|
«особенности чтения подростков»
XII научно-практическая конференция
«Юный исследователь»
«ОСОБЕННОСТИ ЧТЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ»
Автор работы:
Однолеток Алексей,
7Б класс МОУ СОШ №13
Руководитель: Дроздова Татьяна Николаевна,
зав. библиотекой
Братск
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
| Введение.
| 1
|
| 2.
| Основная часть:
|
|
|
| 2.1.
| Читательская деятельность как фундаментальная основа понятия грамотности.
| 2
|
| 2.2.
2.3.
| Чтение в жизни подростков нашей школы
Подросток и библиотеки
| 4 -8
8
|
| 2.4.
| Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.
| 8-9
| 3.
| Заключение.
| 10
|
| 4.
| Библиография.
| 11
|
|
I. ВВЕДЕНИЕ: Мы считаем, что взятая нами для исследования тема «Особенности чтения подростков» является актуальной в наше время. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга поможет овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, научит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей, что так необходимо сформировать у подростков сейчас, еще учась в школе, готовя себя к дальнейшей самостоятельной жизни.
Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами
гипотезу:
Действительно ли подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательских компетенций.
Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге.
Объект исследования:
Учащиеся 6-х-7-х классов МБОУ «СОШ № 13»г.Братска
Предмет исследования:
Чтение подростков
Цель исследования:
привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения подростков и
наметить пути поддержки и развития чтения. Поставленные задачи:
Изучить читательские интересы подростков 13-14 лет нашей школы;
Изучить литературу по данному вопросу.
Определить роль и значение современной медиасреды в формировании читательского интереса;
Выявить, какую роль в жизни подростков нашей школы играет чтение.
Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие
методы:
- анкетирование;
- наблюдение за подростками, приходящими в школьную библиотеку;
- анализ читательских формуляров школьной и городской библиотеки;
- интервьюирование учителей-словесников, библиотекарей;
- математические методы обработки результатов исследований;
- работа с печатными изданиями журнала «Школьная библиотека», с интернет-
ресурсами. Практическая значимость заключается в следующем:
- материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;
- данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по продвижению чтения.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией, но и многое другое. Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах. В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития».
В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет
уменьшилось с 49% до 26%. У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Исходя из сложившейся ситуации, была принята «Национальная программа поддержки и развития чтения на 2007-2020 год», 2014 год был объявлен Годом культуры, а 2015 - Годом литературы. Все эти меры призваны изменить ситуацию в отношении чтения.
2.2. В своей работе мы решили изучить отношение к чтению подростков нашей школы, определить их читательские приоритеты, таким образом выявить особенности чтения наших подростков. Для изучения этого вопроса мы выбрали объектом нашего исследования учащихся 6-7-х классов. Нами проведено анкетирование 88 учащихся, из них девочек 36, мальчиков- 52 Ребятам было предложено заполнить анкеты, которые состояли из 12-14 вопросов об их отношении к чтению книг.
Вот вопросы анкеты предложенные нами.
Анкета «Чтение в моей жизни»
1. Чем ты любишь заниматься в свободное время? (пронумеруйте в порядке важности)
Гулять
Занятия на компьютере
Чтение
Телевизор
Увлечения, хобби
2. Любишь ли ты читать? 3. Какой формат чтения ты предпочитаешь: традиционные книги,
цифровой (компьютерный) формат
4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг? 5..О чем ты больше всего любишь читать? Классика
О животных и природе
Про сверстников
Приключения, фантастика, фэнтэзи
Детективы
Стихи
Про исторические события
Научно-познавательная литература
Сказочные повести
6.Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги. 7.Назови своего любимого литературного героя. 8.Твои любимые книги (2-5) 9.Есть ли у тебя любимый журнал? 10.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора? 11.Назови книги, прочитанные тобой в этом учебном году. 12.Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают? 13. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению? • Книга нужнее, чем компьютер. Почему? • Книга не нужна. Почему? 14. К чьим советам в рекомендации книг ты прислушиваешься? Расположи в порядке значимости • Родители • Учитель • Друзья • Библиотекари • Средства информации Чем любят заниматься наши респонденты в свободное время.
Было предложено 5 вариантов ответов (гулять, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), нужно было расположить эти варианты в порядке предпочтений. Получились такие результаты. Виды деятельности
| I место
| II
| III
| IV
| V
| Гулять
| 38
| 26
| 11
| 7
| 2
| Занятия на компьютере
| 13
| 17
| 18
| 22
| 8
| Чтение
| 8
| 16
| 23
| 18
| 12
| Просмотр TV передач
| 6
| 17
| 23
| 17
| 11
| Занятия по увлечениям
| 19
| 4
| 2
| 11
| 42
| Некоторые ответы на этот вопрос были не совсем корректные, поэтому в итоге таблицы не везде получается число 88 по количеству респондентов. 2. Любите ли читать?
| Все
| Девочки
| Мальчики
| Да
| 46
| 16
| 30
| Не любят
| 5
| 2
| 3
| Не очень любят
| 37
| 17
| 20
|
| 88
| 35
| 63
| 3.Какое чтение ты предпочитаешь? 65 % предпочитают чтение традиционных книг, 35% - цифровой формат. На этот вопрос отвечали не все (69 чел) 4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг? Выяснилось, что мальчики уделяют больше времени чтению книг, чем девочки. Но среди учеников, много времени (3 час.) проводящих за чтением, оказались девочки 7 А кл. 5.Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом : большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книг и о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только 8 девочек и 1 мальчик. Немногие отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи. 6.Любимые писатели наших подростков . 33 респондента (9 девочек и 24 мальчика) не назвали в анкетах ни одного любимого писателя. Круг любимых авторов не очень большой, чаще других называют А.С.Пушкина, встречаются Тургенев, Распутин, Гоголь. В основном называют «раскрученных» авторов. У девочек чаще других называются книги современного французского писателя Сержа Брюссоло и раскрученных после выхода известного фильма «Сумерки» Стефани Майер. У мальчиков - книги Д.Глуховского, книги серии «Сталкер», романы братьев Стругацких. 7.Любимые литературные герои. Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у 36 (37%) опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят очень большой круг перечисленных литературных героев. В основном - это главные герои их любимых книг. Предпочтения девочек: Кусака - 3
Зигрид - 3
Пегги Сью - 3
Ирка Хортица - 2
Муму - 2
Карлсон - 2
У мальчиков Артем из «Метро 2033» - 5
Геракл – 2.
Называются Маленький принц, Бильбо, Грэй, Маугли, Незнайка. У шестиклассников чаще называются литературные герои из книг, прочитанных в начальной школе. Все это свидетельствует об бедном читательском багаже наших подростков. 8. Любимыми книгами наших подростков являются в основном книги любимых ими писателей: «Дочь колдуна», «Зигрид и потерянные миры», «Проклятый цирк» С.Брюссоло, «Сумерки» С.Майер, «50 оттенков серого» Э.Джеймс у девочек; серия книг Д.Глуховского «Метро», книги серии «Сталкер», «Пикник на обочине» Стругайких, «Хоббит» Толкиена, «Алые паруса»А.Грина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, рассказы В.Шукшина «Срезал», И.Бунина «Цыфры», «Эрагон» Кр.Паолине, «Гарри Поттер» Дж.Роллинг. 9. Журналы вообще не вошли в круг чтения опрошенных нами подростков. 40 человек не назвали ни одного издания, 30 учащихся (в основном шестиклассники) отметили журналы, адресованные учащимся начальной школы («Мурзилка», «Непоседа»). Некоторые указали не журналы, а каталоги («Avon), несколько человек ответили: «мистика», но такого журнала нет, есть «Мистические истории». Только 4 респондента назвали журнал «Мне 15», адресованный подросткам. А познавательных журналов не назвал никто, хотя таких журналов, адресованных подросткам, существует очень много. 10. Недавно прочитанными книгами были названы в основном произведения, изучаемые по школьной программе по литературе. 32(36%) учащихся не назвали ни одной книги. Кроме программной классики были названы все те же книги это С. Брюссоло, С.Майер, Д.Глуховского. Встречаются в ответах ребят и довольно редкие в круге чтения подростков книги. Были названы книга Стейс Крамер «50 дней до моего самоубийства», в основе сюжета которой трудная судьба девочки-подростка. Один семиклассник назвал книги не очень известного у нас в стране современного английского писателя Метта Хейга «Семья Рэдли», «Тенистый лес», «Люди и я». Каждый роман этого писателя — событие, захватывающее, неординарное, веселое и немножко жуткое. Книги Хейга неизменно входят в списки бестселлеров Великобритании, экранизируются, удостаиваются престижных наград и широко публикуются за рубежом. 11. В этом учебном году ребятами были прочитано совсем немного книг, это все та же программная классика, и перечисленные ранее книги. В перечне прочитанных книг, как правило, не называются авторы. Не входит в круг чтения наших респондентов русская классика, не изучаемая в курсе литературы. Практически отсутствуют книги современных российских авторов, адресованные подросткам. Довольно редко встречаются книги писателей, входящих в круг чтения старшего поколения: были несколько раз названы «Алые паруса» А.Грина, романы Жюля Верна, «Робинзон Крузо» Д.Дефо. Ни в одной анкете не названо ни одно научно-познавательное или энциклопедическое издание. 12. На вопрос « Почему современные подростки мало читает?» большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов (69 человек). Сослались на отсутствие времени 4 учащихся, а 17 человек эту причину сформулировали четко и кратко – лень. 13. На этот вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?» отвечали только 36 респондентов. Девочки ответили следующим образом: Книга нужнее, чем компьютер. - 9
Мальчики: Книга нужнее, чем компьютер - 19
Книга не нужна - 6
14. Выбирая книги для чтения, большинство учащихся прислушиваются к советам своих родителей , для многих авторитетом в этом вопросе является учитель. А вот СМИ отметили только 7 респондентов. Ответы на этот вопрос нам показались не совсем убедительными. В перечне прочитанных книг практически отсутствуют авторы, которых любили и читали родители наших подростков. В тоже время в среди любимых книг наши учащиеся называют как раз те книги, которые попали в круг чтения ребят в основном благодаря «раскрутке» этих книг через фильмы, компьютерные игры, рекламную компанию. У девочек
Родители - 9
Учителя - 7
Друзья - 7
Библиотекари - 3
Средства информации - 3
У мальчиков
Родители -21
Учителя - 16
Друзья - 10
Библиотекари - 12
Средства информации – 4
2.3 . Подросток и библиотеки.Нами проанализировано отношение наших респондентов к библиотеке. Выяснилось, что 28% учащихся не являются пользователями библиотек. В библиотеке им. Михасенко записано 46 учащихся, в школьной библиотеке -76 человек. Но посещают наши учащиеся библиотеки нерегулярно, порой 1-3 раза за учебный год. Чаще всего берут программные произведения классиков. Следует отметить, что некоторые учащиеся являются активными читателями библиотек: Хиску Кристина, Головин Максим, Марчук Настя из 7 А кл., Бевз Виталина и Кожемякин Эдуард из 7В кл., Кушнерчук Артем из 6Б кл. За счет читательской активности перечисленных ребят средняя читаемость получилась 7,08 книг. Это не очень высокий показатель. У остальных пользователей читаемость довольно низкая – 1-3 книги за учебный год. 2.4.Тенденции и читательские предпочтения учащихся 6-х и 7-х классов.Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты и читательские формуляры шестиклассников и семиклассников нашей школы, мы пришли к следующим выводам: Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства позитивное отношение к чтению.
Среди любимых авторов и книг много произведений классической литературы.
Среди наших респондентов оказались (хоть и очень немного) подростки, не представляющие себя без книги и чтения.
Среди любимых героев названы в основном положительные персонажи.
Школьники отдают предпочтение традиционной книге.
Круг чтения девочек и мальчиков имеет отличия.
Самым читающим оказался 7 А класс.
На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя.
Наши подростки сегодня отводит меньше времени на чтение.
Беден читательский кругозор респондентов.
Четко просматривается общая тенденция – стремление подростков читать развлекательную литературу таких жанров, как фэнтези, триллеры, приключения, мистика. Литература как средство социализации сегодня заметно уступает другим видам медиа: телевидению, Интернету.
Чтение школьников носит в основном случайный характер.
Низка читательская культура школьников.
Невелика роль библиотек в продвижении чтения.
Золотые полки» предыдущих поколений подростками не читаются, имена многих авторов-классиков им практически не известны, продолжается процесс прерывания литературной традиции нескольких последних поколений.
Книги хороших современных авторов, которые могли бы читаться подростками, почти не известны как им, так и их родителям, а также учителям и библиотекарям. Во многом это связано с отсутствием лучшей и новой литературы в фондах библиотек. Библиотекари
смогут сделать гораздо больше, если у них будет большой выбор лучших книг и периодических изданий для детей и юношества III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ За несколько последних десятилетий книга во многом изменила свои функции в жизни подростка, и не только подростка. Сведения о самых различных ситуациях, с которыми можно столкнуться в жизни, и "рецепты" поведения в гораздо большей степени сообщает кино и телевидение, чем любые книги. Постепенно и разнообразные компьютерные игры также принимают на себя часть былой книжной нагрузки. Всевозможную полезную и вредную информацию все чаще школьники черпают из Интернета, и с каждым днем число обращающихся к нему растет и будет возрастать. И в то же время, несомненно, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности. Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как и кто это может и должен сделать? Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности. На наш взгляд, это должны быть совместные усилия семьи, школы, внешкольных учреждений. Не стоит отказываться от традиционных форм продвижения чтения. Литературные гостиные, конкурсы чтецов, инсценирование и театрализация, викторины и разного рода литературные конкурсы, выставки книг, рекомендательные списки и многое другое, несомненно, помогают в привлечении к чтению. Но, учитывая особенности современной жизни (ни дня без общения в сети), стоит призвать на помощь компьютер и Интернет. Многие библиотеки уже пытаются обратить их в союзники: сделали свои страницы, сайты, блоги в Интернете. Возможно, здесь нужно привлечь лидеров чтения, они могут делиться на страницах сети своими впечатлениями о прочитанном, могут вести свой блог. Большую пользу принесут общешкольные акции по пропаганде чтения с широкой рекламной компанией. Хотелось стоит войти в проект « Goole- сервисы в моем образовательном пространстве». Наши гипотезы, что «современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, , что в век современных технологий книга постепенно уходит на второй план», к сожалению, подтвердилась . В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало или развлекательным, или «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Ребята познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в жизни, сделать правильный выбор, найти нужное решение. В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше. От того, насколько взрослые – родители, педагоги, библиотекари – смогут адаптироваться к изменяющимся привычкам «цифровых аборигенов», помочь детям и подросткам, как в реальной, так и в электронной среде, во многом зависит будущее чтения и культуры этого поколения. «Книги через читателя меняют саму жизнь», – так выразил назначение книги и чтения выдающийся книговед Н.А. Рубакин. Значение чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мышления и связанного с этим понятием – культуры чувств. Человек в процессе чтения развивается комплексно – вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце и т.д. – все это в целом способствует совершенствованию личности. БИБЛИОГРАФИЯ: Абдурашидова Э. Изучение читательского интереса подростков//https://fullref.ru/job_d89920adb1af2d681ea0df8a9f863a82.html
Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.
Национальная программа поддержки и развития чтения//https://library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122
Новикова Т.А. «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе». Журнал «Школьная библиотека» № 2 – 1995 г.
Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека». Журнал «Школьная библиотека» № 9 – 2002 г.
Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 – 2002 г.
Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения//https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/31/
|
|
|