Главная страница

Пояснительная записка



Скачать 369.01 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата13.02.2016
Размер369.01 Kb.
ТипПояснительная записка



Пояснительная записка

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • примерной программы по математике основного общего образования,

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • авторского тематического планирования учебного материала,

  • базисного учебного плана 2004 года.


Цели

Изучение алгебры в 7 классах направлено на достижение следующих целей:

  • продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 105 часов алгебры и 70 часов геометрии.

Тематическое и примерное поурочное планирование представлены в материалах для обоих вариантов и сделаны в соответствии с учебником «Алгебра», Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка и др., М.: Просвещение, 2007 и более поздние издания.

Тематическое планирование учебного материала

( 3 часа в неделю итого 105 часов)


  1. Выражения и их преобразования. Уравнения (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)

Числовые выражения и выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Простейшие преобразования выражений с переменными. Уравнение с одним неизвестным и его корень. Линейное уравнение. Решение задач с использованием линейных уравнений.

  1. Статистические характеристики (4часа)

Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.

  1. Функции (14 часов, из них 1 час контрольная работа)

Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Функция y = kx + b и её график. Геометрический смысл коэффициентов. Функция y = kx и ее график (прямая пропорциональность).

  1. Степень с натуральным показателем (14 часов, из них 1 час контрольная работа)

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y = x2, y = x3 и их графики. Измерение величин. Абсолютная и относительная погрешности приближенного значения.

  1. Многочлены (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)

Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители: вынесением общего множителя за скобки, способом группировки.

  1. Формулы сокращённого умножения (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)

Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители.

  1. Системы линейных уравнений (16 часов, из них 1 час контрольная работа)

Линейное уравнение с двумя переменными, его графическая интерпретация. Система уравнений, понятие решения системы уравнений с двумя переменными; решение линейных систем подстановкой и алгебраическим сложением. Графическая интерпретация системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления линейных систем уравнений.

  1. Повторение. Решение задач (8 часов, из них 2 часа контрольные работы)


Примерное тематическое планирование

3 ч в неделю, всего 105




урока

Содержание материала

Кол.час.

Ресур

сы

Техно

логии


Дата проведения

примечание

план

факт




Повторение за курс математики 6 класса










2.09-6.09










Выражения

5
















1-2

Числовые выражения

2







7.09-8.09







3-4

Выражения с переменными

2

през




13.09







5

Сравнение значений выражений

1







14.09










Преобразование выражений

5
















6-7

Свойства действий над числами

2







15.09







8-9

Тождества, тождественные преобразования выражений

2

през




16.09-21.09







10

Контрольная работа №1

по теме «Выражения с переменными. Преобразование выражений»

1







22.09










Уравнение с одной переменной

8
















11-12

Уравнение и его корни

2







27.09-28.09







13-14

Линейное уравнение с одной переменной

2

през




29.09-4.10







15-17

Решение задач с помощью уравнений

3

през




5.10-11.10







18

Контрольная работа №2

по теме «Решение линейных уравнений и задач с помощью линейных уравнений».

1







12.10










Статистические характеристики

6
















19-21

Среднее арифметическое, размах и мода

3







13.10-19.10







22-24

Медиана как статистическая характеристика

3







20.10-26.10










Формулы






















Функции и их графики

4
















25

Понятие функции. Область определения и множество значений функции.

1







27.10







26

Вычисление значений функции по формуле

1







8.11







27-28

Понятие графика функции

2

през




9.11-15.11










Линейная функция

7
















29-31

Прямая пропорциональность и ее график

3

Табл.




16.11-22.11







32-34

Линейная функция и ее график

3

През

Табл.




23.11-29.11










Задание функции несколькими формулами



















35

Контрольная работа №3

по теме «Понятие функции. Линейная функция и ее график»

1







30.11










Степень и ее свойства

6
















36-37

Определение степени с натуральным показателем

2

табл




1.12-6.12







38-39

Умножение и деление степеней

2

табл




7.12-8.12







40-41

Возведение в степень произведения, степени и частного

2

табл




13.12-14.12










Одночлены

6
















42-43

Одночлен и его стандартный вид

2

табл




15.12-20.12







44-45

Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень.

2

табл




21.12-22.12







46

Функции y = x2 и y = x3 и их графики

1

табл




27.12










О простых и составных числах



















47

Контрольная работа №4

по темам «Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены».

1







28.12










Сумма и разность многочленов

4
















48

Многочлен и его стандартный вид, степень многочлена.

1

табл




12.01







49-51

Сложение и вычитание многочленов

3

табл




17.01-19.01










Произведение одночлена и многочлена

7
















52-54

Умножение одночлена на многочлен

3

табл




24.01-26.01







55-57

Вынесение общего множителя за скобки

3

през




31.01-2.02







58

Контрольная работа №5

по теме «Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочлен».

1







7.02










Произведение многочленов

8
















59-61

Умножение многочлена на многочлен

3

табл




8.02-14.02







62-65

Разложение многочлена на множители способом группировки

4

през




15.02-22.02










Деление с остатком



















66

Контрольная работа №6

по теме «Произведение многочленов. Разложение многочлена на множители».

1







23.02










Квадрат суммы и квадрат разности

4
















67-68

Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений

2

табл




28.02-29.02







69-70

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

2

табл




1.03-6.03










Разность квадратов. Сумма и разность кубов

7
















71-72

Умножение разности двух выражений на их сумму

2

табл




7.03-8.03







73-74

Разложение разности квадратов на множители

2

табл




13.03-14.03







75-76

Разложение на множители суммы и разности кубов

2

табл




15.03-20.03







77

Контрольная работа №7

по теме «Формулы сокращенного умножения»

1







21.03










Преобразование целых выражений

7
















78-80

Преобразование целого выражения в многочлен

3







22.03-4.04







81-83

Применение различных способов для разложения на множители

3







5.04-11.04










Возведение двучлена в степень



















84

Контрольная работа №8

по теме «Преобразование целых выражений»

1







12.04










Линейные уравнения с двумя переменными и их системы

4
















85

Линейное уравнение с двумя переменными и их системы

1

през




17.04







86

График линейного уравнения с двумя переменными

1

през




18.04







87-88

Системы линейных уравнений с двумя переменными

2







19.04-24.04










Решение систем линейных уравнений

9
















89-90

Способ подстановки

2

през




25.04-26.04







91-92

Способ сложения

2

през




1.05-2.05







93-96

Решение задач с помощью систем уравнения

4







3.05-10.05







97

Контрольная работа №9

по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»

1







15.05







98-105

Итоговое повторение материала

8
2







16.05-31.05








Итоговая контрольная работа













Геометрия




Тема урока

Кол-во

часов

Ресурсы

Используемые технологии

Дата

Примечания

План

Факт


Основные свойства простейших геометрических фигур 10 ч.


1

Геометрические фигуры. Точка и прямая.

1

презентация




7.09







2

Отрезок. Измерение отрезков.

1







9.09







3

Полуплоскости. Полупрямая.

1

презентация




14.09







4

Угол. Биссектриса угла.

1

презентация




16.09







5

Откладывание отрезков и углов.

1

презентация




21.09







6

Откладывание отрезков и углов.

1

23.09







7

Треугольник.

Существование треугольника равного данного

1


презентация




28.09







30.09







8

Параллельные прямые

1

презентация




5.10







9

Теоремы и доказательства. Аксиомы.

1







7.10







10

Контрольная работа №1

по теме «Основные геометрические свойства простейших фигур»

1







12.10








Смежные и вертикальные углы 9 ч.


11

Смежные углы


1

презентация




14.10







12

Смежные углы. Решение задач

1

19.10







13-14

Вертикальные углы.

2

презентация




21.10,26.10







15

Перпендикулярные прямые.

1

презентация




28.10







16

Перпендикулярные прямые.

1

9.11







17

Доказательство от противного.

1

11.11







18

Решение задач

1







16.11







19

Контрольная работа №2

по теме «Смежные и вертикальные углы».

1







18.11








Признаки равенства треугольников 14 ч.


20

Первый признак равенства треугольников

1

презентация




23.11







21

Использование аксиом при доказательстве теорем

1







25.11







22

Второй признак равенства треугольников.

1

презентация




30.11







23

Равнобедренный треугольник.

1

презентация




2.12







24

Равнобедренный треугольник.


1

7.12







25

Обратная теорема

1







9.12







26-27

Высота, биссектриса и медиана треугольника.

2

презентация




14.12,16.12







28-29

Свойство медианы равнобедрен. треугольника

2







21.12,23.12







30

Третий признак равенства треугольников.

1

презентация




28.12







31

Третий признак равенства треугольников. Решение задач

1

13.01







32

Решение задач

1







18.01







33

Контрольная работа №4

по теме «Признаки равенства треугольников».

1







20.01








Сумма углов треугольника 15 ч.


34


Параллельность прямых

1

презентация




25.01







35

Параллельность прямых

1

27.01







36

Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей

1

презентация




1.02







37-38

Признак параллельности прямых

2







3.02,8.02







39-40

Свойство углов, образованных при сечении параллельных прямых секущей

2

презентация




10.02,15.02







41

Сумма углов треугольника

1







17.02







42

Сумма углов треугольника


1

22.02







43

Внешние углы треугольника

1







24.02







44

Прямоугольный треугольник

1







29.02







45

Прямоугольный треугольник

1

2.03







46

Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

1







7.03







47

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника»

1

9.03







48

Контрольная работа №5

по теме «Сумма углов треугольника».

1







14.03







Геометрические построения 11 ч

49

Окружность. Касательная к окружности.

1

презентация




16.03







50-51

Окружность, описанная около треугольника.

2

презентация




21.03,23.03







52-53

Окружность, вписанная в треугольник

2

презентация




4.04,6.04







54

Задачи на построение:

1)Построение треугольника с данными сторонами

2)Построение угла, равного данному


1







11.04







55

Задачи на построение:

1)Деление отрезка пополам

2)Построение перпендикулярной прямой

1







13.04







56

Геометрическое место точек.

Метод геометрических мест

1







18.04







57-58

Решение задач

2







20.04,25.04







59

Контрольная работа

по теме «Геометрические построения»

1







27.04








Итоговое повторение 11 ч.

4.05-31.05


Требования к уровню подготовки семиклассников

В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

  • находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах

      • моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

      • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


Литература

  1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004

  2. Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005 г.

  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 г.

  5. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Немков К.И., Суворова С.Б. Алгебра, 7 класс, «Просвещение», 2007 г.

  6. Газета «Математика», №11, 2006 г. Приложение к газете «Первое сентября» Тематическое планирование и контрольные работы

  7. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 7 класса – М.: Просвещение, 2000

  8. Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.

  9. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.