|
Урока по информатике в 8 классе "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации". подготовила учитель информатики и математики Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Большеокуловская средняя общеобразовательная школа
Навашинского района Нижегородской области
Конспект урока по информатике в 8 классе
"Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации". подготовила
учитель информатики и математики
Нурибекова Ирина Александровна
Большое Окулово 2013
Урок информатики в 8 классе по теме: "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации".
Цель:
Сформировать у учащихся понимание алфавитного подхода к измерению информации.
научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения
Задачи:
- обучающие – дать понятие количества информации, познакомить с алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить с единицами измерения информации, научить вычислять информационный объем сообщения
развивающие – развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы; развивать образное, критическое мышление
Тип урока: Комбинированный. Урок получения и закрепления новых знаний с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
План урока:
Организационный момент – 1 мин
Актуализация опорных знаний – 5 мин
Изучение нового материала – 15 мин
Первичное закрепление 6 мин
Контроль изученного – 14 мин
Домашнее задание – 2 мин
Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия – 2 мин
Ход урока:
1. Добрый день, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке информатики. Тема нашего урока «Единицы измерения информации. Алфавитный подход к измерению информации». Запишите ее в тетрадь. Итак, начнем урок с проверки домашнего задания.
2. Актуализация знаний
Вопросы к классу:
Что понимают под информацией?
Какие виды представления информации в компьютере вы знаете?
Что такое код и кодирование информации?
Что такое алфавит языка?
Что такое мощность алфавита?
Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
3. Изучение нового материала.
Как же оценить количество получаемой информации?
Мотивация учащихся. Демонстрация видеофрагмента.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/%5BINF_026%5D_%5BAM_12%5D.swf
Вокруг нас везде и всюду происходят информационные обмены. Информацией обмениваются между собой люди, животные, технические устройства, органы человека или животного и т.д. во всех этих случаях передача информации происходит в виде последовательностей различных сигналов. В вычислительной технике такие сигналы кодируют определенные смысловые символы, т.е. такие сигналы кодируют последовательности знаков — букв, цифр, кодов цвета точек и т.д. С этой точки зрения рассматривается другой подход к измерению информации - алфавитный.
Просмотр видеофрагмента. Запись основных понятий в тетрадь.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. Проще всего разобраться в этом на примере текста, написанного на каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык. Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.
Алфавит - множество символов, используемых при записи текста.
Мощность (размер) алфавита - полное количество символов в алфавите.
Будем обозначать эту величину буквой N.
i - количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).
К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.
Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на i. При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.
Таким образом, алфавитный подход к измерению информации можно изобразить в виде таблицы. На экране демонстрируется плакат – презентация.
https://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?interface=themcol&class=50&subject=19
При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.
Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией.
4.Первичное закрепление.
Задача 1
Сообщение, записанное буквами из 32-х символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несёт?
| Решение
N=32 I=K∙I 2i = N, 2i=32, 2i = 25, i=5
К=30 I= 30*5=150 бит
I-?
Ответ: 150 бит
| Задача 2
Книга, набранная с помощью компьютера содержит 150 страниц; на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?
| Мощность компьютерного алфавита равна 256. Один символ несет 1 байт информации. Значит, страница содержит 40*60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах):
2 400*150=360 000 байт; 360 000/1024=351,5625Кб; 351,5625/1024=0,34332275Мб
| Задача 3
Выразите:
3Кб в байтах и битах
| (3*1024байт = 3072байт*8 = 24576 бит)
| Самоконтроль по теме
Учащиеся выполняют тест на ПК, задают вопросы учителю по выполнению данного теста.
https://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
Домашнее задание
https://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/
(Выполненные задания учащиеся присылают на e-mail учителя).
Домашнее задание
Тема: Измерение информации
1. Алфавит племени Мульти состоит из 32 букв. Какое количество информации несёт одна буква этого алфавита?
|
| 2. Сообщение, записанное буквами из 16-символьного алфавита, содержит 50 символов. Какой объём информации оно несёт?
|
| 3. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-ти символьного алфавита, если его объём составил 1/16 часть Мегабайта?
|
| 4. Сколько килобайтов составит сообщение из 384 символов 16-ти символьного алфавита?
|
| 5. Два сообщения содержат одинаковое количество символов. Количество информации в первом тексте в 1,5 раза больше, чем во втором. Сколько символов содержат алфавиты, с помощью которых записаны сообщения, если известно, что число символов в каждом алфавите не превышает 10 и на каждый символ приходится целое число битов?
|
|
Подведение итогов.
Таким образом:
Наиболее объективным методом измерения информации является алфавитный подход.
Информативность сообщения зависит от мощности используемого алфавита
При измерении информации рассматриваются объекты окружающего мира, описанные языковыми средствами.
Учитель подводит итоги урока совместно с учащимися, выставляет оценки.
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/%5BINF_026%5D_%5BAM_12%5D.swf
2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf
3.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/?interface=themcol&class=50&subject=19
4.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/?sort=order&interface=themcol&class=50&subject=19&rubric_id[]=75344&rubric_id[]=75298
5.https://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/ |
|
|