|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике, 6 класс «Гимназия№21» Кварацхелия Татьяна Кирилловна,
учитель 1 квалификационной категории Рассмотрено на заседании пед. совета
Протокол №_____________ от
«______»__________________ 2011г.
2011-2012 учебный год
Учебно- тематическое планирование
по математике
Классы 6А Учитель Кварацхелия Татьяна Кирилловна Количество часов
Всего 204 час; в неделю 6 часов Плановых контрольных уроков 15 Планирование составлено на основе примерной программы по предмету «Математика», утвержденной Министерством образования РФ Учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008 г. – 288 с. Дополнительная литература А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 6 класса. – М: Классикс Стиль, 2009 г. – 160 с.
В.И. Жохов. Математические диктанты, 6 класс. – М: Росмэн – Пресс, 2004 г. – 96 с. Пояснительная записка Программа основного курса по математике 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы по предмету «Математика», утвержденной Министерством образования РФ, программы Н. Я. Виленкина и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).
Курс математики 6 класса - важнейшее звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счёту на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приёмах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обогащаются умения геометрических построений и измерений. Серьёзное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполненных действий. При этом учащиеся постепенно осознают правила выполнения основных логических операций. Закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов. Цели программы: ● формирование представлений о математике как универсальном языке;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и для изучения школьных естественных дисциплин на базовом уровне;
воспитание средствами математики культуры личности;
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
отношение к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей её развития;
обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений.
Основные задачи:
обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
выявить и развить математические и творческие способности;
Требования к уровню подготовки учащихся: Требования к результатам обучения направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, которые усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач.
Уметь:
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа;
находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
при решении несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
в устной прикидке и оценке результатов вычислений;
при проверке результата вычисления с использованием различных приёмов.
Содержание учебного курса по математике для 6 класса рассчитано на 204 часа. Глава I. Делимость чисел (24 часа).
Делители и кратные. Признаки делимости на10, на 5и на 2.Признаки делимости на 9 и на 3. Простые и составные числа. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное.
Контрольная работа № 1 по теме: «Делимость чисел».
Знать:
понятие делителя числа;
понятие кратного числа;
признаки делимости на 10, на 5 и на 2;
определение чётных и нечётных чисел;
признаки делимости на 9 и на 3;
определение простого и составного числа;
алгоритм разложения числа на простые множители;
понятие взаимно простых чисел;
определение НОД;
определение НОК.
Уметь:
находить делители и кратные чисел;
● определять, делится число на 10, на 5, на 2, на 9, на 3;
использовать таблицу простых чисел;
определять, является число чётным или нечётным;
определять, является число простым или составным;
доказывать являются числа взаимно простыми;
раскладывать число на простые множители;
находить НОК чисел;
находить НОК чисел.
Глава II. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 часов).
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. .
Контрольная работа № 2 по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Контрольная работа № 3 по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Знать:
основное свойство дроби;
понятие сокращение дроби;
понятие несократимой дроби;
правило приведения дробей к наименьшему общему знаменателю;
правило сравнения дробей;
правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
правила сложения и вычитания смешанных чисел.
Уметь:
применять основное свойство дроби при преобразовании дробей;
выполнять сокращение дробей;
приводить дроби к общему знаменателю;
выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
Глава III. Умножение и деление обыкновенных дробей (37 часов).
Умножение дробей. Нахождение дроби от числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление. Нахождение числа по его дроби. Дробные выражения.
Контрольная работа № 4по теме: «Умножение обыкновенных дробей».
Контрольная работа №5 по теме: «Деление обыкновенных дробей».
Контрольная работа №6 по теме: « Умножение и деление обыкновенных дробей». Знать:
определение умножения дроби на натуральное число;
определение умножения смешанных чисел;
нахождение дроби от числа;
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания;
определение взаимно обратных чисел;
правило деления дробей;
нахождение числа по его дроби;
определение дробного выражения.
Уметь:
применять алгоритм умножения дробей и смешанных чисел;
формировать навыки решения задач на нахождение дроби от числа;
формулировать правило нахождения процента от числа;
называть и записывать число обратное данному;
выполнять деление дробей и смешанных чисел;
находить число по данному значению его процентов;
находить значение дробного выражения;
называть числитель и знаменатель дробного выражения.
Глава IV. Отношения и пропорции. (22 часа).
Отношения. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб. Длина окружности и площадь круга. Шар.
Контрольная работа №7по теме «Отношения и пропорции».
Контрольная работа №8 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Масштаб».
Знать:
что называют отношением двух чисел;
что показывает отношение;
что называют пропорцией;
свойство пропорции;
какую величину называют прямо и обратно пропорциональной зависимостью;
определение масштаба;
формулы для нахождения длины окружности и площади круга;
определение радиуса и диаметра шара;
понятие сферы.
Уметь:
находить, какую часть число а составляет от числа в;
узнавать, сколько процентов одно число составляет от другого;
называть члены пропорции;
приводить примеры верных пропорций;
применять свойства пропорции;
определять вид зависимости и в зависимости от этого выбирать соответствующий алгоритм решения задачи;
приводить примеры прямо и обратно пропорциональных зависимостей;
определять масштаб;
находить расстояние на местности с помощью карты;
решать задачи с использованием формул длины окружности и площади круга;
находить радиус и диаметр шара.
Глава V. Положительные и отрицательные числа (16 часов).
Координаты на прямой. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Изменение величин.
Контрольная работа №9 по теме «Положительные и отрицательные числа».
Знать:
понятие отрицательного числа;
понятие координатной прямой;
определение противоположного числа данному;
определение целых чисел;
понятие модуля;
правила сравнения чисел;
понимать изменение величин на положительное и отрицательное число.
Уметь:
изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой;
находить число противоположное данному;
находить модуль числа;
сравнивать числа;
находить изменение числа.
Глава VI . Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (13 часов).
Сложение чисел с помощью координатной прямой. Сложение отрицательных чисел. Сложение чисел с разными знаками. Вычитание.
Контрольная работа №10 по теме « Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Знать:
что означает к числу а прибавить число в;
чему равна сумма противоположных чисел;
правило сложения отрицательных чисел;
правило сложения чисел с разными знаками;
правило вычитания.
Уметь:
складывать числа с помощью координатной прямой;
складывать отрицательные числа;
складывать числа с разными знаками;
выполнять вычитание чисел.
Глава VII. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (15 часов).
Умножение. Деление. Рациональные числа. Свойства действий с рациональными числами.
Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
Знать:
правило умножения двух отрицательных чисел;
правило умножения чисел с разными знаками;
правило деления отрицательного числа на отрицательное;
правило деления чисел с разными знаками;
определение рационального числа;
свойства рациональных чисел;
Уметь:
● умножать отрицательные числа;
числа с разными знаками;
выполнять деление чисел с разными знаками;
выполнять деление отрицательных чисел;
применять свойства рациональных чисел при решении упражнений.
Глава VIII. Решение уравнений (17 часов).
Раскрытие скобок. Коэффициент. Подобные слагаемые. Решение уравнений.
Контрольная работа №12 по теме «Упрощение выражений».
Контрольная работа №13по теме «Решение уравнений».
Знать:
правила раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «плюс», «минус»;
определение числового коэффициента;
определение подобных слагаемых;
правила решения уравнений;
определение линейного уравнения.
Уметь:
применять правило раскрытия скобок;
упрощать выражения;
приводить подобные слагаемые;
применять правила при решении линейных уравнений.
Глава IX. Координаты на плоскости (16 часов).
Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная плоскость. Столбчатые диаграммы. Графики.
Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости».
Знать:
● определение перпендикулярных прямых, отрезков, лучей;
● определение параллельных прямых, отрезков;
● понятие координатной плоскости;
● порядок записи координаты точки и их названия.
Уметь:
● строить перпендикулярные прямые;
● строить параллельные прямые;
● строить координатную плоскость;
● строить точки в координатной плоскости с заданными
координатами и определять координаты точки в
координатной плоскости;
● строить столбчатые диаграммы по условию задачи;
● уметь читать графики. Итоговое повторение курса(16 часов).
Повторение и систематизация знаний полученных в течении учебного года. Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями. Отношения и пропорции. Свойства чисел с разными знаками. Решение уравнений. Координатная плоскость.
Контрольная работа №15 по теме «Итоговое повторение».
№ур.
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
урока
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля,
измерители
| Домашнее задание
| Дата проведения
План Факт.
| 1 четверть
§1. Делимость чисел (24 урока)
| 1
| Делители и кратные
| комбинированный
| Делитель, кратное
| Знать: определение делителя, кратного нат. Числа
Уметь: находить делители и кратные
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.1, №26, 27, 30(а)
|
|
| 2
| Делители и кратные
| комбинированный
| Делитель, кратное
| Знать: определение делителя, кратного нат. Числа
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №28, 29, 30(в), 33
|
|
| 3
| Делители и кратные
| Обобщение и систем. знаний
| Делитель, кратное
| Уметь: находить делители и кратные
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| № 25(а), 30(б,г), 47
|
|
| 4
| Признаки делимости на 10, на 5, на 2
| комбинированный
| Правила деления на 10, 5 и 2; чётные, нечётные цифры
| Знать: признаки делимости
Уметь: применять признаки делимости
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.2, №55,59, 60(а,в)
|
|
| 5
| Признаки делимости на 10, на 5, на 2
| комбинированный
| Правила деления на 10, 5 и 2;
| Знать: признаки делимости
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №56,58, 60(б,г)
|
|
| 6
| Признаки делимости на 10, на 5, на 2
| Обобщение и систем. знаний
| Признаки делимости
| Уметь: применять признаки делимости
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| №57,40, 54(а)
|
|
| 7
| Признаки делимости на
9 и на 3
| комбинированный
| Делимость на 9 и на 3
| Знать: признаки делимости
Уметь: применять признаки
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.3, №86,88,91(а,в)
|
|
| 8
| Признаки делимости на
9 и на 3
| комбинированный
| Делимость на 9 и на 3
| Знать: признаки делимости
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №89,90,91(б)
|
|
| 9
| Признаки делимости на
9 и на 3
| Обобщение и систем. знаний
| Делимость на 9 и на 3
| Уметь: применять признаки
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| №91(г),92
|
|
| 10
| Простые и составные числа
| комбинированный
| Простое число, составное число.
| Знать: основные понятия
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.4, №115,117
|
|
| 11
| Простые и составные числа
| комбинированный
| числа-близнецы
| Уметь: определять простые и составные числа, пользоваться таблицей простых чисел
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №116,120
|
|
| 12
| Простые и составные числа
| Обобщение и систем. знаний
| разложение на множители,
| Уметь: определять простые и составные числа, пользоваться таблицей простых чисел
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| №118,119
|
|
| 13
| Разложение на простые множители
| комбинированный
| Разложение на множители
| Знать: алгоритм разложения на простые множители
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.5,№141(а),143142(а,в),140
|
|
| 14
| Разложение на простые множители
| комбинированный
| Разложение на множители
| Уметь: применять алгоритм разложения на простые множители
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №141(б),145(а),
142(б)
|
|
| 15
| Разложение на простые множители
| Обобщение и систем. знаний
| Разложение на множители
| Знать: алгоритм разложения на простые множители
Уметь: применять алгоритм
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| №142(г),144,145(б)
|
|
| 16
| Наибольший общий делитель.
| комбинированный
| Делитель, НОД (а,в), взаимно простые числа
| Знать: определение наиб. общего делителя, взаимно простых чисел, правило
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.6, №169(а),170, 176,178(а)
|
|
| 17
| Наибольший общий делитель.
Взаимно-простые числа
| комбинированный
| Делитель, НОД (а,в), взаимно простые числа
| Знать: определение наиб. общего делителя, взаимно простых чисел, правило
Уметь: находить наиб. общий делитель
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №169(б),170(б,в), 175
|
|
| 18
| Наибольший общий делитель.
Взаимно-простые числа
| комбинированный
| Делитель, НОД (а,в), взаимно простые числа
| Знать: определение наиб. общего делителя, взаимно простых чисел, правило
Уметь: находить наиб. общий делитель
| Работа с учебником, взаимопроверка
| №171,170(г),172(б), 173,178
|
|
| 19
| Наибольший общий делитель.
Взаимно-простые числа
| Обобщение и систем. знаний
| Делитель, НОД (а,в), взаимно простые числа
| Знать: определение наиб. общего делителя, взаимно простых чисел, правило
Уметь: находить наиб. общий делитель
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| 172(а,в),174,177
|
|
| 20
| Наименьшее общее кратное
| комбинированный
| Кратное,
НОК (а,в)
| Знать: определение наименьшего общего кратного
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.7,№202(а),203(а),
206(а,в)
|
|
| 21
| Наименьшее общее кратное
| комбинированный
| Кратное,
НОК (а,в)
| Знать: алгоритм нахождения наименьшего общего кратного
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №202(б,в),204,207, 210(а)
|
|
| 22
| Наименьшее общее кратное
| комбинированный
| Кратное,
НОК (а,в)
| Знать: определение наименьшего общего кратного, алгоритм нахождения
Уметь: находить наим. общее кратное
| Работа с учебником, взаимопроверка
| .:№202(г),205,208, 210(б)
|
|
| 23
| Наименьшее общее кратное
| Обобщение и систем. знаний
| Кратное,
НОК (а,в)
| Уметь: находить наим. общее кратное
| взаимопроверка
| №203(б),206(б,г)
209,201
|
|
| 24
| Контрольная работа
| Контроль, оценка знаний
|
| Уметь применять изученный теоретический
материал при выполнении письменной работы.
| №1
|
|
|
|
| §2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (26 уроков)
|
| 25
| Основное свойство дроби
| комбинированный
| Основное свойство дроби,
равные дроби
| Знать: основное св-во дроби
Уметь: находить равные дроби
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.8, №237,239(а)
241(а)
|
|
| 26
| Основное свойство дроби
| комбинированный
| Основное свойство дроби,
равные дроби
| Уметь: находить равные дроби
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №238,239(б),240
|
|
| 27
| Основное свойство дроби
| Обобщение и систем. знаний
| Основное свойство дроби,
равные дроби
| Знать: основное св-во дроби
Уметь: находить равные дроби
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| №240,241,229
|
|
| 28
| Сокращение дробей
| комбинированный
| Сокращение дробей,
несократимые дроби
| Знать: осн. св-во дроби, определение сократимых и несократимых дробей
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.9, №268,
271,274
|
|
| 29
| Сокращение дробей
| комбинированный
| Сокращение дробей
| Уметь: сокращать дроби
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №268(в),269,273
|
|
| 30
| Сокращение дробей
| Обобщение и систем. знаний
| Сокращение дробей,
несократимые дроби
| Знать: осн. св-во дроби, определение сократимых и несократимых дробей
Уметь: сокращать дроби
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| 270,272,274(б),
259
|
|
| 31
| Приведение дробей к общему знаменателю
| комбинированный
| Дополнительный множитель,
общий знаменатель
| Знать: правило приведения дробей к общему знаменателю
Уметь: приводить дроби к общему знаменателю
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.10,
№297(а,б) 300, 303(а)
|
|
| 32
| Приведение дробей к общему знаменателю
| комбинированный
|
| Знать: правило приведения дробей к общему знаменателю
Уметь: приводить дроби к общему знаменателю
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №297(в,г),300(в,г), 302
|
|
| 33
| Приведение дробей к общему знаменателю
| Обобщение и систем. знаний
| общий знаменатель
| Уметь: приводить дроби к общему знаменателю
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| №289,
300(д,ж), 301
|
|
| 34
| Приведение дробей к общему знаменателю
| комбинированный
| общий знаменатель
| Уметь: приводить дроби к общему знаменателю
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| 300(е,з),298,303
|
|
| 35
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| комбинированный
| Наименьший общий знаменатель, сравнение, сложение, вычитание
| Знать: правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
| Работа с учебником, взаимопроверка
| п.11, №359,
360,361
|
|
| 36
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| комбинированный
|
| Уметь: применять правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| №355,
360,363,371
|
|
| 37
| Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
| Обобщение и систем. знаний
|
| Уметь: применять правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
| Работа по карточкам, индивидуальное решение
| №359,
360,369,364
|
|
| 38
| Применение свойств сложения и вычитания
| комбинированный
| Свойства сложения и вычитания
| Знать: свойства сложения и вычитания
| Работа с учебником, взаимопроверка
| №360,
368,366,372
|
|
| 39
| Применение свойств сложения и вычитания
| комбинированный
|
| Знать: свойства сложения и вычитания, правило сложения дробей с разными знаменателями
Уметь: находить значения выражений
| Индивидуальный опрос, взаимопроверка
| .:№360,368,374,362, 370
|
|
| |
|
|