Главная страница

Протокол № от 2012г. 2012г. Приказ №



Скачать 209.13 Kb.
НазваниеПротокол № от 2012г. 2012г. Приказ №
Дата26.02.2016
Размер209.13 Kb.
ТипПротокол


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани Липецкой области


«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

на заседании ШМО учителей математического цикла

заместитель директора по УВР


директор МБОУ СОШ №3


_________________

_________________

__________________

/ФИО/

/ФИО/

/ФИО/


Протокол № ________

от «____»____________2012г.

«____»____________2012г.

Приказ № __________

от «____»____________2012г.


Рабочая программа

элективного курса

по информатике и ИКТ
для 6 (А, Б) классов


на 2012-2013 учебный год

Составил учитель информатики:

Кустова Елена Васильевна

Усмань 2012 г.

Пояснительная записка


С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».1


Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009». Преподавание ведется по учебнику Л.Л. Босовой. «Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»

Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).



Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


Основные задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

  • создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;

  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.



Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приемов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения задания. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков;

промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 6 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 6 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Учебно-тематический план школьного курса информатики и ИКТ




Раздел

Всего часов

Формы организации урока

Теория

Практика

Контрольные работы

1

Компьютер и информация

12

9

5

1

2

Человек и информация

11

11

6

1

3

Алгоритмы и исполнители

12

7

7

1




Итого:

35

16

18

3


Содержание учебного курса
1. Компьютер и информация (12 ч)

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки. Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления. Единицы измерения информации.

Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым редактором OpenOffice.org Writer».

Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».

Практическая работа № 5 «Маркированные списки».

Учащиеся должны знать:

• правила техники безопасности при работе за компьютером;

• принципы организации информации: файл, папка;

• единицы измерения информации;

• способы представления символьной информации в памяти компьютера;

• способы представления изображений в памяти компьютера.

Учащиеся должны уметь:

• переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;

• переводить одни единицы информации в другие;

• пользоваться таблицами кодировки символьной информации;

• кодировать и декодировать информацию;

• пользоваться программами для обработки числовой информации.
2. Человек и информация (11 ч)

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».

Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».

Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор KolourPaint».

Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа № 11 «Знакомимся с векторной графикой».

Учащиеся должны знать:

• формы познания;

• чувственное познание: ощущения, восприятие, представления;

• формы мышления;

• понятия, отношения между понятиями, логические приемы формирования понятий;

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры единичных и общих понятий;

• приводить примеры отношений между понятиями;

• производить классификацию понятий;

• определять необходимость и достаточность понятий;

• уметь приводить примеры суждений;

• уметь стоить умозаключения.
3. Алгоритмы и исполнители (12 ч)

Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм». Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Графические исполнители в среде программирования Basic-256. Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа № 13 «Создаем презентацию «Часы».

Практическая работа № 14 «Создаем презентацию «Времена года».

Практическая работа № 15 «Создаем презентацию «Скакалочка».

Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования Basic-256».

(Курсивом отмечен дополнительный материал.)

Учащиеся должны знать:

• понятие алгоритма:

• способ записи алгоритмов в идее блок-схем;

• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл.

Учащиеся должны уметь:

• приводить примеры алгоритмов;

• представлять алгоритмы в словесной и графической форме;

• выполнять действия в блок-схеме.

Требования к подготовке школьников в области информатики и информационных технологий

Рабочая программа курса «Информатика» для 6-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Учащиеся должны знать/понимать:

  • требования к организации компьютерного рабочего места, виды информации по способам её восприятия, по формам представления на материальных носителях, назначение компьютера и его применение для обработки, основные и дополнительные устройства, виды памяти;

  • основные понятия: программное обеспечение, операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами, форму представления информации в компьютере, знать объекты текстовой информации;

  • виды систем счисления;

  • правила перевода из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора, как копировать и форматировать текст и его фрагменты, редактировать и форматировать текст, создавать надписи;

  • способы кодирования изображения и способы кодирования информации; текстовую форму представления информации;

  • как человек познает мир через органы чувств;

  • об объектах, их существенных признаках, которые находят своё выражение в понятии;

  • как образуются понятия;

  • отличия текстового редактора и процессора, основные этапы подготовки текстового документа c графическими объектами на компьютере, правила ввода текста, приемы работы;

  • различия общих и единичных понятий, примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;

  • возможности сравнения понятий, возможности графических редакторов, устройства ввода графической информации;

  • как определяется понятие; понятие классификации, признака классификации;

  • понятие суждений и их виды; понятие умозаключения и правила их получения;

  • определение алгоритма, его свойства: понятия исполнителя и сочинителя, формального исполнения алгоритма;

  • представление об исполнителях и системе команд конкретного исполнителя;

  • способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначения блоков;

  • правила записи линейного алгоритма; обозначения блоков;

  • правила записи разветвленного алгоритма; обозначения блоков;

  • понятие цикла, его разновидности.



уметь:

  • соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ, различать виды информации по способам её восприятия и приводить примеры обработки информации на компьютере, определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению;

  • приводить примеры различных систем счисления, запускать программу, вводить, изменять текст, проверять правописание, сохранять документы в текстовом редакторе;

  • приводить примеры позиционных и непозиционных систем счисления, выполнять базовые операции в текстовом процессоре;

  • переводить из десятичной в двоичную и наоборот с использованием калькулятора; копировать и форматировать текст и его фрагменты;

  • объяснять принципы двоичного кодирования графической информации;

  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • выявлять достоинства и недостатки представления информации в виде текст;

  • приводить примеры чувственного познания мира, строить таблицы в текстовом редакторе читать схемы и диаграммы, приводить примеры наглядной информации;

  • приводить примеры логических приёмов, обрабатывать графическую информацию в текстовом редакторе;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования любых текстов;

  • различать общие и единичные понятия, приводить примеры существенных признаков и множества объектов, которым они присущи;

  • приводить примеры равнения понятий по содержанию и объему;

  • приводить примеры данных логических отношений;

  • составлять план преобразования информации различными способами;

  • приводить примеры классификаций по определенному признаку;

  • приводить примеры различные виды суждений;

  • приводить примеры умозаключений;

  • приводить примеры алгоритмов;

  • составлять алгоритмы и записывать их различными способами;

  • составлять циклические алгоритмы;

  • работать в программе для создания презентаций.



Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)


  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  8. Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010


Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер;

  • сканер;

Программные средства:

  • операционная система Alt Linux;

  • полный пакт офисных приложений OpenOffice;

  • растровые и векторные графические редакторы;

  • система программирования Basic-256.



Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во уроков

Дата проведения

по плану

по факту

1

Компьютер и информация

Вводный инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места в кабинете информатики. Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1

03.09.2012




2

Компьютер и информация

Файлы и папки. Практическая работа №1. «Работаем с файлами и папками (часть 1)».

1

10.09.2012




3

Компьютер и информация

Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором OpenOffice.org Writer» (задание 1)

1

17.09.2012




4

Компьютер и информация

Двоичное кодирование числовой информации. Практическая работа №2 «Знакомимся с текстовым редактором OpenOffice.org Writer» (задание 2).

1

24.09.2012




5

Компьютер и информация

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Работа с приложением Калькулятор.

1

01.10.2012




6

Компьютер и информация

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. Решение задач.

1

08.10.2012




7

Компьютер и информация

Тексты в памяти компьютера. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1).

1

15.10.2012




8

Компьютер и информация

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 2).

1

22.10.2012




9

Компьютер и информация

Создание документов в текстовом процессоре OpenOffice.org Writer. Практическая контрольная работа №1.

1

29.10.2012




10

Компьютер и информация

Повторный инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места в кабинете информатики.

Растровое кодирование графической информации.

1

12.11.2012




11

Компьютер и информация

Векторное кодирование графической информации. Практическая работа №4 «Нумерованные списки».

1

19.11.2012




12

Компьютер и информация

Единицы измерения информации. Практическая работа №5 «Маркированные списки».

1

26.11.2012




13

Человек и информация

Контрольная работа №1 по теме «Компьютер и информация». Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем таблицы» (задания 1-4).

1

03.12.2012




14

Человек и информация

Понятие как форма мышления. Практическая работа №7 «Размещаем текст и графику в таблице».

1

10.12.2012




15

Человек и информация

Как образуются понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 1, 2).

1

17.12.2012




16

Человек и информация

Структурирование и визуализация информации. Практическая контрольная работа №2.

1

24.12.2012




17

Человек и информация

Повторный инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места в кабинете информатики.

Содержание и объем понятия. Практическая работа №8 «Строим диаграммы» (задания 3, 4, 5).

1

14.01.2013




18

Человек и информация

Отношения тождества, пересечения и подчинения. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор KolourPaint»

(задания 1-3).

1

21.01.2013




19

Человек и информация

Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Практическая работа №9 «Изучаем графический редактор KolourPaint» (задания 4-7).

1

28.01.2013




20

Человек и информация

Определение понятия. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1-3).

1

04.02.2013




21

Человек и информация

Классификация. Практическая работа №10 «Планируем работу в графическом редакторе» (задания 4-6).

1

11.02.2013




22

Человек и информация

Суждение как форма мышления. Практическая работа №11 «Знакомимся с векторной графикой» (задания 1-3).

1

18.02.2013




23

Человек и информация

Умозаключение как форма мышления. Практическая работа №11 «Знакомимся с векторной графикой» (задания 4-6).

1

25.02.2013




24

Алгоритмы и исполнители

Контрольная работа №2 по теме по теме «Человек и информация». Что такое алгоритм. Практическая работа №12 «Рисунок на свободную тему».

1

04.03.2013




25

Алгоритмы и исполнители

Исполнители вокруг нас. Логическая игра «Переливашки».

1

11.03.2013




26

Алгоритмы и исполнители

Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа №3.


1

18.03.2013




27

Алгоритмы и исполнители

Повторный инструктаж по технике безопасности и организации рабочего места в кабинете информатики.

Линейные алгоритмы. Практическая работа №13 «Линейная презентация «Часы».

1

01.04.2013




28

Алгоритмы и исполнители

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Гиперссылки. Презентация «Времена года».

1

08.04.2013




29

Алгоритмы и исполнители

Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №14 «Гиперссылки. Презентация «Времена года».

1

15.04.2013




30

Алгоритмы и исполнители

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Циклическая презентация «Скакалочка».

1

22.04.2013




31

Алгоритмы и исполнители

Циклические алгоритмы. Практическая работа №15 «Циклическая презентация «Скакалочка».

1

29.04.2013




32

Алгоритмы и исполнители

Графические исполнители в среде программирования Basic-256. Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Basic-256» (задания 1-3).

1

06.05.2013




33

Алгоритмы и исполнители

Графические исполнители в среде программирования Basic-256. Практическая работа №18 «Знакомимся со средой программирования Basic-256» (задания 4-6).

1

13.05.2013




34

Алгоритмы и исполнители

Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмы и исполнители». Систематизация информации. Практическая работа №16 «Работаем с файлами и папками» (часть 2).

1

20.05.2013




35

Алгоритмы и исполнители

Итоговый мини-проект. Практическая работа №17 «Создаем слайд-шоу».

1

27.05.2013







1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.