|
Пояснительная записка Пояснительная записка.
Материал, связанный с неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объясняется тем, что неравенства широко используются в различных разделах математики, в решении важных прикладных задач.
Неравенства сами по себе представляют интерес для изучения, так как именно с их помощью на символическом языке записываются важнейшие задачи познания реальной действительности. Как в самой математики, так и в ее приложениях с неравенствами приходится сталкиваться не менее часто, чем с уравнениями.
Неравенства являются наиболее компактным, легко обозреваемым и доступным для учащихся материалом, на котором отрабатываются сложнейшие математические методы.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
Освоить общие приемы решения неравенств, а также общие приемы решения систем.
Овладеть техникой решения неравенств, содержащих корни, степени, логарифмы.
Овладеть методом интервалов для решения неравенств.
Научить применять свойства функций.
Система заданий ЕГЭ всегда содержит неравенства в прямом или косвенном виде.
Тема. Решение логарифмических и показательных неравенств.
Цель: добиться более глубокого усвоения знаний, высокого уровня обобщения и систематизации.
Задачи.
Образовательная: -выявить качество и уровень усвоения ЗУ, полученными на предыдущих уроках по данной теме; обобщить материал как систему знаний.
Воспитательная: воспитывать общую культуру, создать условия для реальной самооценки учащихся.
Развивающая: развивать умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес.
Тип. Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Учебник: С. М. Никольский. Алгебра и начало математического анализа. Базовый.
Форма: повторительно-обобщающий урок.
Методы: словесный, исследовательский.
Средства: доска, ИД, проектор.
Приемы: классификация.
Формы деятельности: групповая.
Ход урока.
Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
- Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения неравенств показательных, логарифмических и комбинированных.
III. Проверка домашнего задания.
- Дома вам было предложено решить неравенства, применяя наиболее рациональные методы, в том числе: метод интервалов, использование областей определения функции, использование неотрицательности функций, использование ограниченности функций.
Кроме этого вы должны были подготовить по группам теоретическую справку о методах решения неравенств и привести примеры решения неравенств.
1 группа. Метод равносильных преобразований (презентация)
Решение. Пролагорифмируем обе части по основанию 2.
(4 – log2x)( log2x)<- 4 + log2x
Пусть log2x=t, где х >0, тогда (4 – t)t<-4+t (t – 4)(t + 1) >0 4 Cделав обратную замену получим (0;0,5)(16;)
Ответ: (0;0,5)(16;)
2 группа. Метод интервалов (презентация)
Решение. Ограничения
x>0, x x>0, x
х > 1
(х – 1)2(х – 2)< 0
x > 1
x < 1 1< x < 2
1< x < 2
Ответ: (; 1)(1;2).
3 группа. Использование ограниченности функций (презентация)
lg (х2 +2х + 2) +5 4 – 2х – х2
Решение. Обе части неравенства определены для х. Преобразуем обе части неравенства lg (х2 +2х + 2) = lg ((х2 +2х + 1) + 1) = lg((х + 1)2 + 1), тогда lg((х + 1)2 + 1)
4 – 2х – х2 = - (х2 + 2х + 1) +5 = 5 – (х + 1)2
Следовательно, lg (х2 +2х + 2) +5=5
4 – 2х – х2 = 5
lg (х2 +2х + 2) = 1
(х + 1)2 = 0
х2 +2х + 2 = 1
х = - 1
(х + 1)2 = 0
х = - 1
х = - 1
Ответ: – 1.
4 группа. Использование неотрицательности функций (презентация)
Решение. (3х)2 – 2 · 3х ·2х + 2(2х)2 – 2 · 2х +1> 0
(3х – 2х)2 + (2х – 1) > 0
Каждая из функций f1(х) = (3х – 2х)2 и f2(х) = (2х – 1) неотрицательна для любого х? Поэтому это неравенство равносильно системе
3х – 2х =0 3х = 2х
2х – 1 = 0 2х = 1 х=0
Ответ: 0.
Повторение.
- Сейчас вам будет предложено четыре неравенства, вы в группах должны будете обсудить методы их решения, решить и защитить свое решение.
1.
Решение. Данное неравенство можно назвать комбинированным. Преобразуем показатели степеней.
Рассмотрим (bn): 1; - ; ; ; …. q = (бесконечно убывающая геометрическая прогрессия)
;
Получим: =
2) 3х2 +5х – 2 < 0 - 2< x <
Ответ: (-2;)
2. + 3
Решение. Найдем область существования функций.
По определению арифметического квадратного корня , поэтому достаточно найти решение системы:
16 – х2
х2 – 16
х2
х2
х
х
х= - 4
х = 4
Проверка:
х = - 4, 50 + 3
4 – верно
х = 4, 50 + 3
4 - верно
Ответ: - 4; 4.
3. + lg2(х2 – 4х +1)
Решение: f1(х) = , f1(х) на D (f1)
f2(x) = lg2(х2 – 4х +1), f2(x) на D (f2)
Поэтому
lg2(х2 – 4х +1) = 0
х2 – 7х + 12 = 0
х2 – 4х +1 = 1
х = 3
х = 4
х = 0
х = 4 х = 4
Ответ: 4.
2х + 2-х = 2 .
Решение. Обе части уравнения определены для всех х .
2х + 2-х
2
2х + 2-х = 2
2
Единственное решение первого уравнения х = 0 удовлетворяет и второму уравнению системы. Значит, неравенство имеет единственное решение при х = 0.
Ответ: 0.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Какие существуют методы решения логарифмических и показательных неравенств?
VI. Домашнее задание.
Решить неравенства:
а) 25х – 5 · 10х + 29 · - 4 ·
б) log4х +1 7+ log9х7
в);
г) (4х2 + 2х +1. |
|
|