|
Протокол № от " " августа 2011 г. Руководитель мо согласовано: Заместитель директора по увр прокина Н. И
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа »
Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей математики, информатики, физики
Протокол № _______
от “____” августа 2011 г.
Руководитель МО
| Согласовано:
Заместитель директора по УВР Прокина Н.И
от “____” августа 2011 г.
| Утверждаю:
Директор МОУ СОШ
Кулагин И.А.
от “____” августа 2011г.
|
Рабочая учебная программа «Геометрия» 10 КЛАСС 2часа в неделю
(всего 68 часа)
Составитель:
Учитель математики Л.И.Устимкина 2011-2012 уч.г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель изучения
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса. Общая характеристика
Краткая характеристика . Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжает и получает развитие содержательная линия «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:
изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Планирование составлено на основе- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы. М., «Дрофа», 2006.
На основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по математике и учебным планом образовательного учреждения. Преподавание ведется в профильном классе. Учебник: Геометрия, 10 – 11. / А.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. / М.: Просвещение, 2002 – 2006.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
№№
| Наименование разделов и тем
| Количество часов по примерной программе
| Количество часов по рабочей программе
| 1
| Введение
| 5
| 3
| 2
| Параллельность прямых и плоскостей
| 19
| 21
|
Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом
В 10 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю Место учебного предмета, курса в учебном плане, среди других учебных дисциплин на определенной ступени образования
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе среднего общего образования в 10 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся)
-умения и навыки ученика- учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
· распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
· описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
· анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
· изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
· строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
· решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
· использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
· проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
· вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Межпредметные связи раскрытые в ходе изучения курса
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики в другие отрасли знания. Связь между учебными предметами является прежде всего отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. В данной программе показывается, что математика является мощным средством для обобщения физических понятий и законов. Во взаимоотношениях физики и математики большое место занимает пересечение внутренних потребностей с развитием наук. Такое пересечение обычно приводит к важным открытиям как в математике так и в физике. Математика представляет аппарат для выражения общих физических закономерностей и методы раскрытия новых физических явлений и фактов, а физика, в свою очередь, стимулирует развитие математики постановкой новых задач.
Тематическое планирование
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Максимальная нагрузка учащегося, ч.
| Из них
| Теоретическое обучение, ч.
| Лабораторные и практические работы, зачеты ч.
| Контрольная работа, ч.
| Экскурсии, ч.
| Самостоятельная работа, ч.
| 1
| Введение
| 3
| 2
| 1
|
|
|
| 2
| Параллельность прямых и плоскостей
| 21
| 17
|
| 1
|
| 3
| 3
| Перпендикулярность прямых и плоскостей
| 20
| 13
| 2
| 1
|
| 3
| 4
| Многогранники
| 12
| 9
|
| 1
|
| 2
| 5
| Векторы в пространстве
| 6
| 3
| 1
| 1
|
| 1
|
| Повторение.
| 6
| 3
|
|
|
| 3
|
| ИТОГО
| 68
| 48
| 4
| 4
|
| 12
| Обучение в объеме 68 часов (2ч в неделю). В соответствии с этим реализуется типовая программа «Геометрия, 10-11», авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. в объеме 68 часов. В том числе, для проведения:
контрольных работ – 4 учебных часа;
зачетных работ – 4 учебных часов;
СОДЕРЖАНИЕ дисциплины
Распределение тем: «Введение в стереометрию»- 5 часов, «Параллельность прямых и плоскостей» -19 часов, «Перпендикулярность прямых и плоскостей» -20 часов, «Многогранники» -12 часов, «Векторы в пространстве»- 6 часов.
Тема 1 «Параллельность прямых и плоскостей».
Введение (5 часов).
Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Вид контроля, измерители
| Элементы
содержания
урока
| Требования
к уровню
подготовки
учащихся
|
Элементы дополни-
тельного содержания
| Оборудование для
демонстраций,
лабораторных,
практических работ
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| 1
| У-1. Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
| 1
| Урок-лекция
|
| Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин
| Иметь представление о содержании предмета стереометрии. Знать аксиомы стереометрии и их следствия.
| Иметь представление о содержании предмета стереометрии, об аксиоматическом методе построения геометрии. Знать аксиомы стереометрии и их следствия.
Уметь применять их при решении задач
| Демонстрационный материал «Аксиомы стереометрии»
| Пп. 1,2
|
|
| 2
| У-2. Некоторые следствия из аксиом.
| 1
| Урок-закрепление изученного.
| Устный опрос
| CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория «Стереометрия».
| П.3. Задачи 6-9.
|
|
| 3
| У-3. У-4. У-5. Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
| 3
| Урок- решение задач
| Самостоятельная работа 1.1
| ЖГ Слайды «Прямоугольный параллелепипед. Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 1.1
|
|
|
| 4
|
|
| 5
|
|
|
Уровень обязательной подготовки выпускника
Верно ли утверждение: если три точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости?
Уровень возможной подготовки выпускника
Три прямые проходят через одну точку. Через каждые две из них проведена плоскость. Сколько всего проведено плоскостей?
Тема 2. Параллельность прямых и плоскостей (19 часов). Сквозная линия: Геометрические тела и их свойства. Измерение геометрических величин.
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Вид контроля, измерители
| Элементы
содержания
урока
| Требования
к уровню
подготовки
учащихся
|
Элементы дополни-
тельного содержания
| Оборудование для
демонстраций,
лабораторных,
практических работ
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| План
| Факт
|
6
| У-1. Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трёх прямых.
| 1
| Комбинированный урок
| Устный опрос учащихся
| Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность прямых и плоскостей. Признаки параллельности прямых и плоскостей.
| Знать определения параллельных прямых и плоскостей, их взаимное расположение в пространстве, признаки параллельности прямых и плоскостей. Уметь решать простые задачи по этой теме.
| Знание определения параллельных прямых и плоскостей, их взаимное расположение в пространстве, признаки параллельности прямых и плоскостей. Умение решать простые задачи по этой теме, правильно выполнять чертеж по условию стереометрической задачи, понимать стереометрические чертежи, решать задачи на доказательство, строить сечения геометрических тел.
| CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория «Стереометрия».
| Пп. 4,5
|
|
|
7
| У-2. Парралельность прямой и плоскости.
| 1
| Урок-закрепление изученного.
| Устный опрос учащихся
| ЖГ Слайды «Тетраэдр» , «Параллелепипед»
| П.6
|
|
|
8
| У-3. У-4. У-5. Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости.
| 3
| Урок- решение задач
| Самостоятельная работа 1.2
| Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 1.2.
| П.6,7
|
|
| 9
|
|
| 10
|
|
|
11
| У-6. Скрещивающиеся прямые.
| 1
| Урок-лекция
|
| CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория «Стереометрия».
|
|
|
|
12
| У-7. Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.
| 1
| Урок-закрепление изученного.
|
| CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория «Стереометрия».
| Пп. 8,9.
|
|
|
13
| У-8.У-9. У-10. Повторение теории решение задач. Контрольная работа №1. (20 мин)
| 3
| Урок-закрепление изученного.
| Устный опрос учащихся.
Контрольная работа №1
|
|
|
| Раздаточный дифференцированный материал. Самостоятельная работа 1.4.
Дифференцированные контрольно- измерительные материалы. Контрольная работа №1.
|
|
|
| 14
|
|
|
15
|
|
| 16
| У-11. У-12. Параллельные плоскости. Свойства параллельных плоскостей.
| 2
| Урок -лекция
|
|
|
| ЖГ Слайды «Тетраэдр», «Параллелепипед», устный опрос учащихся.
| Пп.12,13
|
|
| 17
|
|
| 18
| У-13. У-14. Тетраэдр. Параллелепипед.
| 2
| Урок -лекция
|
|
|
| ЖГ Слайды «Тетраэдр», «Параллелепипед»
| П.14.
|
|
| 19
|
|
| 20
| У-15. У-16. Задачи на построение сечений.
| 2
| Урок- решение задач
|
|
|
| CD« Математика 5-11 кл.» Виртуальная лаборатория «Стереометрия».
|
|
|
| 21
|
|
| 22
| У-17. Повторение теории, решение задач.
| 1
| Урок – обобщение и систематизация знаний.
|
|
|
| ЖГ Слайды «Тетраэдр», «Параллелепипед»
|
|
|
| 23
| У-18. Контрольная работа №2.
| 1
| Урок-контрольная работа
| Контрольная работа №1
|
|
| Дифференцированные контрольно- измерительные материалы. Контрольная работа №2.
|
|
|
| 24
| У-19. Зачет №1.
| 1
|
| Тест
|
|
| Раздаточный дифференцированный материал. Тест.
|
|
|
|
Уровень обязательной подготовки выпускника
Параллельные плоскости α и β пересекают сторону АВ угла ВАС соответственно в точках А1 и А2, а сторону АС этого угла – соответственно в точках В1 и В2. Найдите АА2 и АВ2, если А1А2 = 2А1А, А1А2=12 см, АВ1=5 см.
Уровень возможной подготовки выпускника
Стороны АВ и ВС параллелограмма АВСD пересекают плоскость α . Докажите, что прямые AD и DC также пересекают плоскость α.
Проведите сечение прямоугольного параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 , проходящее через вершину А, В и середину ребра СС1.
|
|
|