Главная страница

«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности, учащихся в профильном обучении»



Скачать 38.86 Kb.
Название«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности, учащихся в профильном обучении»
Дата28.02.2016
Размер38.86 Kb.
ТипДокументы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

г.о. КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Выступление

на педагогическом совете

Тема: «Познавательный интерес

как фактор развития активности

и самостоятельности,

учащихся в профильном обучении»

подготовила:

учитель математики и ИКТ

Клементьева Н.В.

Кинель, 2009 г.

«Познавательный интерес как фактор развития активности и

самостоятельности, учащихся в профильном обучении».
Профильное обучение — средство индивидуализации обучения на старшей ступени школы.  

   Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.

Эффективность процесса обучения в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

Ведь активизация – эта такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

Особенно это проявляется в старшей ступени, когда все учащиеся занимаются в разных профилях, выбор которых они сделали осознанно, опираясь на свой интерес и дальнейшее профессиональное обучение. И здесь очень важно сохранить познавательный интерес, сформированный на предыдущих ступенях обучения учащихся, и способствовать его дальнейшему расширению.

В нашей школе есть два профиля: социально–экономический и информационно–технологический. В информационно–технологическом профиле на изучение математики отводится 6 часов, а на изучение информатики 4 часа. Такое количество часов даёт возможность более подробно и углубленно разобрать материал на уроке, выполнить больше практических работ и отработать навыки применения изучаемого материала. Большое количество часов позволяет выделить учащимся время на уроке для самостоятельного поиска решения в большем объёме, чем обычно, а так же больше заданий на умение самостоятельно добывать необходимые знания. Всё это вместе позволяет поддерживать познавательный интерес учащихся к предмету.

Учащиеся, занимающиеся в одном профиле, не представляют собой однородную массу. Безусловно, имеется часть учащихся, у которых интерес к предмету, зародился еще до его углубленного изучения. Таким ученикам нужны разнообразные задания. Во время выполнения упражнений тренировочного характера для них всегда надо иметь в запасе более сложные задания. В качестве сложных задач удобно предлагать задачи со звездочками из учебника, чтобы не тратить время на запись их условий.

Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль при этом играют практические работы, а также решение задач с практическим содержанием.

Особое внимание следует обращать на задания, которые формируют умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, контролировать и планировать свою деятельность.

Развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся способствуют факультативные занятия. Большую пользу в воспитании самостоятельности учащихся приносят задания по моделированию. Такие задания способствуют пробуждению интереса учащихся к предмету, более сознательному усвоению курса, связи предмета с жизнью и с другими предметами, пополняют кабинеты интересными и полезными пособиями.

Олимпиады, КВН, тематические вечера, выпуск тематических газет, участие в предметной неделе, все это также способствует развитию познавательной активности учащихся, так как для подготовки к этим мероприятиям необходимо самостоятельно ответить на поставленные вопросы, подобрать материал, задуматься над той или иной проблемой. Проблема должна быть доступной пониманию учащихся.

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школ поставлена важнейшая задача – осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.