Главная страница

Урок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения и способы их решения"



Скачать 102.28 Kb.
НазваниеУрок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения и способы их решения"
Дивеева Елена Степановна
Дата05.04.2016
Размер102.28 Kb.
ТипУрок

Нижегородская область, п.г.т. Шатки

МОУ Шатковская СОШ № 1

Урок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения и способы их решения"

Выполнила: Дивеева Елена Степановна

учитель математики первой

квалификационной категории.


Цель урока:

Обобщение темы «Квадратное уравнение»; создание условий для осознанного и уверенного владения навыком решения квадратных уравнений, рассмотрение различных способов решения квадратных уравнений.
Образовательные задачи урока:

систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельность учащихся при решении квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие задачи урока:

развивать математическое мышление, память, внимание;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;

развивать коммуникативные навыки; навыки  самостоятельной  работы;

развивать устную и письменную речь учащихся;

привить любовь к предмету, желание познать новое.
Воспитательные задачи урока:

воспитывать культуру умственного труда;

воспитывать культуру коллективной работы;

воспитывать информационную культуру;

воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний; воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная работа, парная работа, групповая (коллективная) деятельность.
Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:

Компьютер, мультимедийная установка, презентация, листы учета знаний, карточки.

Хронометраж урока:

  1. Организационный этап – 2 мин

  2. Повторение

  1. Определение квадратного уравнения- 4 мин

  2. Виды уравнений -3 мин

  3. Способы решения уравнений-5мин

  1. Историческая минутка- 1мин

  2. Мастер - класс для учащихся класса-10 мин

  3. Решение уравнений -18 мин

  4. Инструктаж по домашнему заданию -1 мин

  5. Подведение итогов урока -1 мин

Ход урока:

I. Организационный момент. «Настроимся на урок!»

Здравствуйте, ребята и гости нашего урока!

Математику не зря называют «царицей наук». Ей больше, чем какой–нибудь другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова:

Если ты услышишь,
что кто-то не любит
математику, не верь.

Её нельзя не любить - её
можно только не знать.


Вы уже умеете решать квадратные уравнения, задачи на составление квадратных уравнений. Но знания нужно не только иметь, но и уметь их показывать, что вы, надеюсь и сделаете на сегодняшнем уроке. А я вам в этом помогу.

-Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока:

Урок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения».

Каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. Для этого у вас на партах лежат листы результативности, в которые вы будете фиксировать свои успех в баллах.

Лист результативности.

Ф.И.

Карт.1

Карт.2

Карт.4


Карт.5

Карт.6

Ответы на устные вопросы

0,5 б.

Количество

баллов

 

 

 

 

 

 

Приступим к работе.

2.Повторение

1) Определение квадратного уравнения.

Слайд 3

  • Ребята, какие уравнения называются квадратными?

  • Квадратным уравнением называется уравнение вида ах² + вх + с = 0,

где х – переменная, а, в, с – некоторые числа, причем а ≠ 0.

Числа а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения. Число а –

первый коэффициент, в – второй коэффициент, с – свободный

член.

2) Виды уравнений

На карточке № 1 записаны уравнения. Из предложенных уравнений выберите квадратные уравнения. (2 минуты).

Проверим результат. Слайд 4.

Критерий оценивания:

Нет ошибок – 5 б.

1 ош. – 4б.

2 ош. - 3б.

3 ош. – 2б.

4 ош. – 1 б.

5 ош. – 0 б.

Запишите результат в карту результативности.

2)

-- На какие группы можно разбить выбранные уравнения?

( Неполные, полные, среди полных уравнений- приведенные).

Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. На слайде 5 вы видите 5 квадратных уравнений.

В карточке № 2 делаете записи. Определите вид квадратного уравнения и укажите его коэффициенты. За каждый правильный ответ 1 балл записывайте в карту.

Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду.
Тест “Виды квадратных уравнений”

Ф.И.

полное

неполное

приве-

денное

а

в

с

1 1,3х2 = 0

 

 

 










2. + х2 - 3 = 0


 

 

 










3. 49х2 – 81 = 0

 

 

 










4. 2 - 7 = 0

 

 

 










5. 2 - = 0


 

 

 










Критерий оценивания:

Нет ошибок – 5 баллов.

1 ош. – 4б.

2 ош. - 3б.

3 ош. – 2б.

4 ош. – 1 б.

5 ош. - 0б.

Результат записывается в “Карту результативности”.

Ключ к тесту:

1.




 =




1,3

0

0

2.






 =

1

6

-3

3.

 

=




49

0

-81

4.

=

 

 

2

-8

-7

5.




 =

 

3

-2

0

Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались.

3) Способы решения квадратных уравнений.

Слайд 6

Перед вами 7 уравнений, я сейчас задаю вам вопросы по способам решения квадратных уравнений, а вам надо указать уравнение которое проще всего решить этим способом. Если ответ верный, то откроется буква, соответствующая номеру этого уравнения и мы узнаем имя математика, который занимался изучением уравнений.

Карточка №4


  1. 3x2-2x-5=0

  2. х2=5

  3. 7x2+14x=0

  4. х2+5x+4=0

  5. х2+4x+4=0

  6. х2-4=0

  7. 2x2-11x+5=0


1)Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки? №3 (Д)

2)Какое уравнение можно решить методом выделения полного квадрата? (представить в виде квадрата двучлена.) №5 (И)

3) Какое уравнение решается по формуле, используя четный второй коэффициент? №1 (О)

4)Какое уравнение удобно решить по теореме Виета?

№4 (Ф)

5)Какое уравнение можно решить разложением разности квадратов на множители? №6 (А)

6)В каком уравнении надо применять общую формулу корней квадратного уравнения? №7 (Н)

7)Какое уравнение можно решить извлечением квадратных корней из обеих его частей? №2 (Т)

3. Историческая минутка

Вы догадались, о ком идет речь? Да, имя математика, который занимался изучением уравнений, их классификацией, способами решения – Диофант.

Слайд 7. И не только он! Посмотрите на слайд. На нем изображены ученые, которые внесли свой вклад в развитие этой темы. Наиболее полную информацию о них вы почерпнёте из письменный докладов учеников нашего класса, расположенных на стенде « уголок информации».

4.Мастер - класс для учащихся класса

Названные способы решения уравнений являются базовыми и применяются в школьном курсе математики.

Но имеются и другие способы решения квадратных уравнений.

Четыре ученицы класса провели исследовательскую работу по изучению новых способов решения квадратных уравнений.

Давайте рассмотрим результат их работы.

Слайд 8

Отчет о проделанной работе:

Мы проводили исследовательскую работу по вопросу решения квадратных уравнений новыми способами, не изучаемыми в школьном курсе математики. И обнаружили группу квадратных уравнений, коэффициенты которых и свободный член обладают особым свойством. Если сложить коэффициенты и свободный член уравнения, то получим число 0. Мы начали решать их, и оказалось, что корни таких уравнений: число 1 и число, равное частному от деления свободного члена уравнения на старший коэффициент. Найденный способ позволит устно определять корни таких уравнений.

Свойства коэффициентов квадратного уравнения

Если в уравнении ax2 + bx + c = 0

a + b + c = 0,

то х1= 1, х2 = с/а

x2 +23x-24=0

19x2 - 29x+10=0

2013 x2 -2014x+1=0

Объяснить на примерах.

Слайд 9

Мы обнаружили другую группу квадратных уравнений, коэффициенты которых тоже обладают особым свойством. Если сложить старший коэффициент и свободный член уравнения, то получим второй коэффициент. Решая их, мы выяснили, что их корни: число -1 и число, равное – с/а. Найденный способ позволит устно определять корни таких уравнений.

Свойства коэффициентов квадратного равнения

Если в уравнении ax2 + bx + c = 0

a + cb=0,

то х1= -1, х2 = - с/а

x2 -9x-10=0

5x2+4x-1=0

2013 x2 +2014x+1=0

Объяснить на примерах.

Давайте выясним, понятен ли вам новый способ решения квадратных уравнений – по свойству коэффициентов.

Слайд 10

Решить устно уравнения. Записать ответ в карточку № 5 . За каждый правильный ответ 1 балл.

  • 1) -3х2 +5 х - 2 = 0

  • 2) 200х2 – 23х – 177 = 0

  • 3) 90х2– 25х -115 = 0

  • 4) 7х2 – 10х +3 = 0

  • 5) 12х2 +13х +1 = 0

Слайд 11 Проверка ответов. Запишите результат в лист результативности.

  • 1) х1= 1, х2 = 2/3

  • 2) х1= 1, х2 = - 177/ 200

  • 3) х1= - 1, х2 = 115/90= 23/18= 1

  • 4) х1= 1, х2 = 3/7

  1. х1= -1, х2 = - 1/12

5. Решение уравнений

Вернемся к основным школьным методам решения квадратных уравнений.

Возьмите карточку № 6 .

Вам предлагается решить несколько квадратных уравнений.

Каждый работает в силу своих способностей, время работы ограничено. Слабым учащимся предлагаются карточки «сделай по образцу».

Взаимопроверка в парах. Критерии оценивания записаны на карточке.

Мы научились решать квадратные уравнения. А зачем это нужно? С помощью квадратных уравнений решаются задачи из различных сфер деятельности: в геометрии, в физике, на шахматных турнирах, на полях и даже в кинотеатрах.

6. Домашнее задание. Слайд 12.

Составить кроссворд по теме: «Квадратные уравнения».

Уравнение 3х2+2х-1=0 решить разными способами (минимум 4 способа).

7. Выставление оценок. Подведение итога урока.

Критерии оценки

27 и более «5»

16 – 26 баллов «4»

9– 15 баллов «3»

Менее 9 баллов «2»