|
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана 2004 года.
Цели
Изучение алгебры в 7 классах направлено на достижение следующих целей:
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года, итого 105 часов алгебры и 70 часов геометрии.
Тематическое и примерное поурочное планирование представлены в материалах для обоих вариантов и сделаны в соответствии с учебником «Алгебра», Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка и др., М.: Просвещение, 2007 и более поздние издания.
Тематическое планирование учебного материала
( 3 часа в неделю итого 105 часов)
Выражения и их преобразования. Уравнения (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Числовые выражения и выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Простейшие преобразования выражений с переменными. Уравнение с одним неизвестным и его корень. Линейное уравнение. Решение задач с использованием линейных уравнений.
Статистические характеристики (4часа)
Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.
Функции (14 часов, из них 1 час контрольная работа)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Функция y = kx + b и её график. Геометрический смысл коэффициентов. Функция y = kx и ее график (прямая пропорциональность).
Степень с натуральным показателем (14 часов, из них 1 час контрольная работа)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции y = x2, y = x3 и их графики. Измерение величин. Абсолютная и относительная погрешности приближенного значения.
Многочлены (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители: вынесением общего множителя за скобки, способом группировки.
Формулы сокращённого умножения (20 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов. Применение формул сокращенного умножения к разложению на множители.
Системы линейных уравнений (16 часов, из них 1 час контрольная работа)
Линейное уравнение с двумя переменными, его графическая интерпретация. Система уравнений, понятие решения системы уравнений с двумя переменными; решение линейных систем подстановкой и алгебраическим сложением. Графическая интерпретация системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления линейных систем уравнений.
Повторение. Решение задач (8 часов, из них 2 часа контрольные работы)
Примерное тематическое планирование
3 ч в неделю, всего 105
№
урока
| Содержание материала
| Кол.час.
| Ресур
сы
| Техно
логии
| Дата проведения
| примечание
| план
| факт
|
| Повторение за курс математики 6 класса
|
|
|
| 2.09-6.09
|
|
|
| Выражения
| 5
|
|
|
|
|
| 1-2
| Числовые выражения
| 2
|
|
| 7.09-8.09
|
|
| 3-4
| Выражения с переменными
| 2
| през
|
| 13.09
|
|
| 5
| Сравнение значений выражений
| 1
|
|
| 14.09
|
|
|
| Преобразование выражений
| 5
|
|
|
|
|
| 6-7
| Свойства действий над числами
| 2
|
|
| 15.09
|
|
| 8-9
| Тождества, тождественные преобразования выражений
| 2
| през
|
| 16.09-21.09
|
|
| 10
| Контрольная работа №1
по теме «Выражения с переменными. Преобразование выражений»
| 1
|
|
| 22.09
|
|
|
| Уравнение с одной переменной
| 8
|
|
|
|
|
| 11-12
| Уравнение и его корни
| 2
|
|
| 27.09-28.09
|
|
| 13-14
| Линейное уравнение с одной переменной
| 2
| през
|
| 29.09-4.10
|
|
| 15-17
| Решение задач с помощью уравнений
| 3
| през
|
| 5.10-11.10
|
|
| 18
| Контрольная работа №2
по теме «Решение линейных уравнений и задач с помощью линейных уравнений».
| 1
|
|
| 12.10
|
|
|
| Статистические характеристики
| 6
|
|
|
|
|
| 19-21
| Среднее арифметическое, размах и мода
| 3
|
|
| 13.10-19.10
|
|
| 22-24
| Медиана как статистическая характеристика
| 3
|
|
| 20.10-26.10
|
|
|
| Формулы
|
|
|
|
|
|
|
| Функции и их графики
| 4
|
|
|
|
|
| 25
| Понятие функции. Область определения и множество значений функции.
| 1
|
|
| 27.10
|
|
| 26
| Вычисление значений функции по формуле
| 1
|
|
| 8.11
|
|
| 27-28
| Понятие графика функции
| 2
| през
|
| 9.11-15.11
|
|
|
| Линейная функция
| 7
|
|
|
|
|
| 29-31
| Прямая пропорциональность и ее график
| 3
| Табл.
|
| 16.11-22.11
|
|
| 32-34
| Линейная функция и ее график
| 3
| През
Табл.
|
| 23.11-29.11
|
|
|
| Задание функции несколькими формулами
|
|
|
|
|
|
| 35
| Контрольная работа №3
по теме «Понятие функции. Линейная функция и ее график»
| 1
|
|
| 30.11
|
|
|
| Степень и ее свойства
| 6
|
|
|
|
|
| 36-37
| Определение степени с натуральным показателем
| 2
| табл
|
| 1.12-6.12
|
|
| 38-39
| Умножение и деление степеней
| 2
| табл
|
| 7.12-8.12
|
|
| 40-41
| Возведение в степень произведения, степени и частного
| 2
| табл
|
| 13.12-14.12
|
|
|
| Одночлены
| 6
|
|
|
|
|
| 42-43
| Одночлен и его стандартный вид
| 2
| табл
|
| 15.12-20.12
|
|
| 44-45
| Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень.
| 2
| табл
|
| 21.12-22.12
|
|
| 46
| Функции y = x2 и y = x3 и их графики
| 1
| табл
|
| 27.12
|
|
|
| О простых и составных числах
|
|
|
|
|
|
| 47
| Контрольная работа №4
по темам «Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены».
| 1
|
|
| 28.12
|
|
|
| Сумма и разность многочленов
| 4
|
|
|
|
|
| 48
| Многочлен и его стандартный вид, степень многочлена.
| 1
| табл
|
| 12.01
|
|
| 49-51
| Сложение и вычитание многочленов
| 3
| табл
|
| 17.01-19.01
|
|
|
| Произведение одночлена и многочлена
| 7
|
|
|
|
|
| 52-54
| Умножение одночлена на многочлен
| 3
| табл
|
| 24.01-26.01
|
|
| 55-57
| Вынесение общего множителя за скобки
| 3
| през
|
| 31.01-2.02
|
|
| 58
| Контрольная работа №5
по теме «Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочлен».
| 1
|
|
| 7.02
|
|
|
| Произведение многочленов
| 8
|
|
|
|
|
| 59-61
| Умножение многочлена на многочлен
| 3
| табл
|
| 8.02-14.02
|
|
| 62-65
| Разложение многочлена на множители способом группировки
| 4
| през
|
| 15.02-22.02
|
|
|
| Деление с остатком
|
|
|
|
|
|
| 66
| Контрольная работа №6
по теме «Произведение многочленов. Разложение многочлена на множители».
| 1
|
|
| 23.02
|
|
|
| Квадрат суммы и квадрат разности
| 4
|
|
|
|
|
| 67-68
| Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений
| 2
| табл
|
| 28.02-29.02
|
|
| 69-70
| Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности
| 2
| табл
|
| 1.03-6.03
|
|
|
| Разность квадратов. Сумма и разность кубов
| 7
|
|
|
|
|
| 71-72
| Умножение разности двух выражений на их сумму
| 2
| табл
|
| 7.03-8.03
|
|
| 73-74
| Разложение разности квадратов на множители
| 2
| табл
|
| 13.03-14.03
|
|
| 75-76
| Разложение на множители суммы и разности кубов
| 2
| табл
|
| 15.03-20.03
|
|
| 77
| Контрольная работа №7
по теме «Формулы сокращенного умножения»
| 1
|
|
| 21.03
|
|
|
| Преобразование целых выражений
| 7
|
|
|
|
|
| 78-80
| Преобразование целого выражения в многочлен
| 3
|
|
| 22.03-4.04
|
|
| 81-83
| Применение различных способов для разложения на множители
| 3
|
|
| 5.04-11.04
|
|
|
| Возведение двучлена в степень
|
|
|
|
|
|
| 84
| Контрольная работа №8
по теме «Преобразование целых выражений»
| 1
|
|
| 12.04
|
|
|
| Линейные уравнения с двумя переменными и их системы
| 4
|
|
|
|
|
| 85
| Линейное уравнение с двумя переменными и их системы
| 1
| през
|
| 17.04
|
|
| 86
| График линейного уравнения с двумя переменными
| 1
| през
|
| 18.04
|
|
| 87-88
| Системы линейных уравнений с двумя переменными
| 2
|
|
| 19.04-24.04
|
|
|
| Решение систем линейных уравнений
| 9
|
|
|
|
|
| 89-90
| Способ подстановки
| 2
| през
|
| 25.04-26.04
|
|
| 91-92
| Способ сложения
| 2
| през
|
| 1.05-2.05
|
|
| 93-96
| Решение задач с помощью систем уравнения
| 4
|
|
| 3.05-10.05
|
|
| 97
| Контрольная работа №9
по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
| 1
|
|
| 15.05
|
|
| 98-105
| Итоговое повторение материала
| 8 2
|
|
| 16.05-31.05
|
|
|
Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
| Геометрия
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Ресурсы
| Используемые технологии
| Дата
| Примечания
| План
| Факт
|
Основные свойства простейших геометрических фигур 10 ч.
| 1
| Геометрические фигуры. Точка и прямая.
| 1
| презентация
|
| 7.09
|
|
| 2
| Отрезок. Измерение отрезков.
| 1
|
|
| 9.09
|
|
| 3
| Полуплоскости. Полупрямая.
| 1
| презентация
|
| 14.09
|
|
| 4
| Угол. Биссектриса угла.
| 1
| презентация
|
| 16.09
|
|
| 5
| Откладывание отрезков и углов.
| 1
| презентация
|
| 21.09
|
|
| 6
| Откладывание отрезков и углов.
| 1
| 23.09
|
|
| 7
| Треугольник.
Существование треугольника равного данного
| 1
| презентация
|
| 28.09
|
|
| 30.09
|
|
| 8
| Параллельные прямые
| 1
| презентация
|
| 5.10
|
|
| 9
| Теоремы и доказательства. Аксиомы.
| 1
|
|
| 7.10
|
|
| 10
| Контрольная работа №1
по теме «Основные геометрические свойства простейших фигур»
| 1
|
|
| 12.10
|
|
|
Смежные и вертикальные углы 9 ч.
| 11
| Смежные углы
| 1
| презентация
|
| 14.10
|
|
| 12
| Смежные углы. Решение задач
| 1
| 19.10
|
|
| 13-14
| Вертикальные углы.
| 2
| презентация
|
| 21.10,26.10
|
|
| 15
| Перпендикулярные прямые.
| 1
| презентация
|
| 28.10
|
|
| 16
| Перпендикулярные прямые.
| 1
| 9.11
|
|
| 17
| Доказательство от противного.
| 1
| 11.11
|
|
| 18
| Решение задач
| 1
|
|
| 16.11
|
|
| 19
| Контрольная работа №2
по теме «Смежные и вертикальные углы».
| 1
|
|
| 18.11
|
|
|
Признаки равенства треугольников 14 ч.
| 20
| Первый признак равенства треугольников
| 1
| презентация
|
| 23.11
|
|
| 21
| Использование аксиом при доказательстве теорем
| 1
|
|
| 25.11
|
|
| 22
| Второй признак равенства треугольников.
| 1
| презентация
|
| 30.11
|
|
| 23
| Равнобедренный треугольник.
| 1
| презентация
|
| 2.12
|
|
| 24
| Равнобедренный треугольник.
| 1
| 7.12
|
|
| 25
| Обратная теорема
| 1
|
|
| 9.12
|
|
| 26-27
| Высота, биссектриса и медиана треугольника.
| 2
| презентация
|
| 14.12,16.12
|
|
| 28-29
| Свойство медианы равнобедрен. треугольника
| 2
|
|
| 21.12,23.12
|
|
| 30
| Третий признак равенства треугольников.
| 1
| презентация
|
| 28.12
|
|
| 31
| Третий признак равенства треугольников. Решение задач
| 1
| 13.01
|
|
| 32
| Решение задач
| 1
|
|
| 18.01
|
|
| 33
| Контрольная работа №4
по теме «Признаки равенства треугольников».
| 1
|
|
| 20.01
|
|
|
Сумма углов треугольника 15 ч.
| 34
|
Параллельность прямых
| 1
| презентация
|
| 25.01
|
|
| 35
| Параллельность прямых
| 1
| 27.01
|
|
| 36
| Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей
| 1
| презентация
|
| 1.02
|
|
| 37-38
| Признак параллельности прямых
| 2
|
|
| 3.02,8.02
|
|
| 39-40
| Свойство углов, образованных при сечении параллельных прямых секущей
| 2
| презентация
|
| 10.02,15.02
|
|
| 41
| Сумма углов треугольника
| 1
|
|
| 17.02
|
|
| 42
| Сумма углов треугольника
| 1
| 22.02
|
|
| 43
| Внешние углы треугольника
| 1
|
|
| 24.02
|
|
| 44
| Прямоугольный треугольник
| 1
|
|
| 29.02
|
|
| 45
| Прямоугольный треугольник
| 1
| 2.03
|
|
| 46
| Существование и единственность перпендикуляра к прямой.
| 1
|
|
| 7.03
|
|
| 47
| Решение задач по теме «Сумма углов треугольника»
| 1
| 9.03
|
|
| 48
| Контрольная работа №5
по теме «Сумма углов треугольника».
| 1
|
|
| 14.03
|
|
| Геометрические построения 11 ч
| 49
| Окружность. Касательная к окружности.
| 1
| презентация
|
| 16.03
|
|
| 50-51
| Окружность, описанная около треугольника.
| 2
| презентация
|
| 21.03,23.03
|
|
| 52-53
| Окружность, вписанная в треугольник
| 2
| презентация
|
| 4.04,6.04
|
|
| 54
| Задачи на построение:
1)Построение треугольника с данными сторонами
2)Построение угла, равного данному
| 1
|
|
| 11.04
|
|
| 55
| Задачи на построение:
1)Деление отрезка пополам
2)Построение перпендикулярной прямой
| 1
|
|
| 13.04
|
|
| 56
| Геометрическое место точек.
Метод геометрических мест
| 1
|
|
| 18.04
|
|
| 57-58
| Решение задач
| 2
|
|
| 20.04,25.04
|
|
| 59
| Контрольная работа
по теме «Геометрические построения»
| 1
|
|
| 27.04
|
|
|
Итоговое повторение 11 ч.
| 4.05-31.05
|
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx, y = x2, y = x3) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Литература
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005 г.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 г.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Немков К.И., Суворова С.Б. Алгебра, 7 класс, «Просвещение», 2007 г.
Газета «Математика», №11, 2006 г. Приложение к газете «Первое сентября» Тематическое планирование и контрольные работы
Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 7 класса – М.: Просвещение, 2000
Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.
|
|
|