|
Программа учебного курса по экономике в 8 классе. Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по экономике в 8 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, которые включают в себя как необходимое представление о современных экономических системах, основах хозяйственной деятельности, так и умения учащихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.
Овладение основами экономических знаний даст ученикам возможность понять:
Роль, которую играют в рыночной экономической системе ее субъекты;
Место государства в экономике, причины и пределы эффективности его участия в экономической жизни;
Механизмы рыночной экономики, ее макроэкономические индикаторы, значения сбережений и инвестиций, налоговую систему;
Причины возникновения безработицы, ее виды, связь с инфляцией, с проблемами экономического роста;
Сущность и механизмы функционирования денежной системы, роль Центрального банка, коммерческий банков, финансовых рынков;
Движущие силы и основные закономерности экономического роста;
Основные проблемы мировой экономики, международная торговля и система платежей, протекционизма и либерализма, интеграции экономических связей.
Полученные экономические знания важны для учащихся не только как информация. Они дают основу для понимания роли и прав человека в обществе, формируют рациональные экономические ценности, способствуют выработке рационального экономического поведения в обществе.
В процессе обучения учащийся должен понять, что экономические знания помогают решать проблему цели сообразного выбора, который в течении жизни человек делает постоянно – в своих собственных интересах, в интересах своей семьи, сообщества.
Экономическое поведение неотделимо от поведения человека в целом, оно зависит от норм, традиций и обычаев общества.
Вместе с тем, являясь проекцией поведения на экономическую плоскость, оно имеет и самостоятельное значение и самостоятельно составляющую его формирования. Поэтому в процессе преподавания экономики важно опираться на знания учащихся в области общественных дисциплин, их собственный опыт, в максимальной степени использовать индуктивный метод обучения, предваряя знакомство с экономическими понятиями как можно большим числом ярких жизненных ситуаций, примеров и фактов.
В качестве текущего контроля знаний по экономике могут быть рекомендованы традиционные для всех предметных областей способы:
Теоретические, практические, проблемные вопросы:
Решение задач и выполнение упражнений;
Домашние творческие задания;
Экономические тесты, кроссворды;
Деловые игры.
Рабочая программа основана на использовании УМК НИРО кафедры экономического образования 2008г., на основе государственного стандарта начального, общего, основного общего и среднего полного общего образования приказ министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №10898.
Программа: Областная программа экономического образования школьников НИРО; составители: И.А. Симонов, Р.С.Лукьянова, Н.М Левина. Учебник: Рабочая тетрадь по экономике 8 класс. 2012г
Согласно базисному плану выделяется 1 час. Расхождения с планом нет.
Цели и задачи. Данный курс имеет целью формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам, акцентировать внимание на практическом значении изучаемых научных понятий, развить у учащихся экономический образ мышления, освоение на системном уровне знаний об экономической деятельности людей, формирование опыта применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений.
Для того чтобы добиться результатов, нужно поставить и успешно решить в процессе обучения следующие задачи:
-освоение основных понятий, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в экономической жизни;
-воспитание ответственности за экономические решения;
-использование различных источников информации;
-применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем;
-развитие потребности в получении экономических знаний. Требования к уровню подготовки учащихся.
Понятия
| Умения
| Тема 1. Что изучает экономика?
| Экономика: наука и хозяйство. Микро- и макроэкономика. Отраслевая и региональная экономика. Потребности и их относительная безграничность. Классификация потребностей по Маслоу. Ресурсы и их ограниченность. Экономические и неэкономические блага. Проблема выбора. Альтернативная стоимость.
| Понимать взаимосвязь экономической теории и практики. Различать микро- и макроэкономические проблемы. Приводить примеры потребностей, экономических и неэкономических благ. Приводить примеры рационального и нерационального хозяйствования. Использовать знание альтернативной стоимости при принятии эффективных решений.
| Тема 2. Типы экономических систем.
| Главные вопросы экономики. Понятие экономической системы.
Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. Сравнительная характеристика экономических систем.
Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики. Российская экономика на современном этапе.
| Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем. Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике. Выделять особенности современной российской экономики.
Понимать трудности перехода командной экономики к рыночной.
| Тема 3. Факторы производства.
| Классификация факторов пр-ва. Доходы на факторы пр-ва: зарплата, рента, процент, прибыль. Понятие предпринимательского дохода.
| Классифицировать факторы пр-ва и соотносить с доходами на факторы пр-ва. Объяснять особенности и взаимосвязь различных факторов производства.
| Тема 4. Производительность факторов производства.
| Понятие производительности. Показатели производительности факторов производства: производительность труда, капитал, отдача, урожайность. Роль производительности. Факторы, влияющие на производительность: НТП, разделение труда, специализация, качество трудовых ресурсов, технологии, организация труда и управления.
| Объяснять роль роста производительности в увеличении богатства общества и благосостояния людей.
Решать типовые задачи на расчет производительности труда.
| Тема 5. Спрос.
| Спрос. Величина спроса. Факторы спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Шкала, функция, график спроса. Изменение спроса и величины спроса.
| Различать спрос и величину спроса. Выделять факторы изменения спроса и величины спроса. Строить график спроса по шкале и по уравнению функции. Различать изменение спроса и величины спроса. Анализировать влияние неценовых факторов.
| Тема 6. Предложение.
| Предложение. Величина предложения. Факторы предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Шкала, функция, график предложения. Изменение предложения и величины предложения
| Различать предложение и величину предложения. Выделять факторы изменения предложения и величины предложения. Строить график предложения по шкале и по уравнению функции. Различать изменение предложения и величины предложения. Анализировать влияние неценовых факторов.
| Тема 7. Взаимодействие спроса и предложения.
| Рыночное равновесие и условия его существования. Равновесное количество и равновесная цена. Отклонения от цены равновесия и их последствия: избыточный спрос и избыточное предложение. Рынок покупателя и рынок продавца. Изменение условий равновесия под воздействием неценовых факторов спроса и предложения. Рыночный механизм.
| Знать уравнение равновесия. Анализировать последствия отклонения от равновесия. Аналитически определять равновесную цену, равновесное количество, избыточный спрос, избыточное предложение и показывать на графике. Определять характер изменения условий равновесия под воздействием неценовых факторов. Решать типовые задачи на расчет условий равновесия, определение избыточного спроса иизбыточного предложения.
| Тема 8. Производитель.
| Собственность, ее сущность и место в экономической системе.
Экономические формы собственности: частная и общественная.
Суверенитет производителя и частная собственность. Отрасль, фирма, предприятие. Производственный цикл. Основной и оборотный капитал. Понятие и роль амортизации.
| Приводить примеры различных форм собственности. Различать субъект и объект собственности. Видеть взаимосвязь суверенитета производителя и частной собственности. Приводить примеры отраслей. Определять длительность производственного цикла и его этапы. Приводить примеры основного и оборотного капитала. Решать типовые задачи по использованию основного и оборотного капитала, на расчет амортизационных отчислений.
| Тема 9. Фирма и конкуренция.
| Конкуренция и структура рынка. Совершенная и несовершенная '
конкуренция (монополистическая, олигополия, монополия). Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Постоянные, переменные, общие, средние, предельные, явные, неявные, экономические и бухгалтерские издержки. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Ценообразование.
| Различать рынки по степени конкуренции, приводить примеры. Определять переменные, общие, средние, предельные издержки. Строить графики издержек производства. Различать явные, неявные, экономические, бухгалтерские издержки; экономическую и бухгалтерскую прибыль. Решать типовые задачи на расчет издержек и прибыли.
| |
|
|