Главная страница

«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»



Скачать 77.26 Kb.
Название«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Дата02.07.2016
Размер77.26 Kb.
ТипДокументы

Консультация на тему:
«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Приказ МО и науки РФ №655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включая детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

Развитие игровой деятельности детей;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу

Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространённых в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал.

Гендерная культура предполагает:

Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.

Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек.

Формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

Актуальность проблемы

В настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый)

Причины:

  • Большой процент разводов в обществе;

  • Преобладание неполных семей;

  • Главенствующая роль матери в семье;

  • Пассивное участие мужчин в воспитании детей;

  • Отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек;

  • Программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;

  • Низкий процент мужчин-педагогов;

  • Преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;

  • Построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.

Этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

Этапы работы

Дети

Педагоги

Родители

1. Диагности-ческий

Интервьюирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

Анкетирование 
Цель: определение уровня знаний в области гендера

Анкетирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера

2. Формирующий

На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия;индивидуальные беседы.

Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум

Общее установочноесобрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов, устный журнал с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации

3. Заключи-тельный

Интервьюирование

 Анкетирование

 Анкетирование

Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

Модель образовательного пространства по полоролевому воспитанию дошкольников.

Знакомство воспитателей с теоритическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями воспитания и обучения → Теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами.

Пропаганда педагогических знаний для родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе → Консультативный материал для родителей.

Построение развивающей среды → Организация предметно-развивающей среды.

Построение модели педагогического процесса → Практический материал по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с учётом особенностей пола.

Создание предметно-развивающей среды

Схемы – действий - (Все возрастные группы)

Макет русской избы - (Все возрастные группы)

Мини-среда мужского и женского труда - (Все возрастные группы)

Гостиная – мини-среда этикета - (Все возрастные группы)

«Домашний очаг», уголок красоты - минипространство девочек - (Все возрастные группы)

«Мужской мир» - уголок мальчиков - (Все возрастные группы)

Уголок мужской доблести, уголок мужских и женских профессий – (старший дошкольный возраст).

Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:

· организованная образовательная деятельность (групповая, индивидуальная);

· этические беседы:

· игры:

· момент общения с детьми;

· прогулка, экскурсия.

· самостоятельная работа детей;

· решение моральных ситуаций и т.д.

Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.

Младший дошкольный возраст.

Темы:

«Семья» – приём гостей, день рождения куклы, кукла заболела- вызов скорой помощи, семья переезжает в новую квартиру – новоселье, поездка в автобусе, непредвиденная дорожная ситуация.

«Магазин» - магазин открывается, купим одежду кукле.

«Автомастерская» – перерыв на обед.

«Парикмахерская» – новые причёски, причешем куклу.

Непосредственно образовательная деятельность   (средний дошкольный возраст)

Система состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Раздел 1Мужчина и женщина, — какие они?

Цикл мероприятий данного раздела позволяет:

сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;

Рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).

Раздел 2. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.

Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.

Специальные занятия-тренинги   (старший дошкольный возраст)

Задачи: формирование у детей позитивной полоролевой идентичности.

1-ый блок: «Кто я: мальчик, девочка?» Задача: развитие представлений о своём поле и формирование позитивного принятия своего пола.

2-ой блок: «Какой я мальчик? Какая я девочка?». Задача: формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.

3-ий блок: «Мужчина и женщина в семье и обществе» Задача: развитие у детей представлений о социальных функциях и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.

4-ый блок: «Я сегодня и в будущем». Задача: обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование положительного к ним отношения и развитие потребности вести себя адекватно социально принятым полоролевым функциям.

Игры и упражнения на прогулке и в повседневной жизни.

Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки (мальчика), «Где чьи инструменты?», «Подбери головной убор», «Что лишнее», «Одень куклу Машу», «Женская и мужская работа» и другие.

Упражнения: «Волшебная ромашка», «Листочек», «Снежный ком из ласковых имён», «Комплименты» и др.

Игры: настольно-печатные (лото, пазлы), подвижные.

Специальные игры: «Кто я?», «Принц и принцесса», «Моё имя», «Мне в тебе нравится…» и др.     Проблемные ситуации (старший дошкольный возраст).

Формы работы с родителями

Презентация ДОУ.

Анкетирование.

Родительские собрания.

On-line консультации и рассылка для родителей.

Открытые занятия для родителей.

Педагогические беседы.

Мастер-класс.

Информационные уголки.

Выполнение заданий совместно с детьми.

Совместные досуги и развлечения.

 

Литература:

  1. Т. Доронова «Девочки мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» Моска, Линка-пресс 2009г.

  2. Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» ТЦ «Сфера», Москва 2012г.

  3. А.М. Щетинина, О.И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» ТЦ «Сфера», Москва 2010г.

  4. М.А. Панфилова «Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье» Москва 2009г., ГОУ д/с 557

  5. «Основы мужественности и женственности для дошкольников» А.В.Абдарашитова Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», февраль 2010г.