|
Протокол №1 от «24» августа 2012 г. Руководитель методобъединения И. М. Мамеева-Шварцман «Согласовано»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла
Протокол № 1 от «24» августа 2012 г.
Руководитель методобъединения
____________ И.М. Мамеева-Шварцман
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________ Л.Е. Лямцева «28» августа 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Шеломовская СОШ» ___________________ Т.И. Гурова «31» августа 2012 г.
|
Рабочая программа по предмету
«Математика»
для 9 класса
Составитель:
учитель математики
Муратов Алексей Анатольевич
|
2012-2013 учебный год
| Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена в соответствии со стандартом общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования» от 05.03.2004 года №1089), с авторской программой для общеобразовательных учреждений Г.В. Дорофеева, С.Б. Суворовой и др. «Программы по алгебре» - Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009, с авторской программой Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. «Программа по геометрии» - Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009. Всего часов 170
Количество часов в неделю 5 (из них 3 ч – алгебра и начала анализа, 2 ч - геометрия)
Количество учебных недель 34
Количество плановых контрольных работ/зачётов 5/5 (из них 0/5 - по алгебре, 4/0 - по геометрии, 1/0 - итоговая) Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Цели Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи учебного предмета
Развитие алгоритмического мышления
Овладение навыками дедуктивных рассуждений
Получение конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры
Формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах
Понимание роли статистики как источника социально значимой информации
Приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений
Формирование языка описания объектов окружающего мира
Развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры
Эстетическое воспитание учащихся
Развитие логического мышления
Формирование понятия доказательства
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов
решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач
ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики, свободный переход с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства
проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование
поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач
как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания
примеры статистических закономерностей и выводов
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации
Основное содержание авторских программ полностью нашло отражение в данной рабочей программе, которая дает распределение учебных часов по разделам. Содержание обучения (170 ч)
Алгебра (102 ч)
| №
главы
| Тема
| Кол-во часов
| №
зачёта
| Основная цель
|
| Неравенства
| 19
| 1
| Познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач; выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы
|
| Квадратичная функция
| 20
| 2
| Познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику её свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств
|
| Уравнения и системы уравнений
| 25
| 3-4
| Систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приёмами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной
|
| Арифметическая и геометрическая прогрессии
| 17
| 5
| Расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты
|
| Статистические исследования
| 6
|
| Сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов
| 1-5
| Повторение
| 15
| Контрольная работа № 5 «Итоговая»
|
|
Геометрия (68 ч)
| № главы
| Тема
| Кол-во часов
| №
контр.работы
| Основная цель
|
| Векторы
| 8
|
| Научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач
|
| Метод координат
| 10
| 1
|
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 11
| 2
| Развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач
|
| Длина окружности и площадь круга
| 12
| 3
| Расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления
|
| Движения
| 8
| 4
| Познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений
|
| Начальные сведения из стереометрии
| 8
|
| Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел
|
| Об аксиомах планиметрии
| 2
|
| Дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе
| IX-XIV
| Повторение. Решение задач
| 9
| Контрольная работа № 5 «Итоговая»
|
|
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о системе оценок. Осуществляется текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных работ, решения задач, выполнения тестов. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы/зачёта. Контрольные работы/зачёты
№
| № в
программе
| № авторский
| Тип
| Тема
| 1
| 1
| 1
| зачёт
| Неравенства
| 2
| 1
| 1
| контрольная работа
| Метод координат
| 3
| 2
| 2
| зачёт
| Квадратичная функция
| 4
| 2
| 2
| контрольная работа
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
| 5
| 3
| 3
| зачёт
| Рациональные выражения. Уравнения
| 6
| 3
| 3
| контрольная работа
| Длина окружности и площадь круга
| 7
| 4
| 4
| зачёт
| Системы уравнений
| 8
| 4
| 4
| контрольная работа
| Движения
| 9
| 5
| 5
| зачёт
| Арифметическая и геометрическая прогрессии
| 10
| 5
|
| контрольная работа
| Итоговая
|
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
Алгебра 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. – Дрофа, 2010
Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. –
М.: Просвещение, 2010
Геометрия. Рабочая тетрадь 9 класса общеобразовательных утверждений./Л.С. Атанасян и др.- М.: Просвещение, 2012
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО (В помощь школьному учителю)
Математика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (https://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты (для подготовки к ГИА)
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
-
В столбце «Тип урока»
| ОНМ – ознакомление с новым материалом
ПЗУ – применение знаний и умений
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
К – комбинированный урок
| В столбце «Вид контроля»
| Т – тест
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
СР – самостоятельная работа
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ИО – индивидуальный опрос
ТО – тестовый опрос
З - зачёт
| В столбце «Средства обучения»
| ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
ДМ – дидактический материал
НП – наглядные пособия
ОК – опорный конспект
РМ – раздаточный материал
РТ – рабочая тетрадь
| В столбце «Метод обучения»
| ИР – информационно-развивающий
ПП – проблемно-поисковый
ТР – творчески-репродуктивный
Р - репродуктивный
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Спец.
| Тема урока
| Уч.матер.
дом.зад.
| Средства обучения
| Метод обучения
| Требования к базовому уровню подготовки
| Тип урока
| Вид контроля
| Дата
| Глава 1. Неравенства – 19 ч
|
| а
| Множества чисел
| 1.1.
| ДМ
| ПП
| Знать: числовые множества, какие числа называют действительными и как они расположены на координатной прямой
Уметь: различать основные числовые множества, устанавливать соответствие между точками на координатной прямой и действительными числами
Знать: общие свойства неравенств
Уметь: применять свойства неравенств при выполнении практических заданий
Знать: определение и общий вид линейного неравенства, как объяснять и решать неравенства, как решать задачи с неравенствами
Уметь: отличать линейное неравенство от других видов неравенств, решать линейные неравенства, решать задачи с неравенствами
Знать: основные числовые промежутки (отрезок, интервал, полуинтервалы, лучи), смысл понятия и вид двойного неравенства, как решать системы линейных неравенств и задачи
Уметь: различать числовые промежутки, решать системы линейных неравенств и задачи с линейными неравенствами и их системами
Знать: доказательства основных свойств неравенств, как сравнивать выражения и доказывать верность/неверность неравенств
Уметь: доказывать свойства неравенств, сравнивать выражения и проводить доказательство верности/неверности неравенств
Знать: доказательств свойств неравенств, определение и способ нахождения относительной точности приближения
Уметь: выполнять доказательство свойств неравенств и находить относительную точность приближения; применять полученные знания при выполнении заданий по теме «Неравенства»
| К
| УО
|
|
| а
| Действительные числа
| 1.1.
| ОНМ
| ФО
|
|
| а
| Действительные числа на координатной прямой
| 1.1.
| К
| РК
|
|
| а
| Общие свойства неравенств
| 1.2.
| РМ
| ПП
| ОНМ
| ТО
|
|
| а
| Практическое применение общих свойств неравенств
| 1.2.
| ТР
| ПЗУ
| ВП
|
|
| а
| Линейные неравенства
| 1.3.
| ЧИИ, РТ
| ИР
| ОНМ
| ФО
|
|
| а
| Объяснение неравенств
| 1.3.
| ПП
| К
| ФО
|
|
| а
| Решение линейных неравенств
| 1.3.
| ТР
| ЗИ
| Т
|
|
| а
| Решение задач с неравенствами
| 1.3.
| ПЗУ
| РК
|
|
| а
| Проверочная работа «Решение линейных неравенств»
| 1.3.
| Р
| ПКЗУ
| ПР
|
|
| а
| Числовые промежутки
| 1.4.
| ДМ
ЧИИ
| ПП
| К
| У
|
|
| а
| Решение систем линейных неравенств
| 1.4.
| Р, ТР
| К
| ФО
|
|
| а
| Решение двойных неравенств и задач
| 1.4.
| К
| ФО
|
|
| а
| Доказательство свойств неравенств
| 1.5.
| ПП, ИР
| ОНМ
| УО
|
|
| а
| Сравнение выражений
| 1.5.
| ПП
| К
| У
|
|
| а
| Доказательство свойств неравенств
| 1.5.
| ИР, ПП
| ОНМ
| ТО
|
|
| а
| Относительная точность приближения
| 1.6.
|
|
|
|
|
| а
| Нахождение относительной точности приближения
| 1.6.
| ИР, ТР
| К
| ФО
|
|
| а
| Зачёт №1 «Неравенства»
| Глава 1
| Р, ТР
| ПКЗУ
| З
|
| |
|
|