|
Урок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" Нижегородская область, п.г.т. Шатки
МОУ Шатковская СОШ № 1
Урок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения и способы их решения"
Выполнила: Дивеева Елена Степановна
учитель математики первой
квалификационной категории.
Цель урока:
Обобщение темы «Квадратное уравнение»; создание условий для осознанного и уверенного владения навыком решения квадратных уравнений, рассмотрение различных способов решения квадратных уравнений. Образовательные задачи урока:
систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельность учащихся при решении квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений. Развивающие задачи урока:
развивать математическое мышление, память, внимание;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
развивать коммуникативные навыки; навыки самостоятельной работы;
развивать устную и письменную речь учащихся;
привить любовь к предмету, желание познать новое. Воспитательные задачи урока:
воспитывать культуру умственного труда;
воспитывать культуру коллективной работы;
воспитывать информационную культуру;
воспитывать потребность добиваться успехов в приобретении знаний; воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности и творчества.
Формы обучения:
Индивидуальная, фронтальная работа, парная работа, групповая (коллективная) деятельность. Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка, презентация, листы учета знаний, карточки.
Хронометраж урока:
Организационный этап – 2 мин
Повторение
Определение квадратного уравнения- 4 мин
Виды уравнений -3 мин
Способы решения уравнений-5мин
Историческая минутка- 1мин
Мастер - класс для учащихся класса-10 мин
Решение уравнений -18 мин
Инструктаж по домашнему заданию -1 мин
Подведение итогов урока -1 мин
Ход урока:
I. Организационный момент. «Настроимся на урок!»
Здравствуйте, ребята и гости нашего урока!
Математику не зря называют «царицей наук». Ей больше, чем какой–нибудь другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующие слова:
Если ты услышишь, что кто-то не любит математику, не верь. Её нельзя не любить - её можно только не знать.
Вы уже умеете решать квадратные уравнения, задачи на составление квадратных уравнений. Но знания нужно не только иметь, но и уметь их показывать, что вы, надеюсь и сделаете на сегодняшнем уроке. А я вам в этом помогу.
-Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока:
Урок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения».
Каждый из вас имеет возможность получить оценку за урок по результатам работы на различных его этапах. Для этого у вас на партах лежат листы результативности, в которые вы будете фиксировать свои успех в баллах.
Лист результативности. Ф.И.
| Карт.1
| Карт.2
| Карт.4
| Карт.5
| Карт.6
| Ответы на устные вопросы
0,5 б.
| Количество
баллов
|
|
|
|
|
|
| Приступим к работе.
2.Повторение
1) Определение квадратного уравнения.
Слайд 3
Ребята, какие уравнения называются квадратными?
Квадратным уравнением называется уравнение вида ах² + вх + с = 0,
где х – переменная, а, в, с – некоторые числа, причем а ≠ 0.
Числа а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения. Число а –
первый коэффициент, в – второй коэффициент, с – свободный
член.
2) Виды уравнений
На карточке № 1 записаны уравнения. Из предложенных уравнений выберите квадратные уравнения. (2 минуты).
Проверим результат. Слайд 4.
Критерий оценивания:
Нет ошибок – 5 б.
1 ош. – 4б.
2 ош. - 3б.
3 ош. – 2б.
4 ош. – 1 б.
5 ош. – 0 б.
Запишите результат в карту результативности.
2)
-- На какие группы можно разбить выбранные уравнения?
( Неполные, полные, среди полных уравнений- приведенные).
Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. На слайде 5 вы видите 5 квадратных уравнений.
В карточке № 2 делаете записи. Определите вид квадратного уравнения и укажите его коэффициенты. За каждый правильный ответ 1 балл записывайте в карту.
Напротив каждой колонки вы ставите плюс, если оно принадлежит к данному виду. Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И.
| полное
| неполное
| приве-
денное
| а
| в
| с
| 1 1,3х2 = 0
|
|
|
|
|
|
| 2. 6х + х2 - 3 = 0
|
|
|
|
|
|
| 3. 49х2 – 81 = 0
|
|
|
|
|
|
| 4. 2х2 - 8х – 7 = 0
|
|
|
|
|
|
| 5. 3х2 - 2х = 0
|
|
|
|
|
|
| Критерий оценивания:
Нет ошибок – 5 баллов.
1 ош. – 4б.
2 ош. - 3б.
3 ош. – 2б.
4 ош. – 1 б.
5 ош. - 0б.
Результат записывается в “Карту результативности”.
Ключ к тесту:
1.
|
| =
|
| 1,3
| 0
| 0
| 2.
| =
|
| =
| 1
| 6
| -3
| 3.
|
| =
|
| 49
| 0
| -81
| 4.
| =
|
|
| 2
| -8
| -7
| 5.
|
| =
|
| 3
| -2
| 0
| Молодцы. С видами квадратных уравнений мы разобрались.
3) Способы решения квадратных уравнений.
Слайд 6
Перед вами 7 уравнений, я сейчас задаю вам вопросы по способам решения квадратных уравнений, а вам надо указать уравнение которое проще всего решить этим способом. Если ответ верный, то откроется буква, соответствующая номеру этого уравнения и мы узнаем имя математика, который занимался изучением уравнений.
Карточка №4
3x2-2x-5=0
х2=5
7x2+14x=0
х2+5x+4=0
х2+4x+4=0
х2-4=0
2x2-11x+5=0
1)Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки? №3 (Д)
2)Какое уравнение можно решить методом выделения полного квадрата? (представить в виде квадрата двучлена.) №5 (И)
3) Какое уравнение решается по формуле, используя четный второй коэффициент? №1 (О)
4)Какое уравнение удобно решить по теореме Виета?
№4 (Ф)
5)Какое уравнение можно решить разложением разности квадратов на множители? №6 (А)
6)В каком уравнении надо применять общую формулу корней квадратного уравнения? №7 (Н)
7)Какое уравнение можно решить извлечением квадратных корней из обеих его частей? №2 (Т)
3. Историческая минутка
Вы догадались, о ком идет речь? Да, имя математика, который занимался изучением уравнений, их классификацией, способами решения – Диофант.
Слайд 7. И не только он! Посмотрите на слайд. На нем изображены ученые, которые внесли свой вклад в развитие этой темы. Наиболее полную информацию о них вы почерпнёте из письменный докладов учеников нашего класса, расположенных на стенде « уголок информации».
4.Мастер - класс для учащихся класса
Названные способы решения уравнений являются базовыми и применяются в школьном курсе математики.
Но имеются и другие способы решения квадратных уравнений.
Четыре ученицы класса провели исследовательскую работу по изучению новых способов решения квадратных уравнений.
Давайте рассмотрим результат их работы.
Слайд 8
Отчет о проделанной работе:
Мы проводили исследовательскую работу по вопросу решения квадратных уравнений новыми способами, не изучаемыми в школьном курсе математики. И обнаружили группу квадратных уравнений, коэффициенты которых и свободный член обладают особым свойством. Если сложить коэффициенты и свободный член уравнения, то получим число 0. Мы начали решать их, и оказалось, что корни таких уравнений: число 1 и число, равное частному от деления свободного члена уравнения на старший коэффициент. Найденный способ позволит устно определять корни таких уравнений.
Свойства коэффициентов квадратного уравнения
Если в уравнении ax2 + bx + c = 0
a + b + c = 0,
то х1= 1, х2 = с/а
x2 +23x-24=0
19x2 - 29x+10=0
2013 x2 -2014x+1=0
Объяснить на примерах.
Слайд 9
Мы обнаружили другую группу квадратных уравнений, коэффициенты которых тоже обладают особым свойством. Если сложить старший коэффициент и свободный член уравнения, то получим второй коэффициент. Решая их, мы выяснили, что их корни: число -1 и число, равное – с/а. Найденный способ позволит устно определять корни таких уравнений.
Свойства коэффициентов квадратного равнения
Если в уравнении ax2 + bx + c = 0
a + c – b=0,
то х1= -1, х2 = - с/а
x2 -9x-10=0
5x2+4x-1=0
2013 x2 +2014x+1=0
Объяснить на примерах.
Давайте выясним, понятен ли вам новый способ решения квадратных уравнений – по свойству коэффициентов.
Слайд 10
Решить устно уравнения. Записать ответ в карточку № 5 . За каждый правильный ответ 1 балл.
1) -3х2 +5 х - 2 = 0
2) 200х2 – 23х – 177 = 0
3) 90х2– 25х -115 = 0
4) 7х2 – 10х +3 = 0
5) 12х2 +13х +1 = 0
Слайд 11 Проверка ответов. Запишите результат в лист результативности.
1) х1= 1, х2 = 2/3
2) х1= 1, х2 = - 177/ 200
3) х1= - 1, х2 = 115/90= 23/18= 1
4) х1= 1, х2 = 3/7
х1= -1, х2 = - 1/12
5. Решение уравнений
Вернемся к основным школьным методам решения квадратных уравнений.
Возьмите карточку № 6 .
Вам предлагается решить несколько квадратных уравнений.
Каждый работает в силу своих способностей, время работы ограничено. Слабым учащимся предлагаются карточки «сделай по образцу».
Взаимопроверка в парах. Критерии оценивания записаны на карточке.
Мы научились решать квадратные уравнения. А зачем это нужно? С помощью квадратных уравнений решаются задачи из различных сфер деятельности: в геометрии, в физике, на шахматных турнирах, на полях и даже в кинотеатрах.
6. Домашнее задание. Слайд 12.
Составить кроссворд по теме: «Квадратные уравнения».
Уравнение 3х2+2х-1=0 решить разными способами (минимум 4 способа).
7. Выставление оценок. Подведение итога урока.
Критерии оценки
27 и более «5»
16 – 26 баллов «4»
9– 15 баллов «3»
Менее 9 баллов «2» |
|
|