Главная страница


Актуальность



Скачать 112.8 Kb.
НазваниеАктуальность
Дата12.02.2016
Размер112.8 Kb.
ТипДокументы

Введение.

Актуальность.

Каждый человек решает, как ему жить. Одни борются за существование, за признание своего Я в обществе, которое их окружает, другие текут по течению реки жизни. Есть еще и одна категория людей, которые в случае ошибок или трудностей замыкаются в себе, или выбирают смерть. За последние 15 лет число самоубийств среди подростков от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах, причина самоубийств стоит на 2-3 местах.

В России самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков. В год кончают жизнь самоубийством 2800 детей и ещё 4 тысячи совершают попытку самоубийства.

Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.

Цель моей работы: доказать, что жизнь прекрасна, что даже если у вас возникли трудность всегда можно найти положительный выход.

Для достижения поставленной цели, я ставлю следующие задачи:

  1. изучение проблемы суицида в подростковом возрасте в нашей стране

  2. изучение отношения к суициду участников социальной сети «Вконтакте»

  3. изучение жизненных ценностей в подростковом возрасте

Гипотеза работы: на основании оценки жизненной ситуации человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, но если он поймет, какие ценности есть в его жизни, он всегда выберет жизнь.


  1. Проблемы суицида в подростковом возрасте


Самоуби́йство, суици́д (от лат. suicaedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства, см. Сенека) и самостоятельное.

Подростковый суицид делится на три типа. Первый тип — это истинный подростковый суицид. В этом случае подросток действительно имеет твердое намерение покончить с жизнью и обычно тщательно все планирует. Если попытка оказывается неудачной, он со временем повторяет ее. К такому самоубийству склонны подростки, ощущающие себя изгоями, изолированными об общества. Они чувствуют себя одинокими и никому не нужными, впадают в депрессию, которая вызывает желание уйти из жизни. Причиной такого чувства может стать психическая травма, изнасилование, осознание своей нестандартной сексуальной ориентации — в общем, сильные психические потрясения.

Аффективный (чувствительный) подростковый суицид, как это ясно из названия, совершается в состоянии аффекта, под влиянием сильных, но сиюминутных чувств. Если попытка самоубийства неудачна, подросток, скорее всего, не будет ее повторять. Толчком к суициду могут стать конфликты в школе, семье или группе сверстников, несчастная любовь, в случае с особо впечатлительными подростками — даже фильм или книга.

Цель демонстративного суицида — привлечь к себе внимание. В этом случае подросток не собирается на самом деле убивать себя, его цель — стать замеченным. Попытки самоубийства в этом случае обычно многократные, но истинным самоубийством они заканчиваются разве что случайно. К нему склонны подростки с истерическими чертами личности и демонстративным поведением.

Предупредить аффективный или демонстративный суицид сравнительно несложно, потому что в этих случаях подростки обычно не скрывают своих намерений. Подростки с демонстративным поведением объявляют о них открыто, а с аффективным — хотят быть остановленными на подсознательном уровне. А вот истинный подростковый суицид предупредить бывает непросто: часто подросток скрывает свои намерения, и отследить изменения в поведении сложно, особенно если подросток склонен к одиночеству. Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к окружающему и самоуважения, повышенная агрессивность. Подросток может перестать следить за своим внешним видом. Подростки, решившие уйти из жизни, могут начать раздавать друзьям и знакомым ценные, дорогие для них вещи.
Среди причин самоубийств можно назвать следующие:


  • проблемы в личной жизни:

тотальный неуспех в романтических или сексуальных отношениях;

смерть кого-то из родных или друзей;

непонимание окружающими, одиночество;

проблемы на работе, финансовые проблемы;

аутинг (публичное разглашение личной информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека против его желания и согласия);

  • проблемы со здоровьем;

тяжёлая депрессия (по сводкам ВОЗ до 15% депрессий завершаются самоубийством);

  • доведение до самоубийства

целенаправленная травля, клевета, угрозы, унижения;

физические издевательства, изнасилования, побои;

  • потеря интереса к жизни, усталость от жизни; потеря смысла жизни;

  • религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство.

  • идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом).

  • вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками; )

  • самоубийство для сохранения чести (харакири).

  • подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей; см. Эффект Вертера)[4];

  • желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию).


Показатель суицида между девочками и мальчиками отличается, девочки думают о суициде и предпринимают попытки самоубийства в два раза чаще, чем мальчики, и склонны к принятию недопустимой дозы различных лекарств, например снотворных или наркотиков (передозировка), а также к резанью вен. Но самое интересное, то, что мальчики умирают (именно умирают, а не пытаются и думают о суициде) вследствие попыток к самоубийству в 4 раза чаще девочек! Это связано с тем, что они используют более летальные методы самоубийства, например огнестрельное оружие, повешение и прыжки с высоких объектов. Таким образом, девочки пытаются покончить жизнь самоубийством в два раза чаще мальчиков, но удачных попыток у них в 4 раза меньше чем у мальчиков.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
СЛОВЕСНЫЕ признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

Прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!"…

Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".

Много шутить на тему самоубийства.

Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:
Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде – есть слишком мало или слишком много;

– во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать например неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
СИТУАЦИОННЫЕ признаки:
Человек может решиться на самоубийство если:

Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствуют себя отверженным.

Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом);

алкоголизм – личная или семейная проблема;

Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

Предпринимал раньше попытки суицида.

Имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

Слишком критически настроен по отношению к себе.

В социальной сети «Вконтакте», я провела анонимный опрос, с целью узнать насколько тема суицида близка моим сверстникам.



Радует, что большинство выбрало ответ «Нет», но все-таки присутствуют и т, кто думает в данный момент о суициде. А ведь попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих.

Специалисты утверждают, (и что самое интересное в этом их поддерживают сами пострадавшие, т.е. дети, имевшие в своей биографии попытку суицида), что в большинстве случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой "невыносимой".

Часто родители подростков оставляют их наедине с проблемами: ребенок взрослеет, пусть учится решать проблемы, как взрослый, и набивает собственные шишки. Но без родительской поддержки подросток часто опускает руки, и подростковый суицид кажется единственным

Подростковый суицид можно предупредить, если быть внимательны к ребенку. Нужно интересоваться его жизнью, но при этом не стараться слишком сильно влезать в нее, иначе он закроется еще больше. Если вы заметили, что с подростком творится что-то странное, нужно мягко, но настойчиво разговорить его и поддержать. Даже если он сделал что-то не так, нужно сначала поддержать его, а уже потом разбираться с последствиями.

И самое главное любой человек должен знать, что кому – то нужен.


  1. Жизненные ценности.

Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Мир полон ценностей – материальных (вещи, деньги, собственность…), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок)

Понимание своих главных жизненных ценностей - очень важная вещь. Если вы прожили большую и трудную жизнь, а в конце ее поняли, что такая жизнь вам не нужна и не интересна, то что-то менять будет уже поздно... Если же, напротив, вы хорошо знаете, что вы в жизни хотите, что для вас по-настоящему дорого, каждый день вашей грамотно выстроенной жизни станет для вас наполненным смыслом.

Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Как правило, наши жизненные ценности были в основном сформированы в возрасте до 12 лет - благодаря или вопреки нашим родителям, под влиянием школы, учителей, культуры, частью которой все мы являемся. Если посмотреть на иерархию приоритетов различных людей, то у многих в начале списка окажутся любовь, свобода, развитие, но каждый определяет данные понятия в соответствии со своим пониманием.

Я провела исследование жизненных ценностей у подростков. Ребята отвечали на следующие вопросы:

  • Что для вас в жизни является главным?

  • Какие качества кажутся вам самыми важными в жизни?

В результате на первом месте у большинства ребят семья-45%. На втором – здоровье и профессия -35%. На третьем месте друзья и родина - 17%. А на четвертом слава и деньги-3%

А это значит, что интервьюированные ребята привязаны к своей семье, они чувствуют гармонию в своей жизни. Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Самый естественный путь формирования жизненных ценностей - не разговоры, а естественное вовлечение человека в новые для него жизненные обстоятельства, в которых естественным образом ему эти ценности оказываются близки и нужны.

У здоровой и сформировавшейся личности ценности упорядочены, человек знает, что на данном этапе жизни для него самое важное (самоценность), а что является ценностью второго уровня или ценностью служебной: средством достижения ценностей более высокого порядка - вряд ли у такого человека возникнет мысль покончить жизнь самоубийством.
Заключение.

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. От самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Первое, что нужно запомнить:

Переживи трудный момент. Бывают неудачные дни. Бывают.

Наорут. Насмешка. Не понимают близкие люди. Еще что-то. Это нормально.

2) Перетерпи – и отступит. Завтра будешь смеяться над тем, над чем сегодня плакал.

Улыбайся! Показывай жизни зубы.

3) Очень важно понять, что значат жизненные ценности именно в вашей жизни.

На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо …

Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».

«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость».

(Д.С. Лихачей)
Очень важно знать, зачем Вы живете. В наше время нередки случаи, когда люди, дожившие до преклонных лет, осознают, что их жизнь прошла насмарку, что они попусту потратили время, данное им на великие свершения. И тем более, ошибившись один раз и упав в грязь лицом, нельзя отчаиваться и впадать в депрессию. Нужно тут же вставать и добиваться своих целей, признавая в своей ошибке опыт.
Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!

Вывод. Суть любой поддержки человека, находящегося в этой ситуации депрессии, когда этот фундамент смысла жизни из под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение "нужности" и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл.

Я считаю, что моя гипотеза на основании оценки жизненной ситуации: человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, но если он поймет, какие ценности есть в его жизни, он всегда выберет правильный путь, подтвердилась. А закончить я хочу словами В. Алатырцева.

Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден:

Вглядись в него - он весь для нас!

Список использованной литературы:.

Григорий Чхартишвили - Писатель и самоубийство

Ефремов В.С. - Основы суицидологии

Братусь Б.С. – Аномалии личности

Список изученных сайтов:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%EC%EE%F3%E1%E8%E9%F1%F2%E2%EE

https://planetapsy.ru/detskaya-psihologiya/samoubiystva-sredi-detey-i-podrostkov