Главная страница

Рабочая программа педагога кузиной Ольги Михайловны по геометрии, 11А класс г. Видное 2011 Пояснительная записка



Скачать 193.96 Kb.
НазваниеРабочая программа педагога кузиной Ольги Михайловны по геометрии, 11А класс г. Видное 2011 Пояснительная записка
Дата05.04.2016
Размер193.96 Kb.
ТипРабочая программа


МОУ Видновская средняя общеобразовательная школа № 6

Утверждаю

Директор школы:

_____________/Протасова И.И./

«___» ____________ 20____ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кузиной Ольги Михайловны

по геометрии, 11А класс

г.Видное
2011
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения геометрии на базовом уровне в 11 классе общеобразовательной школы.

Данная рабочая программа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;

  • примерной программы по математике среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

  • авторской программы по геометрии (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселева и др. Изд. «Просвещение» М., 2009);

  • учебного плана МОУ Видновской средней общеобразовательной школы № 6;

  • учебника «Геометрия.10-11 классы» (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Л.С.Киселева, Э.Г.Позняк. Изд. М:Просвещение, 2009), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.


При выборе программы учитывалось следующее:

  • соответствие требованиям образовательного стандарта и примерной программе по математике, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

  • программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.


Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели


Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса. При изучении курса геометрии решаются следующие задачи:

  • изучить новые виды числовых выражений и формул;

  • совершенствовать практические навыки и вычислительную культуру;

  • изучить свойства пространственных тел, сформировать умения применять полученные знания для решения практических задач.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего образования отводится не менее 420 ч из расчета 6 ч в неделю с 10 по 11 класс.

Рабочая программа по геометрии для 11 класса рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Методические рекомендации к урокам:

    Уроки – лекции. Как правило, это один час, в течение которого излагается весь теоретический материал. На основе фронтальной беседы с классом, привлечение учащихся к объяснению учитель выясняет, как усваиваются вопросы теории. Достижению более эффективного конечного результата способствуют, элементы первичного контроля (например, ответы на вопросы, диктанты, тесты и т. д.). На этих же уроках рассматриваются случаи применения вопросов теории к решению несложных упражнений. Образцы решений показывает учитель или наиболее подготовленный учителем учащийся. Учащиеся при этом конспектируют лекцию. Умение записывать лекции совершенствуются в течение учебы в 11 классах, ведь оно понадобится многим из них в дальнейшей учебе.

    Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на лекции. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки решения основных типов задач. Обсуждаются подходы к решению опорных (ключевых) задач их оформление.

      Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.

       Уроки – семинары. Семинары, посвященные повторению, углублению, обобщению пройденного материала. На подготовку дается две недели (сообщается тема, основные вопросы теории, по которым будет проведен опрос, указываются номера задач из учебника, приемами,  решения которых должны владеть учащиеся, дается набор нестандартных упражнений, где нужно проявить творчество при их решении). Распределяются индивидуальные, групповые задания.

         Урок – зачет. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее, чем за три недели до него. Класс делится на группы по четыре человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории (записать нужные формулы, понимать их смысл, рассказать о содержании вопроса, включаются в карточки к зачету и упражнения, отмеченные звездочкой).

Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Количество самостоятельных работ учащихся

уроки

зачеты

лабораторно-практические работы

контрольные работы


1.

Векторы в пространстве

6

5

1

-

-




2.

Метод координат в пространстве

15

13

1

-

1




3.

Цилиндр, конус, шар

16

14

1

-

1




4.

Объёмы тел

17

15

1

-

1




5.

Итоговое повторение

16

16

-

-

-







Итого:

70

63

4

-

3





Содержание тем учебного курса


  1. Векторы в пространстве – 6часов.

Понятие вектора в пространстве. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Коллинеарные векторы. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

  1. Метод координат в пространстве – 15 часов.

Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости. Векторы в координатах, модуль вектора в координатах, равенство векторов в координатах, сложение векторов и умножение вектора на число в координатах Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Коллинеарность векторов в координатах.

  1. Цилиндр, конус, шар – 16 часов.

Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения. Эллипс, гипербола, парабола как сечения конуса. Касательная плоскость к сфере. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника. Цилиндрические и конические поверхности.

  1. Объёмы тел – 17 часов.

Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

  1. Итоговое повторение – 16 часов.


Контрольно-измерительные материалы
Плановых контрольных работ – 3 по следующим темам:

№ 1. Метод координат в пространстве

№ 2. Тела вращения

№ 3. Объёмы тел

Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

IV. Векторы в пространстве (6ч)

1.

Понятие вектора в пространстве.







2.

Сложение и вычитание векторов.







3.

Умножение вектора на число.







4.

Компланарные векторы.







5.

Компланарные векторы.







6.

Зачет № 4.







V. Метод координат в пространстве (15ч)

7.

Прямоугольная система координат в пространстве.







8.

Координаты вектора.







9.

Связь между координатами векторов и координатами точек.







10.

Связь между координатами векторов и координатами точек.







11.

Простейшие задачи в координатах.







12.

Простейшие задачи в координатах.







13.

Угол между векторами.







14.

Скалярное произведение векторов.







15.

Скалярное произведение векторов.







16.

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.







17.

Вычисление углов между прямыми и плоскостями.







18.

Уравнение плоскости.







19.

Движения. Преобразование подобия.







20.

Контрольная работа № 5 по теме «Метод координат в пространстве»







21.

Зачет № 5.







VI. Цилиндр, конус, шар (16ч)

22.

Понятие цилиндра.







23.

Площадь поверхности цилиндра.







24.

Решение задач по теме «Цилиндр».







25.

Понятие конуса.







26.

Площадь поверхности конуса.







27.

Усеченный конус.







28.

Решение задач по теме «Конус».







29.

Сфера и шар. Уравнение сферы.







30.

Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере.







31.

Площадь сферы.







32.

Взаимное расположение сферы и прямой.







33.

Сфера, вписанная в цилиндрическую поверхность.







34.

Сфера, вписанная в коническую поверхность.







35.

Сечения цилиндрической поверхности. Сечения конической поверхности.







36.

Контрольная работа № 6 по теме «Тела вращения»







37.

Зачет № 6.







VII. Объёмы тел (17ч)

38.

Понятие объёма.







39.

Объём прямоугольного параллелепипеда.







40.

Объём прямоугольного параллелепипеда.







41.

Объём прямой призмы.







42.

Объём цилиндра.







43.

Вычисление объёмов тел с помощью интеграла.







44 – 45.

Объём наклонной призмы.







46.

Объём пирамиды.







47.

Объём конуса.







48.

Объём шара.







49.

Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.







50.

Площадь сферы.







51.

Решение задач по теме «Объём шара и его частей»







52.

Решение задач по теме «Объём шара и его частей»







53.

Контрольная работа № 7 по теме «Объёмы тел»







54.

Зачет № 7.







Итоговое повторение (16ч)

55.

Многоугольники.







56.

Многоугольники.







57.

Площади фигур.







58.

Площади фигур.







59.

Параллельность прямых и плоскостей.







60.

Параллельность прямых и плоскостей.







61.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.







62.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.







63.

Многогранники.







64.

Многогранники.







65.

Векторы.







66.

Векторы.







67.

Метод координат в пространстве.







68.

Тела вращения.







69.

Объёмы тел.







70.

Урок обобщающего повторения.








Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса геометрии 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.


уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

    • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.



Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Учебник: Геометрия 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Т.А.Бурмистрова «Профильное обучение: тематическое планирование по математике для 10-11 кл.». М: Просвещение, 2006

  3. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина «Геометрия.11класс. Поурочные планы». Волгоград, «Учитель», 2009

  4. А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Устные проверочные и зачетные работы. 10-11класс». М. «Илекса», 2009.

  5. Б.Г.Зив «Стереометрия. Устные задачи. 10-11 классы». М.: Просвещение, 2005.

  6. Е.М.Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. 10-11классы». М.: Просвещение, 2005.

  7. Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 10 и 11 класса. – М. Просвещение, 2005.

  8. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7 –11 классов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

  10. А.П. Ершова, В.В. Голобородько «Математика. Самостоятельные и контрольные работы 10-11 класс». -М. «Илекса», 2009.

  11. А.П. Ершова, В.В. Голобородько «Тетрадь-конспект по геометрии 10,11 класс». – М: «Илекса», 2008.


Список литературы
1.Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель», 2010.

3.М.Г. Еремина «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений и рабочих программ педагога». Методическое пособие, Калининград, 2010

4.Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. [автор-составитель Т.А.Бурмистрова]. М.: Просвещение, 2009.
СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей математики и информатики от ____.____.______ № ___.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ____________ /______________________/

подпись расшифровка подписи

«____»_______________20_____г.