|
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)
А. В. Бониф, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11 Все, что находится во взаимосвязи,
должно преподаваться в такой же связи.
Я.А.Коменский
Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.
Цели данной технологии:
Повышение мотивации обучения.
Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
Воспитывать у учащихся познавательную активность;
Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное;
Умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
Повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);
Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков:
Содержание, методы, приемы;
Приемлемое сочетание предметов для интеграции.
Использование данной технологии позволяет:
- значительно сэкономить время на уроке;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- разнообразить формы работы;
- активизировать внимание;
- повысить творческий потенциал личности.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами. Наиболее распространенной является интеграция русского языка с литературой, ИЗО, музыкой, историей.
Хорошо прослеживается связь литературы и истории при знакомстве с биографией писателя, с определенной эпохой и при анализе стихотворений. Так, в 10 классе по теме «Лирические откровения Афанасия Фета» ребята «познали истину», работая в творческих группах, что позволило им погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХIХ века.
Группа текстологов прочитала и проанализировала несколько стихотворений А.Фета, познакомила с тематикой его творчества. Была отмечена музыкальность стихов. Прозвучал романс П.И.Чайковского на стихи А.Фета «Я тебе ничего не скажу».
Группа литературоведов познакомила с перепиской поэта, с воспоминаниями о нем современников, мемуарами.
Группа архивариусов познакомила с биографическими данными поэта. В конце урока ребят дали письменный ответ на вопрос: «Что же дала вам, ребята, эта встреча с поэзией Фета? Вы «познали истину»? Какую?»
Одним из источников эстетического воздействия на детей являются произведения живописи. Использование картин, иллюстраций дает возможность вырабатывать целенаправленное суждение, развивать ассоциативное мышление.
На примере произведений В.Астафьева единство человека и природы показано через ассоциацию между ними. Астафьев человека видит через природу, а природу – через человека. На уроке по изучению творчества Астафьева я применяю иллюстрации, на которых, если внимательно приглядеться, можно увидеть лица.
В подготовке и проведении интегрированных уроков могут принять участие два учителя или более. При таком подходе урок традиционно называется бинарным. Мной и учителем математики был дан такой урок в 6 классе по теме «Имя числительное». В процессе работы ребята не только обобщили знания, полученные на уроках русского языка и математики по данной теме, но и познакомились с историей числительного 40, с древнерусскими именами, со старинными русскими мерами длины, с историей марафонской дистанции и даже с загадкой Российского флага; узнали, почему число «13» считается несчастливым.
Интересными получаются уроки в 5 классе по роману Дж. Свифта «Приключения Лемюэля Гулливера» (в рамках образовательной программы «Школа-2010»). Сначала я провожу 2 урока литературы по данной теме, а затем – интегрированный (бинарный) урок литературы - изобразительного искусства – географии «Фантастический остров». На этом уроке пятиклассники с помощью учителя географии знакомятся с определением понятия «остров», пытаются ответить на вопрос: «Фантастика Свифта научная или ненаучная? Почему?» и, конечно же, создают свой фантастический остров с помощью преподавателя изобразительного искусства.
Союз предметов литературы – русского языка и изобразительного искусства открывает возможность установить постоянные плодотворные связи.
Мультимедиа позволяет учащимся готовить к урокам рефераты, доклады, сообщения, обобщающие схемы и т.п. На урок, связанный с изучением творчества писателя, можно идти лишь с его портретом. Но использование отдельных элементов различного рода электронной продукции: демонстрация видеоролика, показ фрагмента фильма, звуковые файлы… является хорошим подспорьем в работе педагога-словесника. На уроке знакомства с жизнью поэта или писателя сообщение учителя может сопровождаться слайд-шоу.
Применяемые на уроках русского языка и литературы технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения, информационные технологии являются эффективным средством, формирующим и активизирующим разнообразные умения учащихся.
На уроке русского языка по теме «Причастие в языке и речи» ребятам можно предложить работу в группах:
1 группа – исследователи (работают с художественным текстом, взятым из учебной литературы, например, повесть А.С.Пушкина «Дубровский»)
2 группа – творцы (составляют миниатюру по опорным словосочетаниям, заранее подготовленными учителем)
3 группа – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверным употреблением причастий )
4 группа – лингвисты (составляют фразеологизмы из отдельных слов )
5 группа – художники (должны проиллюстрировать фразеологизмы)
Работа в группах позволяет раскрыться каждому ученику, проявить свой творческий потенциал.
Я считаю, что использование интеграции в учебном процессе является актуальной темой современного школьного образования.
В результате интегрированного обучения ребята научились:
- применять знания, полученные на других уроках;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера;
- самостоятельно подбирать материал для сообщений;
- устанавливать временные связи исторических событий с биографией и творчеством писателя, поэта;
- самостоятельно анализировать, отбирать главное;
- создавать схемы, алгоритмы, тексты, кроссворды по изученному материалу, используя возможности компьютера.
Сложностей при внедрении данной технологии, безусловно, много. Но как говорит В.Ф.Шаталов: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…» |
|
|