|
Программа данного факультатива «Решение геометрических задач»
Пояснительная записка Практическая значимость школьного курса математики, раздела геометрии 7 класса обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Программа данного факультатива «Решение геометрических задач» (всего: 34 часа, 1 час в неделю) рассчитана на учащихся 7-х классов общеобразовательного профиля, которые хотят изучать геометрию на повышенном уровне. Основная цель обучения:
Обеспечить углубленное изучение геометрии.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса обучения
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
метапредметные:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность); формирование представлений о пространственных геометрических фигурах (многогранный угол пирамида, конус);
умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Организация учебного процесса.
Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются. Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.
Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся. Также обучающиеся решают жизненные задачи (модель реальной ситуации, для разрешения которой необходим набор математических знаний)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин реальных объектов при решении практических задач.
Соответствие изучаемых вопросов.
Изучаемые вопросы в школьном курсе
| ДоПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы для изучения(*)
|
Геометрические фигуры.
| Отрезки и их длины
Углы. Смежные углы.
Треугольник.
Свойства его сторон и углов
| Трёхгранный угол.
Многогранные углы.
Многоугольники.
Углы многоугольников.
Правильные многоугольники.
Многогранники.
Пирамида. Теорема Эйлера.
|
Изометрия и равенство фигур.
| Равенство треугольников.
Признаки равенства треугольников.
| Геометрические преобразования (поворот, центральная симметрия)
|
Взаимное расположение прямых.
| Пересекающие прямые.
Перпендикулярные прямые
Параллельные прямые.
| Конус. Развёртка конуса.
Осевая симметрия.
Касательная к окружности.
Свойства углов многоугольников.
Пятый постулат Евклида.
Неевклидова геометрия.
|
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать/понимать
| Учащиеся должны
уметь
| Понятие геометрических фигур.
Определение смежных и вертикальных углов и их свойства.
Понятие трёхгранного и многогранного угла.
Треугольника и его элементов.
Теорему о сумме углов треугольника.
Понятие многоугольника, правильного многоугольника, многогранника.
Понятие пирамиды.
Теорему Эйлера.
Признаки равенства треугольников.
Геометрические преобразования.
Взаимное расположение прямых.
Определение геометрического места точек.
Определение и свойства касательной к окружности.
Аксиому, свойства и признаки параллельных прямых.
Пятый постулат Евклида.
Понятие неевклидовой геометрии.
| Строить, измерять и решать задачи, используя понятие отрезка.
Использовать свойство смежных углов при решении задач.
Различать многогранные углы.
Находить периметр и стороны треугольника.
Находить углы треугольника.
Различать правильные многогранники.
Различать виды пирамид.
Пользоваться теоремой Эйлера при решении задач.
Доказывать равенства треугольников, используя признаки равенства.
Выполнять геометрические преобразования (поворот, центральную и осевую симметрию).
Строить пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые
Строить окружность с заданным радиусом.
Выполнять построение касательной к окружности.
Классифицировать углы при параллельных прямых и секущей.
|
Программное содержание.
Содержание спецкурса по геометрии способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Основные геометрические фигуры.
Отрезки и их длины. Углы на плоскости. Смежные углы. Трёхгранный угол. Многогранные углы. Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о простейших геометрических фигур. Отработать алгоритмы решения задач с геометрической составляющей. Рассмотреть решение задач на нахождение смежных углов, используя свойства и следствия. Уметь классифицировать углы (острые, прямые, тупые, развёрнутые). Уметь различать выпуклые и невыпуклые фигуры. Рассмотреть разные многогранные углы и их элементы.
Многоугольники и многогранники.
Треугольник. Свойства его сторон и углов. Многоугольники. Углы многоугольников. Правильные многоугольники. Многогранники. Пирамиды. Виды пирамид. Правильные многогранники. Теорема Эйлера. Основная цель – систематизировать знания учащихся при решении задач на нахождение сторон треугольника, используя понятие периметра; углов треугольника, используя теорему о сумме углов треугольника. Отработать умения по использованию теоремы о неравенстве треугольника. Уметь классифицировать треугольники по сторонам (разносторонние, равнобедренные, равносторонние треугольники) и углам (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные). Выработать стойкие умения и навыки при нахождении углов многоугольников. Научится решать задачи, используя теорему Эйлера.
Равенство фигур и изометрии.
Равенство треугольников. Три признака равенства треугольников. Понятие изометрии. Поворот. Центральная симметрия. Центрально-симметричные фигуры. Основная цель – выработать стойкие умения и навыки при доказательстве равенства треугольников, используя признаки равенства треугольников. Рассмотреть различные геометрические преобразования и уметь выполнять поворот, центральную симметрию разных фигур. Знать о центрально-симметричных фигурах и их свойствах. Уметь строить центрально-симметричные фигуры.
Пересекающиеся прямые.
Вертикальные углы. Конус. Развёртка конуса. Перпендикулярные прямые. Высота треугольника. Равнобедренный треугольник. Осевая симметрия. Геометрическое место точек. Серединный перпендикуляр к отрезку. Касательная к окружности Основная цель – выработать умения по нахождению вертикальных углов. Уметь строить конус и его развёртку на плоскости. Отработать навыки по решению задач на равнобедренный треугольник (нахождение углов и сторон равнобедренного треугольника.). Освоить определение серединного перпендикуляра к отрезку. Рассмотреть задачи, содержащие понятие касательной к окружности.
Параллельные прямые.
Параллельные прямые. Аксиома параллельных прямых. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых и секущей. Свойства углов многоугольников. Пятый постулат Евклида. Неевклидова геометрия. Основная цель – закрепить навыки по классификации углов при пересечении двух прямых секущей (внутренние накрест лежащие, соответственные, внутренние односторонние углы). Закрепить навыки по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых. Отработать умения по построению параллельных прямых. Сформировать у учащихся понятия «постулат Евклида» и «неевклидова геометрия»
Учебное тематическое планирование. дата
| Тема учебного занятия
| Количество часов
| № занятия
| Тип занятия
| Основные геометрические фигуры. 5 часов
|
| Понятие геометрической фигуры.
| 1
| 1
| обобщение и систематизация знаний
|
| Отрезки и их длины.
|
1
|
2
| обобщение и систематизация знаний
|
| Углы на плоскости.
|
1
|
3
| обобщение и систематизация знаний
|
| Смежные углы.
| 1
| 4
| практикум
|
| Трёхгранный угол. Многогранные углы.
| 1
| 5
| практикум
| Многоугольники и многогранники. 6 часов
|
| Треугольник. Свойства его сторон и углов.
|
1
|
6
| изучения нового материала
|
| Многоугольники.
|
1
|
7
| изучения нового материала
|
| Углы многоугольников. Правильные многоугольники.
|
1
|
8
| изучения нового материала
|
| Знакомство с многогранниками.
|
1
|
9
| изучения нового материала
|
| Пирамида. Виды пирамид.
|
1
|
10
| изучения нового материала
|
| Правильные многогранники. Теорема Эйлера.
|
1
|
11
| изучения нового материала
| Равенство фигур и изомерии. 5 часов
|
| Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников.
|
1
|
12
| обобщение и систематизация знаний
|
| Второй признак равенства треугольников.
|
1
|
13
| обобщение и систематизация знаний
|
| Третий признак равенства треугольников.
|
1
|
14
| обобщение и систематизация знаний
|
| Поворот. Геометрические преобразования.
|
1
|
15
| изучения нового материала
|
| Центральная симметрия.
|
1
|
16
| изучения нового материала
| Пересекающиеся прямые. 8 часов
|
| Пересекающиеся прямые. Вертикальные углы.
|
1
|
17
| обобщение и систематизация знаний
|
| Конус. Развёртка конуса.
|
1
|
18
| изучения нового материала
|
| Перпендикулярные прямые.
|
1
|
19
| обобщение и систематизация знаний
|
| Высота треугольника.
|
1
|
20
| обобщение и систематизация знаний
|
| Осевая симметрия и её применение.
|
1
|
21
| урок изучения нового материала
|
| Равнобедренный треугольник.
|
1
|
22
| обобщение и систематизация знаний
|
| Касательная к окружности.
|
1
|
23
| изучения нового материала
|
| Касательная к окружности.
|
1
|
24
| обобщение и систематизация знаний
| Параллельные прямые. 10 часов
|
| Параллельные прямые.
|
1
|
25
| обобщение и систематизация знаний
|
| Аксиома параллельных прямых.
|
1
|
26
| обобщение и систематизация знаний
|
| Пересечение двух прямых секущей.
|
1
|
27
| обобщение и систематизация знаний
|
| Признаки параллельности прямых.
|
1
|
28
| обобщение и систематизация знаний
|
| Признаки параллельности прямых.
|
1
|
29
| обобщение и систематизация знаний
|
| Пятый постулат Евклида.
|
1
| 30
| изучения нового материала
|
| Свойства параллельны прямых.
|
1
|
31
| обобщение и систематизация знаний
|
| Свойства параллельных прямых.
|
1
|
32
| обобщение и систематизация знаний
|
| Неевклидова геометрия
|
1
|
33
| изучения нового материала
|
| Обобщающий урок.
|
1
|
34
| обобщение и систематизация знаний
|
Литература
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. -М.: Илекса, 2011г.
Ершова А.П. , Голобородько В.В. Устные прверочные и зачётные работы по геометрии для 7-9 классов. –М.: Илекса, 2010, -176 с.
Зив Б. Г. И др. Задачи по геометрии для 7-11 классов/Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г. Баханский.-М.: Просвещение, 1991.-171 с.-(Б-ка учителя математики).
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. 2010
Козлова, С.А. Геометрия 7-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/С.А. Козлова, А.Г. Рубин, В.А. Гусев. – М. : Баланс, 2013.-320 с.(Образовательная система «Школа 2100»
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. –М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2010,-56с.
|
|
|