Главная страница


Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/4
Ю. Н. Макарычева
Дата13.02.2016
Размер0.92 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) С учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с авторской про­граммой Ю. Н. Макарычева.

Данная рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю)

Требования к математической подготовке учащихся 7 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

  • формулы сокращенного умножения;

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;

  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х2;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.


1. Выражения и их преобразования. Уравнения (19 ч.)

Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.

Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.

Статистические характеристики.

Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.

Знать простейшие статистические характеристики.

Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.

2. Функции (14 ч.)

Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+Ь и её график. Функция у=кх и её график.

Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+Ь, у=кх.

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы

3. Степень с натуральным показателем (12ч.)

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.

Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2 , у=х3 .

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

4. Многочлены (19 ч.)

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.

Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».

Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.

5. Формулы сокращённого умножения (20 ч.)

Формулы (a±b) = a2 ±2ab+b2, (a-b)(a + b) = а2–b2 ,[{a±b)(a2+ab+b2)]. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители.

Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители.

Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.

Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.

6. Системы линейных уравнений (18 ч.)

Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.

Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.

Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.

8. Статистика и теория вероятности (18 часов)

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать: а) основные понятия и определения по теории вероятностей и статистике по программе;

б) формулы нахождения вероятности события, сложения и умножения вероятностей;

уметь: а) уверенно искать нужную информацию в таблице;

б) выполнять элементарные вычисления по табличным данным;

в) строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным;

г) объяснять и вычислять медиану, среднее арифметическое, размах и дисперсию для набора чисел;

д) приводить примеры случайных событий и случайной изменчивости;

д) владеть алгоритмами решения основных задач;

е) пользоваться статистическим языком для описания предметов окружающего мира.

9. Повторение. Решение задач (13 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).


Примерное календарно-тематическое планирование учебного материала по алгебре для 7-го класса



Номер урока

Тема урока

Коли­чест­во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подго­товки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнитель­ного содержания

Домашнее задание

Дата про­веде­ния

1

3

4

5

б

7

8

9

10

11

Повторение материала, пройденного в 6 классе (3 часа)
Выражения, тождества, уравнения (19часов)

4

Числовые

Выражения, п.1

1

Повторение

и закрепле­ние изучен­ного мате­риала

Сложение, вычи-тание, умно­жение, деление десятич-ных и обыкновен-ных дробей

Уметь складывать, вычи­тать, умножать и делить деся­тичные и обыкновенные

дроби

Математический диктант




п. 1,№2,

6(а-г), 15, 18




5

Выражения

с перемен-

ными,п.2

1

Применение

знаний

и умении

Правила сложения положительных и отрицательных чисел

Уметь находить значение выражения при заданных значениях переменных

Фронтальный

опрос




п. 2, №21,

23, 25, 30,

45




6

Выражения

с перемен-

ными

1

Закрепление

изученного

материала

Действия с положительными и отрицательными

числами

Знать правила сложения, умножения,

деления отрицательных чисел и чисел с

разными знаками

Самостоятельная работа (10 мин):

С-1, №1(а;в),2(a);

С-4,.№2,3(а)

(ДМ)

Умение нахо-

дить значение

выражения

рациональным способом

п. 2,

№ 28 (а),

32, 39,46




7

Сравнение

значений

выражений

1

Ознакомлениес новым

учебным материалом

Значения числовых и алгебраических выраже­ний

знать способы сравнения

числовых и буквенных вы­ражений. Уметь срав­нивать выра­жения

Фронтальный

и индивидуальный опрос




п. 3, № 49,

51, 53 (а),

67,69




8

Сравнение

значений

выражений

1

Закрепление

изученного

материала

Чтение неравенств и запись в виде неравен­ства и в виде двойного нера­венства

Уметь читать

и записывать

неравенства и двойные не­равенства

Математический диктант

Умение состав-лять и решать текстовые задачи на сравнение вы-ражений (в том числе и на проценты)

п. 3, № 58,

62, 65,

68 (а, б), 66




9

Свойства

действий

над числами

1

Повторение

и системати-зация знаний

Знание свойств

действий над

числами

Знать формулировки

свойств действий над числа­ми

Фронтальный

и индивидуальный опрос




п. 4, № 72,

74, 79 (а),

81,83




10

Свойства

действий

над числами

1

Применение

Знаний и

умений

Знание свойств

действий над

числами

Уметь применять свойства действий над числами для преобразования выражений

Самостоятель-

ная работа

(10 мин):

С-6,№ 1,2,3

(ДМ)

Применение свойств действий над числами для рационализации вычислений

п. 4, № 71(а,в),

78, 75(а,в),

80,82




11

Тождества..

Тождественные преобразования

выражений

1

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Понятия тождества, тождественно равных

выражений

Знать: определение тождества и тождес-венные преобразования выражений

Фронтальный

и индивиду-

альный опрос




п. 5, № 86,

91, 93,109




12

Тождества.

Тождественные преобразования

выражений

1

Применение

знаний

и умений

Приведение по-

добных слагаемых. Правила раскрытия скобок

Уметь: приводить подобные слагаемые,

Раскрывать скобки, упро­щать выраже­ния, используя тождест-венные преобразования

Индивидуальные карточки.

Составление

выражений

по условию

задачи и его

упрощение

п. 5, № 96,

99,102 (а, б),

103 (а-в),

108




13

Тождества.

Тождественные преобразования

выражений

1

Применение

знаний

и умений

Свойства действий над числами. Правила действий с обыкновенными дробями. Правила раскрытия

скобок.

Уметь: расширять и обобщать знания о выражениях и их преобразованиях,

Предвидеть возможные последствия своих действий.



Проверочная

самостоятельная работа(15 мин):

С-7, № 3 (а, б, в),

3 (а, б), 5 (а, б),

6 (а, б), 7 (а, б)

(ДМ)

Уметь самосто-ятельно выбрать рациональный способ решения задач, преобра-зования выра-жений, приве-дения подобных слагаемых.

п. 5, № 105(а,б,в),

106 (а),

107 (а),110




14

Контр.работа 1 «Выражения. Тождества»,

п.1-5

1

Контроль

знаний

и умений

Свойства действий над числами. Правила

раскрытия скобок

Уметь применять знание материала при

выполнении

упражнений

Индивидуальное решение

контрольных

заданий




Повторить

материал

п. 1-5




15

Анализ контрольной работы.

Уравнение и его корни.

1

Ознакомле-ние с новым материалом

Понятия: уравнение, корни уравнения, равносильные уравнения

Знать: определения уравнения, корни уравнения и равносильные уравнения

Фронтальная и индивидуальная работа




п. 6, №115,

113 (а, б), 116(а),122




16

Уравнение

и его корни

1

Закрепление

полученных знаний

Свойства, используемые при решении уравнений

Уметь находить корни уравнения(или дока-зывать, что их нет)

Математический диктант




п. 6, №117,

120 (а, г), 123,125




17

Линейное

уравнение

с одной переменной

1

Ознакомление с новым учебным материалом

Понятие линейного уравнения с одной переменной

Знать: определение линейного

уравнения с одной переменной

Фронтальный

опрос




п. 7,

№ 127 (а-в), 128 (а-г), 129 (а-г),139




18

Линейное

уравнение

е одной переменной

1

Закрепление

полученных

знаний

Свойства уравнений и тождественные преобразования

Уметь решать

линейные уравнения одной переменной

Самостоятельная работа(15 мин):

С-8, № 1 (а, б, в);

С-9, № 1 (а, б),

2(1,2,3),3(ДМ)

Уравнения

с модулями

п. 7, №131

(а, б), 141

132 (а, б),

133 (а, б),

140 (а, б),





19

Решение за-

дач с помощью уравнений

1

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Алгоритм решения задач с помощью составления уравнений

Знать алгоритм решения задач с помощью составления уравнений

Фронтальная

и индивидуальная работа




п. 8, №144,

146,150,

155




20

Решение за-

дач с помощью уравнений

1

Закрепление изученного материала

Свойства уравнений, применяемые при решении.

Уметь решать задачи с помощью линейных уравнений с одной переменной

Практикум и фронтальный опрос

Решение логических задач

п. 8, №152,

154,159,

166




21

Решение за-

дач с помощью уравнений

1

Применение знаний и умений

Задачи на движение и на проценты

Уметь решать задачи с помощью уравнений

Самостоятельная работа(15 мин):

С-10 № 1, 2, 3, 4,

5, 6 (ДМ)

Решение логических задач

п. 8, №149,

156,160,

164




22

Контрольная

работа 2 «Уравнение с одной переменной», п.6-8.

1

Контроль,

оценка

и коррекция

знаний

Уравнения с од-

ной переменной, задачи

Уметь обобщать и расши­рять знания, самостоятельно выбирать спо­соб решения уравнений, владеть навы­ками контроля и оценки своих знаний

Индивидуальное решение

контрольных

заданий




Повторить

п. 6-8




Функции (14 часов)

23

Анализ кон-

трольной

работы.

Что такое функ-

ция

1

Ознакомление с новым

учебным

материалом

Функция, зависимая и независимая переменные

Знать определение функции.

Уметь устанавливать функциональ­ную зависимость

Фронтальная

и индивидуальная работа




п. 12,

№ 259, 262,

265,266




24

Вычисление

значений

функций

по формуле

1

Ознакомление с новым

учебным ма-териалом

Значение функции

j

Уметь находить значение

функции по

формуле

Текущий




п. 13,

№ 267, 270,

273,281



  1   2   3   4