|
«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Приказ МО и науки РФ №655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включая детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
Развитие игровой деятельности детей;
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу
Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространённых в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал.
Гендерная культура предполагает:
Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.
Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек.
Формирование представлений о мужском и женском достоинстве.
Актуальность проблемы
В настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где слабый)
Причины:
Большой процент разводов в обществе;
Преобладание неполных семей;
Главенствующая роль матери в семье;
Пассивное участие мужчин в воспитании детей;
Отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек;
Программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
Низкий процент мужчин-педагогов;
Преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
Построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.
Этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:
Этапы работы
| Дети
| Педагоги
| Родители
| 1. Диагности-ческий
| Интервьюирование Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера
| Анкетирование Цель: определение уровня знаний в области гендера
| Анкетирование Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера
| 2. Формирующий
| На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия;индивидуальные беседы.
| Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум
| Общее установочноесобрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов, устный журнал с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации
| 3. Заключи-тельный
| Интервьюирование
| Анкетирование
| Анкетирование
| Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.
| Модель образовательного пространства по полоролевому воспитанию дошкольников.
Знакомство воспитателей с теоритическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями воспитания и обучения → Теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами.
Пропаганда педагогических знаний для родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе → Консультативный материал для родителей.
Построение развивающей среды → Организация предметно-развивающей среды.
Построение модели педагогического процесса → Практический материал по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с учётом особенностей пола.
Создание предметно-развивающей среды
Схемы – действий - (Все возрастные группы)
Макет русской избы - (Все возрастные группы)
Мини-среда мужского и женского труда - (Все возрастные группы)
Гостиная – мини-среда этикета - (Все возрастные группы)
«Домашний очаг», уголок красоты - минипространство девочек - (Все возрастные группы)
«Мужской мир» - уголок мальчиков - (Все возрастные группы)
Уголок мужской доблести, уголок мужских и женских профессий – (старший дошкольный возраст).
Работу с детьми рекомендуется осуществлять комплексно, используя все жизненные ситуации и специально подготовленные. Это могут быть:
· организованная образовательная деятельность (групповая, индивидуальная);
· этические беседы:
· игры:
· момент общения с детьми;
· прогулка, экскурсия.
· самостоятельная работа детей;
· решение моральных ситуаций и т.д.
Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.
Младший дошкольный возраст.
Темы:
«Семья» – приём гостей, день рождения куклы, кукла заболела- вызов скорой помощи, семья переезжает в новую квартиру – новоселье, поездка в автобусе, непредвиденная дорожная ситуация.
«Магазин» - магазин открывается, купим одежду кукле.
«Автомастерская» – перерыв на обед.
«Парикмахерская» – новые причёски, причешем куклу.
Непосредственно образовательная деятельность (средний дошкольный возраст)
Система состоит из трех разделов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Раздел 1. Мужчина и женщина, — какие они?
Цикл мероприятий данного раздела позволяет:
сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей;
Рассказать о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны героизм, смелость, физическая сила, отвага, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, летчики, спасатели). Женщины выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).
Раздел 2. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.
Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.
Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.
При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.
Специальные занятия-тренинги (старший дошкольный возраст)
Задачи: формирование у детей позитивной полоролевой идентичности.
1-ый блок: «Кто я: мальчик, девочка?» Задача: развитие представлений о своём поле и формирование позитивного принятия своего пола.
2-ой блок: «Какой я мальчик? Какая я девочка?». Задача: формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения.
3-ий блок: «Мужчина и женщина в семье и обществе» Задача: развитие у детей представлений о социальных функциях и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения.
4-ый блок: «Я сегодня и в будущем». Задача: обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формирование положительного к ним отношения и развитие потребности вести себя адекватно социально принятым полоролевым функциям.
Игры и упражнения на прогулке и в повседневной жизни.
Дидактические игры: «Подбери одежду для девочки (мальчика), «Где чьи инструменты?», «Подбери головной убор», «Что лишнее», «Одень куклу Машу», «Женская и мужская работа» и другие.
Упражнения: «Волшебная ромашка», «Листочек», «Снежный ком из ласковых имён», «Комплименты» и др.
Игры: настольно-печатные (лото, пазлы), подвижные.
Специальные игры: «Кто я?», «Принц и принцесса», «Моё имя», «Мне в тебе нравится…» и др. Проблемные ситуации (старший дошкольный возраст).
Формы работы с родителями
Презентация ДОУ.
Анкетирование.
Родительские собрания.
On-line консультации и рассылка для родителей.
Открытые занятия для родителей.
Педагогические беседы.
Мастер-класс.
Информационные уголки.
Выполнение заданий совместно с детьми.
Совместные досуги и развлечения.
Литература:
Т. Доронова «Девочки мальчики 3-4 лет в семье и детском саду» Моска, Линка-пресс 2009г.
Н.А. Баранникова «О мальчишках и девчонках, а также их родителях» ТЦ «Сфера», Москва 2012г.
А.М. Щетинина, О.И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» ТЦ «Сфера», Москва 2010г.
М.А. Панфилова «Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье» Москва 2009г., ГОУ д/с 557
«Основы мужественности и женственности для дошкольников» А.В.Абдарашитова Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика», февраль 2010г.
|
|
|