|
Программа ПРОГРАММА Труд Первый год обучения I КВАРТАЛ Учить детей обращать внимание на свой внешний вид, воспитывать привычку к аккуратности: своевременно и аккуратно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой, после чего мыть руки; для вытирания лица и рук пользоваться своим полотенцем.
Воспитывать у детей умение культурно вести себя во время еды: правильно держать ложку, есть аккуратно, быть доброжелательными по отношению друг к другу, ко взрослым, здороваться, прощаться, благодарить.
II КВАРТАЛ Учить детей замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых. Снимать и надевать одежду в определенной последовательности.
Перед мытьем рук и умыванием засучивать рукава рубашки или платья, не обливаться водой в процессе мытья, насухо вытирать лицо и руки.
Приучать выходить из-за стола только после окончания еды, благодарить взрослых.
Убирать на место игрушки, книжки, строительный материал.
III КВАРТАЛ Учить детей правильно, в нужной последовательности мыть лицо и руки с мылом; пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком; во время еды пользоваться салфеткой.
Воспитывать у детей готовность оказывать взрослым и друг другу посильную помощь в поддержании порядка групповой комнаты (принести нужную вещь, убрать игрушки, книжки и т.п.).
Включать детей в посильный труд на участке детского сада (собирать в определенное место листья, поливать из лейки цветы, расчищать дорожки от снега, листьев).
Второй год обучения В течение всего года учить детей:
правильно вести себя за столом (самостоятельно и аккуратно есть разнообразную пищу, держать ложку в правой руке, пить из чашки, пользоваться салфеткой), выходить из-за стола только после окончания еды, благодарить взрослых;
снимать и надевать одежду в определенной последовательности, замечать неопрятность в одежде и устранять ее с помощью взрослых, складывать одежду или вешать ее в свой шкафчик;
мыть лицо и руки перед едой, после загрязнения, самостоятельно засучивать рукава, пользоваться индивидуальным полотенцем, насухо вытирать лицо и руки, вешать полотенце на место;
аккуратно и своевременно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки.
Воспитывать у детей желание и готовность помогать взрослым и друг другу, оказывать посильную помощь в соблюдении чистоты и порядка в групповой комнате, на участке (не сорить, не ломать и не разбрасывать игрушки, убирать на место игрушки, книжки, строительный материал).
Приучать детей к посильному труду на участке (собирать в определенное место листья, поливать из лейки цветы, расчищать дорожки от снега, листьев).
Третий год обучения В течение года учить детей:
культурно вести себя за столом (аккуратно и самостоятельно есть, тщательно пережевывать пищу, пользоваться ложкой, держать ее в правой руке, не крошить, своевременно, без напоминания вытирать рот салфеткой), выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых;
самостоятельно умываться, не обливаясь, пользоваться мылом, полоскать рот после еды, чистить зубы на ночь, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, правильно вешать его на место, мыть руки перед едой, после посещения туалета, пользоваться личной расческой;
самостоятельно, в нужной последовательности одеваться и раздеваться, не разбрасывая одежду, аккуратно складывать или вешать ее, самостоятельно находить неполадки в одежде, стараться исправить их самим или с помощью товарища, взрослого.
Продолжать воспитывать у детей стремление соблюдать порядок в групповой комнате, в спальне, на участке, привлекать к выполнению посильных поручений во время уборки.
Доброжелательно и уважительно относиться к окружающим, оказывать друг другу помощь, благодарить за оказанную помощь, уступать место старшим.
Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам. Приучать принимать посильное участие в труде взрослых. Участвовать в уборке групповой комнаты (ухаживать за комнатными растениями, учить протирать листья растений, поливать их).
На третьем году обучения вводятся дежурства по столовой и занятиям. Для этого требуется накрывать на стол, расставлять хлебницы, раскладывать салфетки, раздавать ложки, помогать воспитателю раскладывать материалы к занятиям.
Оказывать воспитателю посильную помощь в починке книг, игрушек.
Приучать к уборке игрового уголка, протирать игрушки влажной тряпкой, расставлять их на полках, стирать кукольную одежду; убирать в определенное место строительный материал, книжки.
Принимать посильное участие в труде взрослых на участке, расчищать дорожки от снега, листьев, посыпать их песком, собирать игрушки после окончания прогулки, поливать растения на грядках, в группе вместе с воспитателем производить посадку зеленого лука, овса (для птиц).
На третьем году обучения вводятся также занятия по ручному труду. Для этого следует учить детей приемам работы с бумагой, картоном, с природным материалом, пользоваться ножницами (уметь разрезать бумагу по намеченной прямой линии: флажки для кукол, салфетки), клеем (наклеивать вырезанные из бумаги формы на тесьму и полоску бумаги: изготовление флажков для елки и других праздников).
Формировать у детей умение изготовлять поделки из коробочек (мебель для кукол), из бумаги путем скручивания и плетения.
Четвертый год обучения В течение года продолжать учить детей:
в установленное время спокойно и быстро ложиться в кровать и вставать по просьбе воспитателя или няни; правильно укрываться одеялом, засыпать на правом боку;
заправлять (с помощью няни) кровать (складывать и стелить одеяло, вешать его на спинку кровати или стула, стряхивать, стелить, расправлять, складывать простыню, класть или ставить на определенное место подушку, вешать в определенное место полотенца для лица и ног); готовясь ко сну, разбирать постель, аккуратно складывать перед сном одежду, ставить обувь около кровати, поправлять дорожки или прикроватный коврик;
правильно и аккуратно вести себя за столом (самостоятельно есть пищу с закрытым ртом, тщательно пережевывая, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой; по окончании еды тихо выходить из-за стола, благодарить взрослых;
следить за чистотой своего тела и одежды; мыть лицо и руки с мылом по мере загрязнения, перед едой, после сна и туалета (уметь открывать и закрывать водопроводный кран, регулируя напор воды по слухо-зрительному восприятию); чистить зубы на ночь, полоскать рот после еды; пользоваться индивидуальными полотенцем, расческой, носовым платком;
при кашле, чихании отворачиваться и закрывать рот платком;
самостоятельно раздеваться и одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки; беречь одежду и обувь, чистить одежду щеткой; совершенствовать у детей навыки культурного поведения: спокойно и доброжелательно относиться к товарищам, не вмешиваться в разговор взрослых, не перебивать говорящего, благодарить за услугу, уступать место взрослому.
Формировать у детей навыки элементарной трудовой деятельности:
совершенствовать навыки дежурства: по столовой (уметь правильно сервировать стол, знать, какую посуду ставить на стол к завтраку, обеду, полднику, ужину, выставить таблички с меню для обозрения), по занятиям (разложить требуемый для занятия материал, собрать его и привести в порядок после окончания занятия), по уголку природы (ухаживать за рыбками, птичками, растениями);
поддерживать порядок в игровом уголке (убирать на место игрушки, мыть их, стирать и гладить одежду кукол, производить посильный ремонт игрушек, атрибутов, книжек, протирать строительный материал, убирать его на место);
вместе с няней принимать посильное участие в уборке групповой комнаты, спальни (пылесосить коврики, дорожки, протирать влажной тряпкой стулья, столы, обивки кроватей, подоконники, помогать развешивать полотенца, салфетки, принимать участие в машинной стирке полотенец, салфеток, скатертей);
воспитывать желание и умение трудиться на участке (строить горку, заливать ее водой, подметать дорожки на участке, насыпать песок в различные емкости не рассыпая, производить на участке посадку лука, редиса, участвовать в поливке, прополке овощей и сборе урожая);
воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и к производимым ими продуктам и вещам.
На занятиях продолжать формировать у детей навыки ручного труда:
с бумагой (изготовление флажков разной формы, подставок, закладок, плетение ковриков), с картоном, ватой, текстилем (подарки, елочные украшения, атрибуты для игр), с природным материалом (изготовление фигурок сказочных персонажей, человечков, животных);
с ножницами, клеем, пластилином (изготовление флажков разной формы, вырезывание и склеивание салфеток, снежинок);
с иглой и ниткой (знакомство с приемами пользования ими, сшивание книжек из детских рисунков, починка книжек, пришивание пуговиц, изготовление атрибутов для игр).
В процессе занятий по ручному труду формировать у детей умение распределять предстоящую работу по этапам, подбирать необходимый материал, и орудия труда.
Использовать поделки, изготовленные на занятиях по ручному труду, в игре, на других занятиях, как подарки взрослым и детям к праздникам, дням рождения.
Пятый год обучения В течение года продолжать вырабатывать у детей:
навыки самообслуживания (чисто, быстро и своевременно умываться, насухо вытираться, полоскать рот после еды, чистить зубы на ночь, пользоваться индивидуальным полотенцем и носовым платком);
навыки культурного поведения за столом (есть аккуратно, не спеша, тщательно пережевывая пищу, правильно пользоваться столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом, не крошить пищу, своевременно пользоваться салфеткой);
умения замечать непорядок в одежде своей и товарищей, самостоятельно исправить его (пришить пуговицу, вешалку), чистить одежду, одеваться и раздеваться, мыть водой комнатной температуры резиновую обувь, чистить обувь гуталином, стирать ленты, воротнички, носки, гладить носовые платки, укладывать одежду в ящик (в сумку, в чемодан), на стул, вешать в шкаф.
Формировать желание и умение поддерживать порядок к чистоту в групповой комнате; продолжать знакомить детей с бытовыми техническими средствами и их применением (работа с пылесосом, стиральной машиной, электроутюгом); учить вытирать пыль с мебели, подоконников, мыть игрушки, стирать и гладить одежду кукол.
Развивать и совершенствовать умение выполнять отдельные трудовые поручения: дежурства по столовой, по уголку природы (срезать засохшие листья с растений; правильно сервировать стол, помогать няне в уборке и мытье посуды), по занятиям (своевременно и правильно, в нужной последовательности раскладывать дидактические пособия и материалы, после окончания занятий собрать их, привести, в порядок и разложить по местам).
Продолжать развивать навыки работы на участке, в огороде (осенью участвовать в сборе семян, уборке урожая; весной вторично перекалывать землю, сеять семена цветов и овощей, поливать посевы, наблюдать за всходами; летом собирать сорняки, рыхлить землю, поливать растения); зимой кормить птиц; учить правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.
Продолжать воспитывать у детей интерес к труду взрослых, уважительное отношение к продуктам трудовой деятельности, стремление трудиться на общую пользу.
Учить помогать воспитателю в починке дидактических пособий (подклеить картинки, таблички, лото).
Приучать детей к более сложным формам трудовой деятельности, учить определять последовательность работы, распределять между собой обязанности, определять инструменты, материал, бережно к ним относиться.
Развивать у детей навыки работы с бумагой (склеивание бумаги, вырезывание отдельных геометрических форм, салфеток, снежинок), с картоном, текстилем (домики для кукол, простейшие кормушки для птиц, закладки, сумочки к празднику, елочные украшения).
Поделки детей должны иметь практическое применение в игре, на занятиях, в повседневной жизни.
|
|
|