|
Составила: учитель русского языка и литературы Лукина И. Г
МКОУ «Алнерская основная школа»
Сухиничского района Калужской оласти
Составила: учитель русского языка
и литературы Лукина И.Г.
I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Фонетические игры.
1. «Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.(Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.
2.«Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
3. «В эфире - новости»
Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире (стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, по и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.
4. «Конкурс дикторов».
Задача участника - прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенный текст. «В Государственной Думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно. Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
Было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировать. Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3-й декады текущего месяца до конца квартала. Дебаты прошли без инцидентов».
5. Игра «Эхо».
Цель: усвоение классификации согласных. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит твёрдый согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, учитель или ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те, которые в паре правильно назвали согласные.
6.Игра «Конкурс пародистов».
Цель: отработка умения менять тембр голоса. Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнести фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.
фраза
| тембр
|
Фу,фу.фу! Русским духом пахнет!
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Корову заведём, молоко пить будем.
|
Старческий, хриплый, низкий.
Нежный, мелодичный, приятный.
Ласковый, мурлыкающий.
| 7. Игра-конкурс «Образцовая речь»
Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Возил не шoфер, а шофёр.
Не фaрфор, а фарфoр.
Был оглашён не прuговор –
Судебный приговoр.
Строгал не стoляр, а столЯр,
Но дoску – не доскy.
И слушал в одиночестве
Не «Тoску», а тоскy. Задание: поставьте ударение в словах:
каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.
За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.
II.Лексико-фразеологические игры
1.«Собери фразеологизм»
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
2. «Угадай-ка»
Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».
3. «Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
4. Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы. К
| Кануть в лету
| О
| Обетованная земля
| С
| Сорвать маску
| М
| Мозолить глаза
| О
| От доски до доски
| С
| Сбросить иго
| 5. Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
1. Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз). Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб). Рамо — (плечо, множественное число -рамена). Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот). Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец). Десница - (правая рука).
Перси - (грудь). Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки). Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки). Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы). Пясть - (ладонь с пальцами).
2.Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления и предметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как же они называются?
Мыльня — (баня). Всеградник — (космополит).
Ветродуй - (вентилятор). Представщик - (актер).
Самодвйг - (автомат). Ошейник - (галстук).
Звонознание - (акустика). Скоропись - (стенография).
Единопродавство - (монополия). Любомудр - (философ).
6. Найди пару
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу. Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай. Ни зги не видно Жить своим горбом заварить кашу воспрянуть духом коломенская верста от горшка два вершка по чайной ложке на ночь глядя чуть свет как кошка с собакой повесить нос хоть иголки собирай на чужой шее сидеть единым духом душа в душу расхлёбывать кашу сидеть сложа руки не покладая рук 7. Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит; куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь; брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п. 8. Замени фразеологизмом
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
9. Угадайте слово по его описанию.
-Объясните, как вам это УДАЛОСЬ сделать. «Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» плеч. Родной или крёстный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.
-Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
1) Не воробей. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
2) На дворе, па траве. (На дворе трава, на траве дрова.)
3) Продукт, который маслом не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
4) Она пущи неволи. (Охота пуще неволи.)
5) Суп, сваренный Демьяном. (Демьянова уха.)
6) Мельник, работающий неделями. (Мели, Емеля, твоя неделя)
10.Игра “Аплодисменты”.
Отметьте хлопком фразеологический оборот.
Золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.
11.Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устать б) перекусить в) мешать г) победить, превзойти
| 1) заткнуть за пояс 2) заморить червячка 3) волочить ноги 4) вставлять палки в колёса
| 12.Найдите фразеологизмы-синонимы.
Бить баклуши – Водить за нос – Зарубить на носу – С гулькин нос –
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
13.Найдите фразеологизмы-антонимы.
Заварить кашу – Во весь дух – Душа в душу –
Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.
14. Найдите и исправьте ошибки в толковании фразеологизмов.
тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
кот наплакал – довести кота до слёз
подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
кот наплакал – много
спустя рукава – прилежно
мартышкин труд – бесполезная работа
знать назубок – наизусть
во весь дух – очень медленно
от доски до доски – от начала до конца
с гулькин нос – мало
горе луковое – талантливый человек
при царе Горохе – очень давно
15. «Угадай и расшифруй»
-О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?
Ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходят к доске и читают о том, почему мы так говорим, приводят примеры употребления фразеологизмов в речи.
Погнаться за двумя зайцами – преследовать две разные цели, выполнять несколько дел сразу.
Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.
Ты знаешь пословицу: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ? Именно она и дала жизнь фразеологизму погнаться за двумя зайцами.
Глухая тетеря – глухой или плохо слышащий человек; так говорят о человеке, который что-то прослушал, недослышал.
Вот глухая тетеря, пять раз повторил, а ты не слышишь.
Оказывается, в выражении глухая тетеря отразился важный для прошлой жизни трудовой процесс – охота. По наблюдениям охотников, тетерева во время токования не слышат ничего вокруг, даже приближения к ним людей.
Эй, глухие вы тетери, Дверь откройте поскорее! Здесь стоим уж пять минут, Ждём, когда нам отопрут.
Вертеться как белка в колесе – быть в постоянных хлопотах, заботах; суетиться.
Целый день мать крутилась как белка в колесе; варила обед, стирала, убирала.
Ты читал басню И.А.Крылова “Белка”? Белка, посаженная в колесо-клетку, своим бегом вертит его, но сама нисколько не продвигается вперёд. Из басни и пошло выражение вертеться как белка в колесе.
У Агаты день рожденья, Будет полон дом друзей. Много нужно ей успеть, Всех хлопот не перечесть. Вот и вертится Агата, Словно белка в колесе.
16. «Разгадай ребус».
Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!
Бить баклуши
17. Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).
– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.
Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
С этим овощем дружит горе. Что это?
В какой посуде чувствуют себя неловко?
В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.
18. Кроссворд “Фразеологизмы”.
– Какие слова пропущены в этих выражениях? Подсказка: эти слова – имена прилагательные, числительные.
По горизонтали:
1.Горе … . 6. По … велению. 7. … вопрос. 9. Во всю … . 12. … строка. 13.Через час по … ложке. 14. … верста. 18. … угол. 20. Вывести на … воду. 21. … труд. 22. Глаза на …месте. 23. … тетеря.
По вертикали:
2. … слёзы. 3. Плясать под …дудку. 4. С … нос. 5. Отложить в … ящик. 8. … доля. 10. Шут … . 11. … коню в зубы не смотрят. 15. На … небе. 16. … память. 17. На … ногу. 19. Избушка на … ножках.
19. Работа с текстом
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.
20.Собери фразеологизм.
Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.
Задание.
Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.
Слова левого столбика
| Слова правого столбика
| Играть Мартышкин Ахиллесова Замести
| следы на нервах труд пята
| Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята. Картина “Зима”.
О каких фразеологизмах напомнила вам картина?
Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.
Ёлки-палки - выражение досады, недоумения, восхищения.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения
С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало, без разбору. О случайном подборе, составе людей.
Ахиллесова пята – наиболее уязвимое место, слабая сторона человека в характере, привычках.
К сожалению, и у Павла была ахиллесова пята, и он имел слабости.
У каждого своя ахиллесова пята.
Играть на нервах – намеренно раздражать, нервировать кого-либо.
21. Картинная галерея
По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).
Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.
22. Найди фразеологизм.
Очень часто в ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом.
1. В каком случае выражение является фразеологизмом?
1) чёрный муравей 2) белая ворона 3) белый заяц 4) рыжий лев
2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) рукой подать, за тридевять земель 2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает 3) капля в море, как с гуся вода 4) воспрянуть духом, повесить голову
3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?
1) от случая к случаю 2) от нечего делать 3) от чистого сердца 4) от корки до корки
23. Замени буквы цифрами. а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составить слово из цифр:
13,
| 6,
| 12,
| 19,
| 10,
| 12,
| 16,
| 13,
| 16,
| 4,
| 10,
| 33.
| л
| е
| к
| с
| и
| к
| о
| л
| о
| г
| и
| я
|
24. «Четвертый лишний».
Найдите устаревшее слово.
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;
пальто, плащ, шуба, кафтан.
25. Кто быстрее?
В толковом словаре учебника найдите:
одно заимствованное слово;
одно устаревшее слово.
26. Определите слово по его лексическому значению.
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Слова, употребляемые в профессии? (Профессионализмы)
27 Замените исконно русскими слова заимствования.
презентация (представление)
шоу (зрелище)
имидж (облик)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
менталитет (обычаи-привычки)
диалог (беседа)
28. «Я начну, а ты продолжи».
На все руки (мастер).
Сесть в (колошу).
Бить (баклуши).
Держать язык (за зубами).
Прочитал книгу (от корки до корку).
Куда глаза (глядят).
Как ветром (сдуло).
29. Подберите фразеологизмы
Подбери фразеологизм, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)
Ползет, как черепаха.
За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.
Топает, как слон.
Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга
30. Угадай животное.
I. О каких животных идет речь в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните, почему животное наделялось таким свойством. Как вы думаете, почему это свойство перенесли на человека. Какую оценку несет фразеологизм (приведите пример).
| 1. Голоден как…
2. Нем как…
3. Хитёр как...
4. Грязный как...
5. Упрям как... 6. Здоров как...
7. Болтлив как...
| 8. Изворотлив как...
9. Колючий как... 10. Надут как...
11. Драчлив как…
12. Важный как…
13. Красный как…
14. Плестись как…
| 31. Вопросы-шутки.
Из каких фразеологизмов можно заключить, что у человека не пара ног, рук, ушей, глаз, а много? Со всех ног, без задних ног, на все руки, во все глаза, все уши прожужжать.
В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? Как дважды два (знать).
Может ли вопрос заболеть? Да, во фразеологизме «больной вопрос».
Говорят: «Искать по горячим следам». А может ли след быть холодным? Да, во фразеологизме «И след простыл».
Может ли горе быть в жидком состоянии? Да, во фразеологизме «Хлебнуть горя».
Есть ли глаза у правды? Да, во фразеологизме «Смотреть правде в глаза».
Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей? Каша.
Известно, что собственный локоть укусить невозможно. А какой фразеологизм утверждает обратное? Что он обозначает? «Кусать локти» (сожалеть о чем-то не сделанном).
Может ли правда иметь неприятный вкус? Да, «горькая правда».
Какого цвета бывает тоска? Зеленого; «тоска зеленая».
32. «На загадку дай отгадку».
Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)
33. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.
Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Море по колено (ничего не страшно)
Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)
Волчий аппетит (очень сильный аппетит)
Носом к носу (близко столкнуться)
Как пить дать (наверняка)
Класть зубы на полку (нуждаться)
Чёрт дёрнул за язык (сожалеть о сказанном)
34.
II. Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете?
| 1. Пишет как … лапой
2. Делить шкуру неубитого…
3. На сердце … скребут
4. …носа не подточит
5. Лить … слезы
6. Белая…
7. Биться, как … об лед
8. Вот где … зарыта
| 9. Денег … не клюют
10. Заморить…
11. Как … языком слизала
12. Как … в воде
13. Когда … на горе свистнет
14. Купить … в мешке
15. …на смех
16. Считать…
| 35. Конкурс «Лицедеи».
По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:
Стоять на задних лапках.
| Не находить места.
| Прикусить язык.
| Намылить шею.
| Попасть не в бровь, а в глаз.
| Зарубить на носу.
| Ломать голову.
| В рот воды набрал.
| 36. На вопрос ответь фразеологизмом.
(Ответить фразеологизмом.) Как можно:
Сильно краснеть? (До корней волос.)
Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
быстро бежать? (Сломя голову.)
Промокнуть? (До костей.)
Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
Громко кричать? (Во все горло.)
37.Разгадай кроссворд
Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
Диалектное слово.
Яма, наполненная водой.
Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
Диалектное слово. Конечно, разумеется.
38.Закончить предложение фразеологизмами.
1.Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)
2.Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)
3.Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)
4.Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.
5.Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)
6.Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)
7.Близнецы были похожи как... (две капли воды).
8.Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой).
9.Главная задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу) 39. Подбираем паронимы к словам.
Драматический - …(драматичный).
Дружеский - …(дружелюбный).
Существо - …(сущность).
Единственный - …(единый).
Злой - …(злостный).
Искусно - …(искусственно).
Подпись - …(роспись).
Заглавный - …(главный).
Наследие - …(наследство).
Гнездовье - …(гнездо).
Безответный - …(безответственный).
Пустошь - …(пустырь).
40.Сгруппируйте парами антонимы.
1.Явный. 2. Активно. 3. Ничтожный. 4. Вечность. 5. Вперед. 6. Всегда. 7. Высоко. 8. Завышать. 9. Круто. 10. Твердый. 11. Нужда. 12. Подлинный. 13. Мгновение. 14. Пассивно. 15. Скрытый. 16. Великий. 17. Назад. 18. Никогда. 19. Занижать. 20. Полого. 21. Мягкий. 22. Достаток. 23. Поддельный. 24. Низко.
Ключ: 1 -15, 2 -14, 3 – 16, 4 – 13, 5 – 17, 6 – 18, 7 – 24, 8 – 19, 9 – 20, 10 – 21, 11 - 22, 12 - 23. 41.Подберите синонимы.
1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный. 6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.
Ключ: 1 – 15, 2 – 19, 3 -23, 4 - 11, 5 - 13, 6 – 20, 7 – 16, 8 – 28. 9 – 17. 10 – 14, 12 – 18, 21 – 27, 22 – 30, 24 – 26, 25 – 29.
42. Игра - конкурс «Как об этом говорят?»
Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.
Подбери фразеологизм к его толкованию. За каждый правильно подобранный фразеологизм – 1 балл.
Подбери фразеологизм
| Ответы
| 1. Овладевать собой, успокаиваться. 2. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным. 3. Прежде всего, в первую очередь. 4. Недружно, в постоянной ссоре. 5. Становиться благоразумнее, образумливаться. 6. Тревожить, беспокоить кого-нибудь. 7. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём. 8. Совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует. 9. Помогать в трудную минуту, выручать. 10. Временно, незаконно. 11. Поступать так, как прежде, в молодости. 12. Перестать беспокоить, тревожить кого-либо. 13. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой. 14. Очень близко, рядом. 15. Постепенно, неуклонно, последовательно. 16. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе. 17. Прийти в состояние крайнего раздражения. 18. Усиленно думать над трудным вопросом. 19. Всё хорошо, всё в порядке (об успешном завершении дела). 20. Иногда, не часто.
| 1. Брать себя в руки. 2. Бросаться в глаза кому-либо.
3. В первую голову. 4. Как кошка с собакой. 5. Браться за ум.
6. Не давать покоя. 7. Болеть душой.
8. Как с гуся вода.
9. Протянуть руку помощи. 10. На птичьих правах. 11. Тряхнуть стариной. 12. Оставить в покое.
13. Играть роль.
14. В нескольких шагах. 15. Шаг за шагом.
16. Выходить в люди.
17. Выйти из себя.
18. Ломать голову.
19. Дело в шляпе.
20. Время от времени.
|
43. «Диалекты»
В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются?
Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает.
1.Ноговицы – носки
Юница - девочка-подросток
Однокорытник – одкокашник
Издёвленок – шутник, острослов
Хлопанцы – шлёпанцы
Шмыгало – подвижный человек
Провинка – ошибка
Седмица – неделя
Рех – дыра, отверстие (ср. прореха)
Подлокотник – помощник (ср. подручный)
44.«Старое – новое»
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.
Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)
45. «Этимологический словарь».
Сейчас игроки попробуют себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что их сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.
I
Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.
Бездарь- тот, кому ничего не подарили.
Графин- муж графини.
Дурман- глупый человек.
II
Жатва- обмен рукопожатиями.
Пломбир- стоматолог.
Стриж- парикмахер.
Тысячелистник- толстый роман.
III
Хлопоты- аплодисменты.
Четвертовать- выставить оценки за четверть.
Этажерка- соседка по этажу.
Противень- мерзавец, гадкий тип.
Ваша задача: пользуясь словарем, исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание. III. Игры по морфемике и словообразованию.
1.Игра «Чьё гнездо больше?»
Цель: развитие навыка словообразования. В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос-; 4)-тир-/-тер- и др.. Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.
2.Игра «Аббревиатура» (для старших классов).
Цель: развитие навыков культуры речи. Составьте аббревиатуры таки образом, чтобы избежать нежелательной омонимии.
Словосочетание
|
Существующая аббревиатура
|
Предпочтительный вариант
|
1.войска особого назначения
2.Московский углехимический институт
3.гаубичный артиллерийский дивизион
4.Московский университет леса
5.периферийное устройство
6.начальник ветеринарной части
7.начальник воздушного флота
8.федеральная авиационная служба
9.Ленинградский государственный архив литературы и искусства
10.институт востоковедения Академии наук
|
ВОН
МУХИН
ГАДи
МУЛ
ПФУ
навет
навоздух
ФАС
ЛГАЛИ
ИВАН
|
ОСНАЗ
УХИМ
АГД
МЛУ
УПФ
ветнач
ВФН
ФСА
ЛГАИЛ
ИАНиВ
| |
|
|