняют причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
| Анализ рисунка нас. 156, тематических карт атласа.
| 42.Сравнение
и оценка
природных
особенностей
отдельных
территорий
| §54,
задания
2-4
на с. 253
|
16.05
| 64
| 1
| Моря Тихого океана
| Урок-практикум
| Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование
| Характеризуют особенности природы, хозяйственное использование морей и морских путей, предлагают пути развития Дальнего Востока как рекреационной зоны
| Сравнительная таблица; прогноз развития Дальнего Востока как рекреационной зоны
| 43.Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей
| §55,
вопросы
1-5
на с. 256
|
20.05
| 65
| 1
| Население
и хозяйство района
| Урок-исследование. Слайд-лекция
| Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района
| Называют народы, отрасли специализации, характеризуют транспортные пути, анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объясняют причины ее различий и преобладание городского населения, приводят примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами
| Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации.
Вопросы и задания на с. 253, тестирование..
| 44.Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока
| §56-57
|
Россия в мире (1ч)
|
23.05
| 66
| 1
| Россия в мировом хозяйстве и мировой политике
| Лекция с элементами практической работы
| Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны
| Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивают положение России в мире в различные исторические периоды
| Беседа. Составление развернутого плана по ходу лекции
| 46.Определение экономической роли России в мире на разных этапах исторического развития
| С.264- 268
|
6. ПОВЫШЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Модуль
| Возможность углубления
|
Хозяйство России
| Объяснять на примерах значение экономико-географических знаний для всех членов общества; размещение отдельных предприятий; факторы размещения отдельных отраслей и производств
Называть факторы, определяющие конкурентноспособность продукции отдельных производств; причины кризиса отдельных отраслей производств.
Определять по статистическим материалам показатели работы отраслей и их динамику; возможные способы решения экологических проблем отдельных производств.
|
Районы России
| Называть и показывать крупнейшие ТПК отдельных экономических районов.
Объяснять общие черты, проблемы и тенденции развития экономических районов; особенности территориальной структуры хозяйства.
Определять возможные пути решения региональных, социальных, экономических и экологических проблем.
Прогнозировать изменение территориальной структуры хозяйства отдельных экономических районов; изменения в территориальной специализации отдельных ТПК и экономических районов.
|
7. ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
№
| АВТОРЫ
| НАЗВАНИЕ
| ГОД ИЗДА
НИЯ
| ИЗДАТЕЛЬСТВО
|
1
| А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др.
| География России. Хозяйство и географические районы. Книга вторая.
| 2002
| Москва
Дрофа.
|
2
|
| География России: в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл.: атлас
| 2011
| М. : ДИК, Дрофа
|
3
|
| География России : в 2 ч. Ч. 2. Хозяйство и географические районы. 9 кл. : контурные карты
| 2011
| М.: ДИК, Дрофа
|
4
| Е.А.Жижина
| Поурочные разработки по географии Хозяйство и географические районы. 9 класс
| 2005
| Москва
ВАКО
|
5
| Н. П. Петрушина
| География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику под ред. А. И. Алексеева «География России. Хозяйство и географические районы»: методическое пособие
| 2009
| Дрофа
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
| АВТОРЫ
| НАЗВАНИЕ
| ГОД ИЗДА
НИЯ
| ИЗДАТЕЛЬСТВО
|
1.
| Е.А. Данилова
| География Схемы и таблицы.
| 2006
| Тригон
СПб
|
2
| Т.С. Майоров
| География. Справочник школьника.
| 1996
| Москва
Ключ-С
|
3
| А. Наумов
| Задачи по географии
| 1993
| Москва
Мирос
|
4
| С.В. Кульневич
| Не совсем обычный урок.
| 2001
| Ростов-Н-Дону
Учитель
|
5
| Пармузин Ю.П. Карпов Г.В.
| Словарь по физической географии
| 1994
| Просвещение
|
6
| Максаковский В.П.
| География. Справочные материалы
| 1995
| Просвещение
|
7
| Понурова Г.А. Душина И.В.
| Методика преподавания географии
| 1996
| Московский лицей
|
8
| Е.В. Баранчиков
| Тесты по географии: 9 класс: в 2 частях
| 2007
| Москва
Экзамен
|
9
| П.М. Юрков
| Географические диктанты.
| 1984
| Москва
Просвещение
|
10
| Низовцев В.А.
| Школьные олимпиады. География. 6-10 классы
| 2006
| М.: Айрис-пресс
|
11
| Пятунин В.Б.
| Контрольные и проверочные работы по географии
| 1996
| Дрофа
|
12
| Сиротин В.И.
| Практические работы по географии и методика их выполнения
| 1997
| АРКТИ
|
13
| Баринова И. И.
| География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 кл.»
| 2010
| М.: Дрофа
|
14
| В. И. Сиротин
| География России. Население и хозяйство: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. 9 класс
| 2010
| М.: Дрофа, ДИК
|
15
| В. П. Дронов
| География России: Кн. 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс
| 2010
| М.: Дрофа
|
16
| Н. Н. Зинченко, Л. А. Звонцова
| География. 6-10 классы. Активные формы обучения : нескучные уроки, интернет-викторины
| 2011
| Волгоград: Учитель
|
17
| Маерова, Н. Ю.
| Уроки географии. 8-9 классы
| 2009
| М.: Дрофа
|
18
| Пятунин, Б. Б.
| Новые контрольные и проверочные работы по географии : 8-9 классы : метод. пособие
| 2002
| М.: Дрофа
|
19
| Родионова, И. А.
| Экономическая география России
| 2007
| М.: Московский лицей
|
20
| Сиротин, В. И.
| География. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы
| 2009
| М.: Дрофа
|
21
| Труднева С.Н.
| География в кроссвордах
| 2006
| М.: Дрофа
|
22
| Блаженов В.А.
| Приемы развивающего обучения географии
| 2006
| М.: Дрофа
|
23
| Блаженов В.А.
| Географические детективы как средство развития мышления учащихся
| 2007
| М.: Дрофа
|
24
| Галеева Н.Л.
| Сто приемов для успеха ученика на уроках географии
| 2006
| М.: «5 за знания»
|
25
| Понурова Г.А. Душина И.В.
| Методика преподавания географии
| 1996
| Московский лицей
|
26
| Сиротин В.И.
| Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10 кл.
| 2004
| М.: Дрофа
|
27
|
| География. Методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения
| 2009-2012, 2013
| Издательский дом «1 сентября»
|
28
| Яворовская И.
| Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды
| 2007
| Ростов н/Д: Феникс
|
29
| Эртель А.Б.
| География. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие
| 2009
| Ростов н/Д:Легион
|
30
| Эртель А.Б.
| География. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие
| 2009
| Ростов н/Д:Легион
|
31
| Эртель А.Б.
| География. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие
| 2008
| Ростов н/Д:Легион
|
32
| Чичерина О.В.
| ГИА 2009. География: Тренировочные задания: 9 класс
| 2008
| М.:Эксмо
|
33
| Е.А.Жижина
| Контрольно-измерительные материалы. География:9 класс
| 2012
| М.:ВАКО
|
34
| Барабанов В.В.
| Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2012. Уч. пособие
| 2012
| Москва:Интеллект-Центр
|