|
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Система уроков
Урок – лекция. Для решения обшей познавательной задачи предполагаются совместные усилия учителя и учеников. На таком уроке используются демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты (слайды). Применение анимации при создании слайдов позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся к предмету.
Урок – практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть разнообразными: решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, письменные исследования. Компьютер на таких уроках используется как тренажер устного счета, источник справочной информации.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок – тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования.
Урок самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая – уровень обязательной подготовки – «3», уровень возможной подготовки – «4» и «5»; многоуровневые – список заданий, из которого учащийся решает задание по своему выбору.
Урок – контрольная работа проводится на двух уровнях: обязательной и возможной подготовки.
Результаты обучения.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Очерченные стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
Система оценивания
При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях, формировать компетенции:
ключевые образовательные компетенции через развитие умений применять алгоритм решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, текстовых задач, решения геометрических задач;
компетенция саморазвития через развитие умений поставить цели деятельности, планирование этапов урока, самостоятельное подведение итогов;
коммуникативная компетенция через умения работать в парах при решении заданий, обсуждении вариантов решения, умение аргументировать свою точку зрения;
интеллектуальная компетенция через развития умений составлять краткую запись к задаче;
компетенция продуктивной творческой деятельности через развитие умений перевода заданий на математический язык;
информационная компетенция через формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию посредством ИКТ
Промежуточная аттестация учебного курса математики осуществляется через математические диктанты, самостоятельные работы, контрольные работы по разделам учебного материала, тесты.
Предлагаются учащимся разноуровневые тесты, т.е. список заданий делится на две части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания темы. Цель: способствовать развитию устойчивого умения и знания согласно желаниям и возможностям учащихся.
Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Подготовка к ЕГЭ
При отборе учебного материала в первую очередь задействовано содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. В течение всего курса математики в 10-11 классах особое внимание уделяется подготовке обучающихся к единому государственному экзамену. На уроках необходимо использовать в качестве устных упражнений типовые задания из базового уровня КИМов по математике. Уроки повторения в IV четверти составлены с учётом требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ – 2013 г. Контроль знаний обучающихся проводится по системе Статград Отведенные часы учебного планирования, структура и организация учебной деятельности позволит подготовиться учащимся к успешной сдачи ЕГЭ.
Учебно-тематическое планирование
по математике
Класс – 10б
Учитель Горина Т.Е.
Количество часов
Всего – 204 часа, в неделю – 6 часов.
Плановых контрольных работ – 12, зачётов – 3, тестов – 5
Планирование составлено на основе
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа 10-11 классы/ авторы-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. М.: Мнемозина, 2009
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы./ Составитель Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2009.
№
урок
| Наименование разделов и тем уроков
| Кол.
час.
| Использование ИКТ
| Дата проведения
| По плану
| фактически
|
| Повторение материала 7 – 9 классов
| 4
|
|
|
| 1
| Повторение по теме «Преобразование выражений»
| 1
|
|
|
| 2
| Повторение по теме «Уравнения, неравенства»
| 1
|
|
|
| 3
| Повторение по теме «Корни,степени»
| 1
|
|
|
| 4
| Стартовый контроль
| 1
|
|
|
|
| Действительные числа
| 12
|
|
|
| 5
| Натуральные и целые числа. Делимость чисел. Признаки делимости. Деление с остатком (§1)
| 1
|
|
|
| 6
| Простые и составные числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное (§1)
| 1
|
|
|
| 7
| Основная теорема арифметики (§1)
| 1
| Презентация «Для чего нужна математика»
|
|
| 8
| Рациональные числа (§2)
| 1
|
|
|
| 9
| Иррациональные числа (§3)
| 1
|
|
|
| 10
| Иррациональные числа. Сравнение чисел (§3)
| 1
|
|
|
| 11
| Действительные числа и числовая прямая. Числовые неравенства (§4). Проект «Какие числа мы знаем?»
| 1
| Презентация «Какие бывают числа»
|
|
| 12
| Модуль действительного числа. Определение модуля, свойства. Уравнения, содержащие знак модуля (§5)
| 1
| Электрон. учебник – справочник «Алгебра 7-11 класс»
|
|
| 13
| Модуль действительного числа. Неравенства, содержащие знак модуля (§5)
| 1
|
|
|
| 14
| Контрольная работа № 1 по теме «Действительные числа»
| 1
|
|
|
| 15
| Метод математической индукции (§6)
| 1
|
|
|
| 16
| Метод математической индукции. Решение уравнений (§6)
| 1
|
|
|
|
| Некоторые сведения из планиметрии
| 12
|
|
|
| 17
| Угол между касательной и хордой (п.85). Теоремы об отрезках, связанных с окружностью (п.86)
| 1
|
|
|
| 18
| Углы с вершинами внутри и вне круга (п.87)
| 1
|
|
|
| 19
| Вписанный четырёхугольник (п.88)
| 1
|
|
|
| 20
| Описанный четырёхугольник (п.89)
| 1
|
|
|
| 21
| Теорема о медиане треугольника (п.90)
| 1
|
|
|
| 22
| Теорема о биссектрисе треугольника (п.91)
| 1
|
|
|
| 23
| Формулы площади треугольника (п.92). Формула Герона (п.93)
| 1
|
|
|
| 24
| Решение задач на нахождение элементов в треугольнике, его площади. Самостоятельная работа
| 1
|
|
|
| 25
| Теоремы Менелая и Чевы (п.95)
| 1
|
|
|
| 26
| Решение задач на применение теорем Менелая и Чевы
| 1
|
|
|
| 27
| Эллипс. Гипербола. Парабола (п.97-99)
| 1
|
|
|
| 28
| Решение задач по теме «Эллипс. Гипербола. Парабола»
| 1
|
|
|
|
| Числовые функции
| 10
|
|
|
| 29
| Определение числовой функции и способы задания (§7)
| 1
| Электрон. учебник – справочник «Алгебра 7-11 класс»
|
|
| 30
| Свойства функций. Область определения. Множество значений. (§7)
| 1
| Электрон. учебник – справочник «Алгебра 7-11 класс»
|
|
| 31
| Графики функций. Самостоятельная работа.(§7)
| 1
|
|
|
| 32
| Свойства функций. Монотонность. (§8)
| 1
| Электрон. учебник – справочник «Алгебра 7-11 класс»
|
|
| 33
| Свойства функций. Ограниченность (§8)
| 1
|
|
|
| 34
| Свойства функций. Чётность и нечётность (§8)
| 1
| Электрон. учебник – справочник «Алгебра 7-11 класс»
|
|
| 35
| Периодические функции (§9)
| 1
|
|
|
| 36
| Обратная функция (§10)
| 1
| «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», алгебра
|
|
| 37
| Обратная функция. Графики обратных функций (§10). Проект «Функции в алгебре и в жизни»
| 1
| Презентация «Функции в алгебре и в жизни»
|
|
| 38
| Контрольная работа № 2 по теме «Числовые функции»
| 1
|
|
|
| 39
| Введение в стереометрию. Предмет стереометрии (п.1). Аксиомы стереометрии (п.2). Проект «Что такое стереометрия?»
| 1
| Презентация «Что такое стереометрия?»
|
|
| 40
| Некоторые следствия из аксиом стереометрии (п.3)
| 1
| Презентация «Что такое стереометрия?»
|
|
| 41
| Решение задач на использование аксиом стереометрии и их следствий. Самостоятельная работа
| 1
|
|
|
|
| Параллельность прямых и плоскостей
| 8
|
|
|
| 42
| Параллельные прямые в пространстве (п.4). Параллельность трех прямых (п.5). Проект «Параллельность в пространстве»
| 1
| Презентация «Параллельность в пространстве»
|
|
| 43
| Решение задач по теме «Параллельность прямых»
| 1
|
|
|
| 44
| Параллельность прямой и плоскости (п.6).
| 1
| Презентация «Параллельность в пространстве»
|
|
| 45
| Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»
| 1
|
|
|
| 46
| Скрещивающиеся прямые (п.7)
| 1
| Электронное приложение к УМК Смирновых
|
|
| 47
| Углы с сонаправленными сторонам. (п.8). Угол между прямыми (п.9)
| 1
|
|
|
| 48
| Решение задач по теме «Углы между прямыми»
| 1
|
|
|
| 49
| Контрольная работа № 3 по темам «Аксиомы стереометрии», «Параллельность прямых»
| 1
|
|
|
|
| Тригонометрические функции
| 14
|
|
|
| 50
| Числовая окружность (§11)
| 1
| Презентация «Тригонометрия»
|
|
| 51
| Числовая окружность (§11)
| 1
|
|
|
| 52
| Числовая окружность на координатной плоскости (§12)
| 1
| Презентация «Тригонометрия»
|
|
| 53
| Числовая окружность на координатной плоскости (§12)
| 1
|
|
|
| 54
| Синус и косинус. Определение. Таблицы значений (§13)
| 1
| Презентация «Тригонометрия»
|
|
| 55
| Тангенс и котангенс (§13)
| 1
|
|
|
| 56
| Синус и косинус. Простейшие уравнения (§13)
| 1
| Презентация «Тригонометрия»
|
|
| 57
| Тригонометрические функции числового аргумента (§14)
| 1
|
|
|
| |
|
|