|
Протокол №1 от 29. 08. 2014 02. 09. 2014 №125 Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 8 класса Составитель муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании МО приказом МБОУ естественно-математического цикла «2-Пристанская ООШ» протокол № 1 от 29.08.2014 02.09.2014 № 125
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
для 8 класса
Составитель
Еремеенко Елена Александровна,
учитель информатики и ИКТ.
д.Пристань-2, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
Положением о рабочих программах по учебному предмету, курсу МБОУ «2-Пристанская ООШ», утверждённым приказом от 01.09.2014 № 115;
учебным планом МБОУ «2-Пристанская ООШ» на 2014 – 2015 учебный год, утвержденным приказом от 01.09.2014 № 115;
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена на основе авторской программы по информатике \ Н.Д. Угриновича. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика 2– 11 кл./ [авт.-сост.: М.Н. Бородин]. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. Цель:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению учебного предмета «Информатика и ИКТ»;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Приоритетными объектами изучения в учебном предмете «Информатика и ИКТ» выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть направлена на освоение учащимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации учащихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для учащихся задач. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание учебного предмета Информация и информационные процессы
Информация и информационная деятельность человека. Понятие «информация». Виды информации. Информационные процессы в природе, обществе и технике: основные параметры функционирования. Носитель информации как необходимое средство реализации информационных процессов. Виды носителей информации: сигнал, знак, язык. Количество информации.
Практические работы:
Практическая работа №1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа №2 «Тренировка ввода числовой и текстовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
Программная обработка данных на компьютере. Функциональная схема компьютера, основные устройства и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память) и уровни взаимосвязи. Файлы. Файловая система. Правила техники безопасности в компьютерном классе. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа №3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа №4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Коммуникационные технологии
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Всемирная паутина. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Файловые архивы, интерактивное общение.
Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.
Поиск информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Электронная коммерция в Интернете.
Практические работы:
Практическая работа №8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».
Практическая работа №9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа №10 «География Интернета».
Практическая работа №11 «Путешествие по Всемирной паутине».
Практическая работа №12 «Работа с электронной Web – почтой».
Практическая работа №13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа №14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа №15 «Разработка Web – сайта».
Тематический план
№
п/п
| Название разделов
| Кол-во часов по рабочей программе
| Из них
| Контрольные работы
| Практические работы
| 1
| Информация и информационные процессы
| 9
| 1
| 2
| 2
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| 8
| 1
| 5
| 3
| Коммуникационные технологии
| 17
| 2
| 8
|
| Итого:
| 34
| 4
| 15
| Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» учащийся должен знать/ понимать/ уметь:
понятие информации и её основные виды: виды информационной деятельности; формы представления информации;
назначение языка, кода и кодирование информации; понятие информационного процесса, роль технических устройств;
понятие объекта управления и структуру систем управления;
понятие объекта и его свойств;
понятие о параметре, действии и среде существования объекта;
понятие модели, информационной модели; формы представления информационных моделей;
понятие системы объектов, отношения и связи между объектами;
типовую систему информационной системы;
виды классификаций объектов;
основные этапы моделирования;
иметь представление о компьютерном конструировании;
технологию работы в среде графического редактора;
определять информационный объем любого текста; кодировать текст каким – либо способом; приводить примеры информационной деятельности; приводить примеры носителей информации; шифровать фразы с помощью ключа; приводить примеры информационных процессов; выделять объект управления и управляющее воздействие; выделять объекты из окружающего мира;
перечислять действия, характеризующие объект;
представлять сведения об объекте в виде таблицы;
приводить примеры материальных моделей;
приводить примеры нематериальных моделей;
приводить примеры системы;
разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;
создавать информационные модели и преобразовывать ее в компьютерную модель;
проводить моделирование в среде графического редактора;
Перечень учебно – методического комплекса и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. 8 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Д.Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Хлобыстова, И.Ю. Информатика. УМК для основной школы. 7-9 кл. [Текст]: методическое пособие для учителя/ И.Ю.Хлобыстова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Интернет
Компьютер
Модем
ОС Windows
Проектор/ интерактивная доска
Принтер
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Программы, методические и учебные пособия, дидактические материалы
Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика 2– 11 кл./ [авт.-сост.: М.Н. Бородин]. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.
Электронные ресурсы:
Методическая служба. Бином. Лаборатория знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ свободный
Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// phys.reshuege.ru/– свободный
Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http www edu. ru/ свободный.
Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// fipi.ru / свободный
Медиаресурсы
Диск №5 (презентации к урокам)
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
| Тема
| Количество часов
| Дата проведения
| I
| Информация и информационные процессы
| 9
|
| 1
| Информация и информационные процессы в природе и обществе. Т.Б. и организация рабочего места. П.р. № 2 «Тренировка ввода числовой и текстовой информации с помощью клавиатурного тренажёра»
| 1
|
| 2
| Информация и информационные процессы в технике
| 1
|
| 3
| Знаки: форма и значение. Знаковые системы
| 1
|
| 4
| Кодирование информации
| 1
|
| 5
| Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания
| 1
|
| 6
| Определение количества информации. П.р. №1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора»
| 1
|
| 7
| Алфавитный подход к определению количества информации
| 1
|
| 8
| Решение задач
| 1
|
| 9
| К.р. № 1. «Информация и информационные процессы»
| 1
|
| II
| Компьютер как универсальное устройство обработки информации
| 8
|
| 10
| Программная обработка данных на компьютере. П.р. №4 «Форматирование дискеты»
| 1
|
| 11
| Устройство компьютера. П.р. №5 «Определение разрешающей способности мыши»
| 1
|
| 12
| Файлы и файловая система. П.р. №3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»
| 1
|
| 13
| Программное обеспечение компьютера
| 1
|
| 14
| Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. П.р. №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»
| 1
|
| 15
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы. П.р. №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»
| 1
|
| 16
| К.р. №2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
| 1
|
| 17
| Правовая охрана программ и данных. Защита информации
| 1
|
| III
| Коммуникационные технологии
| 16
|
| 18
| Передача информации
| 1
|
| 19
| Локальные компьютерные сети. П.р. №8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети»
| 1
|
| 20
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. П.р. №9 «Подключение к Интернету»
| 1
|
| 21
| Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. П.р. №10 «География Интернета»
| 1
|
| 22
| Информационные ресурсы Интернета. Электронная почта. П.р. №12 «Работа с электронной Web - почтой»
| 1
|
| 23
| Файловые архивы. П.р. №11 «Путешествие по Всемирной паутине»
| 1
|
| 24
| Информационные ресурсы Интернета. Общение. Мобильный Интернет. Звук и видео. П.р. №13 «Загрузка файлов из Интернета»
| 1
|
| 25
| Поиск информации в Интернете. П.р. №14
«Поиск информации в Интернете»
| 1
|
| 26
| К.р. №3 «Коммуникационные технологии»
| 1
|
| 27
| Электронная коммерция в Интернете.
| 1
|
| 28
| Разработка Web – сайтов. Структура Web –страницы. П.р. №15 «Разработка Web-сайта»
| 1
|
| 29
| Форматирование текста на Web–странице. П.р. №15 «Разработка Web-сайта»
| 1
|
| 30
| Вставка изображений на Web–страницу. П.р. №15 «Разработка Web-сайта»
| 1
|
| 31
| Гиперссылки на Web–странице. Списки. П.р. №15 «Разработка Web-сайта»
| 1
|
| 32
| Интерактивные формы на Web–странице. П.р. №15 «Разработка Web-сайта»
| 1
|
| 33
| К.р. №4 «Коммуникационные технологии»
| 1
|
| 34
| Итоговое повторение
| 1
|
| |
|
|