Главная страница


Программа данного факультатива «Решение геометрических задач»



Скачать 144.63 Kb.
НазваниеПрограмма данного факультатива «Решение геометрических задач»
Дата14.02.2016
Размер144.63 Kb.
ТипПрограмма


c:\users\user\desktop\титульные листы\ccf05032015_00006.jpg
Пояснительная записка
Практическая значимость школьного курса математики, раздела геометрии 7 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

Программа данного факультатива «Решение геометрических задач» (всего: 34 часа, 1 час в неделю) рассчитана на учащихся 7-х классов общеобразовательного профиля, которые хотят изучать геометрию на повышенном уровне.
Основная цель обучения:

  • Обеспечить углубленное изучение геометрии.


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса обучения

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

метапредметные:

    1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

    3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

    4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

    5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

    8. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

    9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

    10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

    11. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

    12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

    13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

    14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  1. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность); формирование представлений о пространственных геометрических фигурах (многогранный угол пирамида, конус);

  2. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Организация учебного процесса.

Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются. Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.

Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся. Также обучающиеся решают жизненные задачи (модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления длин реальных объектов при решении практических задач.

Соответствие изучаемых вопросов.





Изучаемые вопросы в школьном курсе

ДоПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы для изучения(*)


Геометрические фигуры.


  • Отрезки и их длины

  • Углы. Смежные углы.

  • Треугольник.

  • Свойства его сторон и углов

  • Трёхгранный угол.

  • Многогранные углы.

  • Многоугольники.

  • Углы многоугольников.

  • Правильные многоугольники.

  • Многогранники.

  • Пирамида. Теорема Эйлера.


Изометрия и равенство фигур.


  • Равенство треугольников.

  • Признаки равенства треугольников.




  • Геометрические преобразования (поворот, центральная симметрия)


Взаимное расположение прямых.


  • Пересекающие прямые.

  • Перпендикулярные прямые

  • Параллельные прямые.

  • Конус. Развёртка конуса.

  • Осевая симметрия.

  • Касательная к окружности.

  • Свойства углов многоугольников.

  • Пятый постулат Евклида.

  • Неевклидова геометрия.



Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать/понимать

Учащиеся должны

уметь

  • Понятие геометрических фигур.

  • Определение смежных и вертикальных углов и их свойства.

  • Понятие трёхгранного и многогранного угла.

  • Треугольника и его элементов.




  • Теорему о сумме углов треугольника.

  • Понятие многоугольника, правильного многоугольника, многогранника.

  • Понятие пирамиды.

  • Теорему Эйлера.




  • Признаки равенства треугольников.




  • Геометрические преобразования.




  • Взаимное расположение прямых.




  • Определение геометрического места точек.

  • Определение и свойства касательной к окружности.

  • Аксиому, свойства и признаки параллельных прямых.

  • Пятый постулат Евклида.

  • Понятие неевклидовой геометрии.

  • Строить, измерять и решать задачи, используя понятие отрезка.

  • Использовать свойство смежных углов при решении задач.

  • Различать многогранные углы.




  • Находить периметр и стороны треугольника.

  • Находить углы треугольника.




  • Различать правильные многогранники.




  • Различать виды пирамид.

  • Пользоваться теоремой Эйлера при решении задач.

  • Доказывать равенства треугольников, используя признаки равенства.

  • Выполнять геометрические преобразования (поворот, центральную и осевую симметрию).

  • Строить пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые

  • Строить окружность с заданным радиусом.

  • Выполнять построение касательной к окружности.

  • Классифицировать углы при параллельных прямых и секущей.





Программное содержание.

Содержание спецкурса по геометрии способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.


  1. Основные геометрические фигуры.

Отрезки и их длины. Углы на плоскости. Смежные углы. Трёхгранный угол. Многогранные углы.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о простейших геометрических фигур. Отработать алгоритмы решения задач с геометрической составляющей. Рассмотреть решение задач на нахождение смежных углов, используя свойства и следствия. Уметь классифицировать углы (острые, прямые, тупые, развёрнутые). Уметь различать выпуклые и невыпуклые фигуры. Рассмотреть разные многогранные углы и их элементы.


  1. Многоугольники и многогранники.

Треугольник. Свойства его сторон и углов. Многоугольники. Углы многоугольников. Правильные многоугольники. Многогранники. Пирамиды. Виды пирамид. Правильные многогранники. Теорема Эйлера.
Основная цель – систематизировать знания учащихся при решении задач на нахождение сторон треугольника, используя понятие периметра; углов треугольника, используя теорему о сумме углов треугольника. Отработать умения по использованию теоремы о неравенстве треугольника. Уметь классифицировать треугольники по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние треугольники) и углам (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные). Выработать стойкие умения и навыки при нахождении углов многоугольников. Научится решать задачи, используя теорему Эйлера.


  1. Равенство фигур и изометрии.

Равенство треугольников. Три признака равенства треугольников. Понятие изометрии. Поворот. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры.
Основная цель – выработать стойкие умения и навыки при доказательстве равенства треугольников, используя признаки равенства треугольников. Рассмотреть различные геометрические преобразования и уметь выполнять поворот, центральную симметрию разных фигур. Знать о центрально-симметричных фигурах и их свойствах. Уметь строить центрально-симметричные фигуры.

  1. Пересекающиеся прямые.

Вертикальные углы. Конус. Развёртка конуса. Перпендикулярные прямые. Высота треугольника. Равнобедренный треугольник. Осевая симметрия. Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр к отрезку. Касательная к окружности
Основная цель – выработать умения по нахождению вертикальных углов. Уметь строить конус и его развёртку на плоскости. Отработать навыки по решению задач на равнобедренный треугольник (нахождение углов и сторон равнобедренного треугольника.). Освоить определение серединного перпендикуляра к отрезку. Рассмотреть задачи, содержащие понятие касательной к окружности.


  1. Параллельные прямые.

Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых и секущей. Свойства углов многоугольников. Пятый постулат Евклида. Неевклидова геометрия.
Основная цель – закрепить навыки по классификации углов при пересечении двух прямых секущей (внутренние накрест лежащие, соответственные, внутренние односторонние углы). Закрепить навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. Отработать умения по построению параллельных прямых. Сформировать у учащихся понятия «постулат Евклида» и «неевклидова геометрия»


Учебное тематическое планирование.


дата

Тема учебного занятия

Количество часов

занятия

Тип занятия

Основные геометрические фигуры. 5 часов




Понятие геометрической фигуры.


1

1

обобщение и систематизация знаний



Отрезки и их длины.


1


2

обобщение и систематизация знаний



Углы на плоскости.


1


3

обобщение и систематизация знаний




Смежные углы.

1

4

практикум



Трёхгранный угол. Многогранные углы.

1

5

практикум

Многоугольники и многогранники. 6 часов





Треугольник. Свойства его сторон и углов.


1


6

изучения нового материала




Многоугольники.


1


7

изучения нового материала




Углы многоугольников. Правильные многоугольники.


1


8

изучения нового материала




Знакомство с многогранниками.


1


9

изучения нового материала




Пирамида. Виды пирамид.


1


10

изучения нового материала




Правильные многогранники. Теорема Эйлера.


1


11

изучения нового материала

Равенство фигур и изомерии. 5 часов





Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников.



1


12

обобщение и систематизация знаний




Второй признак равенства треугольников.


1


13

обобщение и систематизация знаний




Третий признак равенства треугольников.


1


14

обобщение и систематизация знаний




Поворот. Геометрические преобразования.


1


15

изучения нового материала




Центральная симметрия.


1


16

изучения нового материала

Пересекающиеся прямые. 8 часов





Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы.


1


17

обобщение и систематизация знаний




Конус. Развёртка конуса.


1


18

изучения нового материала




Перпендикулярные прямые.



1


19

обобщение и систематизация знаний




Высота треугольника.


1


20

обобщение и систематизация знаний




Осевая симметрия и её применение.


1


21

урок изучения нового материала




Равнобедренный треугольник.


1


22

обобщение и систематизация знаний




Касательная к окружности.


1


23

изучения нового материала




Касательная к окружности.


1


24

обобщение и систематизация знаний

Параллельные прямые. 10 часов




Параллельные прямые.


1


25

обобщение и систематизация знаний




Аксиома параллельных прямых.


1


26

обобщение и систематизация знаний




Пересечение двух прямых секущей.


1


27

обобщение и систематизация знаний




Признаки параллельности прямых.



1


28

обобщение и систематизация знаний




Признаки параллельности прямых.



1


29

обобщение и систематизация знаний




Пятый постулат Евклида.


1

30

изучения нового материала




Свойства параллельны прямых.



1


31

обобщение и систематизация знаний




Свойства параллельных прямых.



1


32

обобщение и систематизация знаний




Неевклидова геометрия



1


33

изучения нового материала




Обобщающий урок.


1


34

обобщение и систематизация знаний



Литература

  1. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. -М.: Илекса, 2011г.

  2. Ершова А.П. , Голобородько В.В. Устные прверочные и зачётные работы по геометрии для 7-9 классов. –М.: Илекса, 2010, -176 с.

  3. Зив Б. Г. И др. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.-М.: Просвещение, 1991.-171 с.-(Б-ка учителя математики).

  4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. 2010

  5. Козлова, С.А. Геометрия 7-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. – М. : Баланс, 2013.-320 с.(Образовательная система «Школа 2100»

  6. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. –М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2010,-56с.